Развитие мозга и природосообразное обучение с точки зрения возрастной психологии.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Напомним, что мы считаем нецелесообразными раннее обучение письму, чтению, математике и вообще занятия в «школьном» формате по двум основным причинам.

Во-первых, эти виды деятельности требуют развития определённого уровня логического мышления, формирующегося примерно к 6-7 годам, а также определённых особенностей мотивационно-волевой сферы (учебная мотивация, произвольность), которые возникают приблизительно к этому же возрасту.

Если эти психологические качества сформированы, то ребёнок обучается с интересом, адекватно воспринимая учёбу как труд, направленный на получение новых знаний и навыков, активно и во многом самостоятельно преодолевая возникающие трудности.

Если же ребёнка начинают целенаправленно учить читать, писать и считать в раннем возрасте, когда эти психологические предпосылки учебной деятельности ещё отсутствуют, то овладение знаниями и навыками идёт гораздо труднее, приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы обмануть природу ребёнка, заставив её работать на несоответствующие целям возраста задачи.

Во-вторых, чрезмерная загруженность детей учёбой, смещение фокуса внимания родителей и воспитателей с адаптации ребёнка к реальной жизни, его обучения бытовым и социальным навыкам на раннее обучение чтению, письму и математике приводит к тому, что задачи возраста не выполняются, и в развитии происходит определённый перекос: мы получаем ребёнка, владеющего какими-то совершенно не нужными ему знаниями, а время для развития тех навыков, которые полезны, нужны и легче всего усваиваются именно в этом возрасте, уже упущено.

Для более глубокого и всестороннего понимания принципа природосообразности в образовании важно иметь представление не только о психологической динамике развития детей, но и о закономерностях созревания головного мозга.

Дело в том, что для любой полноценной деятельности необходимо, чтобы те структуры и функции головного мозга, которые составляют физиологическую основу данной деятельности, были сформированы. Это относится к абсолютно любой сфере, в том числе к учебной вообще, к счёту, чтению, письму, а также к овладению какими-либо формальными понятиями или их системами в частности. Известно, что на момент рождения формирование головного мозга не завершено, оно продолжается не только в течение всего детства, но даже за его пределами. Соответственно, и возможности мозга на разных возрастных этапах различны.

1. Миелинизация нервных волокон головного мозга

Ещё в период внутриутробного развития нервные волокна начинают покрываться миелиновыми оболочками. Не будем подробно рассматривать их структуру, сразу скажем об их свойствах.

Во-первых, они изолируют нервное волокно от окружающей среды. Это позволяет клетке более экономно и целенаправленно расходовать энергию на генерирование и передачу электрического сигнала, то есть повышает её КПД. Во-вторых, повышается скорость передачи сигнала по нервному волокну, что опять-таки повышает эффективность работы клетки. Таким образом, в результате миелинизации нервных волокон все процессы, которые регулируются данными клетками, становятся более быстрыми, точными и требуют меньше сил.

Процесс миелинизации протекает постепенно, притом чем сложнее функция, которая обеспечивается данными клетками, тем позднее миелинизируются их волокна.

-Проводящие пути спинного мозга, обеспечивающие непроизвольные, рефлекторные движения, а также структуры продолговатого мозга, ответственные за дыхание, сосание, глотание, кашлевой и рвотный рефлексы, миелинизированы уже к моменту рождения.

- Волокна речевых центров покрываются миелиновыми оболочками к 2-3 годам, и именно в этом возрасте ребёнок, как правило, делает скачок в речевом развитии.

- Миелинизация волокон пирамидной системы, регулирующей произвольные движения, завершается примерно к 4 годам, и мы можем видеть, насколько движения четырёхлетнего ребёнка более легки, точны, скоординированны, чем, к примеру, движения годовалого малыша.

-Ассоциативные волокона коры головного мозга (волокона, связывающие между собой нейроны различных корковых зон, которые обеспечивают связь между различными сенсорными системами, сложные формы переработки информации, выработку сложных программ действий, в общем — те целенаправленные интеллектуальные действия, которые требуются от ребёнка в школе), они начинают покрываться миелиновыми оболочками позже остальных волокон, а завершается этот процесс (да и то не полностью) лишь к 7–9 годам.

