РАЗМЫШЛЕНИЕ О ТВОРЧЕСТВЕ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Итак, одна