Поэтому та же самая арифметическая задача в два действия, которую легко и быстро может понять и решить семи- восьмилетний ребёнок, пятилетнему (а также его родителям!) доставит немало хлопот — и не потому, что ребёнка мало или по каким-то неправильным методикам раннего развития учили математике, не потому, что он чего-то не знает, а потому, что соответствующие нервные процессы пока несфокусированы, они проходят медленно и с очень большими энергозатратами. Учить пятилетнего ребёнка решать такие задачи — это всё равно что учить двухлетку кататься на коньках: всё время натыкаешься на какую-то невидимую стену непонимания, невосприятия, невозможности... Но пройдёт каких-нибудь три года, и тот же малыш с удовольствием встанет на коньки и уже к концу первого посещения катка почти уверенно заскользит по льду — созрел. Так же и с арифметикой — есть возраст, когда ребёнок готов, дозрел, и тогда он легко понимает то, что пару лет назад был неспособен понять, и результат становится значительно лучше при гораздо меньших затратах сил.

2. Созревание фронто-таламической регуляторной системы

Приблизительно до 6 лет целенаправленная деятельность ребёнка обусловлена в основном эмоциональным привлечённым вниманием. Нейрофизиологи связывают его с функциями лимбической системы, ответственной за эмоциональную регуляцию поведения. К концу дошкольного возраста созревает новое функциональное образование — фронто-таламическая система, благодаря которой в управлении целенаправленной деятельностью важную роль начинает играть информационная, рациональная составляющая. Участие фронто-таламической системы в регуляции поведения и высших психических функций обеспечивает физиологическую основу того качества, которое психологи называют произвольностью и считают одним из важнейших признаков школьной готовности. Импульсивные реакции ребёнка становятся более целенаправленными и управляемыми, он обретает способность сопротивляться отвлекающим факторам, сознательно удерживая внимание на решаемой задаче.

Излишне говорить о том, какую важную роль играет эта способность в обучении. Без неё даже при яркой природной одарённости ученик быстро достигнет своего «потолка» — всё потому, что над развитием таланта необходимо регулярно и целенаправленно трудиться.

3. Созревание лобных долей коры головного мозга

О лобной коре и её роли в организации психической деятельности важно сказать отдельно. Она не отвечает за переработку какой-то специфической информации — зрительной, слуховой и так далее. Её роль сложнее: она интегрирует информацию от разных областей мозга и участвует в выработке и контроле сложных программ действий. Именно эти области коры учёные связывают с оперативной памятью, логическим мышлением, анализом и оценкой событий, планированием, решением различных задач, наиболее сложными формами поведения. Анатомически в старшем дошкольном возрасте начинается высокий темп роста ассоциативных слоёв, увеличение объёма нейронов, компактности нейронных группировок, активное формирование базальных дендритных комплексов в различных полях коры лобной доли. Расширяется система связей нейронов лобных полей с другими структурами мозга. Данный процесс продолжается до 9-10 лет, как и миелинизация волокон лобных полей коры. Поэтому в период с 6 до 10 лет стремительно совершенствуется организация сложной психической деятельности, повышается скорость и лёгкость решения интеллектуальных задач, и именно поэтому на данном возрастном этапе обучение ребёнка решению различного рода интеллектуальных задач в большом объёме, то есть начало школьного обучения, будет наиболее эффективным.

Возникает вопрос: а может быть, если мы начнём тренировать ребёнка на выполнение каких-либо интеллектуальных задач в более раннем возрасте, все необходимые мозговые преобразования тоже произойдут раньше? Ведь существует же обратная связь, и не только развитие мозга влияет на способности к обучению — регулярная тренировка в решении разного рода задач тоже воздействует на наработку различных нейронных связей и развивает мозг?

Да, обратная связь существует, и тренировать мозг можно и нужно. Но это совсем не означает, что возможно «натренировать», например, двухлетнего ребёнка на решение уравнений или осмысленное чтение. Все процессы возможно развивать и совершенствовать, но в рамках возрастных возможностей, с учётом логики развития. Нельзя научить ребёнка чтению, «перепрыгнув» через развитие устной речи и образного мышления, нельзя научить танцам или фигурному катанию, «перепрыгнув» через ползание, ходьбу, бег и прыжки. Нельзя научить алгебре, минуя арифметику.

В решении любой задачи мозг работает целостно и системно, в нём действуют не только какие-то изолированные, новые связи, но и наработанные ранее. Чтобы мозг работал полноценно, чтобы в нём использовались все эти нужные связи, необходимо, чтобы была выдержана правильная, природосообразная логика его развития — от простых функций к сложным (потому-то эти простые и лежат в основе сложных), при этом выдержана сообразно с генетически обусловленными процессами, такими как рост числа нейронов или миелинизация их отростков. Тогда и только тогда ребёнок сможет лучшим образом раскрыть возможности своего мозга в реальной жизни.

А попытки искусственного, несообразного с природной логикой развития, воздействия на формирующийся мозг с помощью каких-либо «волшебных» методик, якобы развивающих его сверхспособности, приведут лишь к искажениям и перекосам в его работе.

Комментарии: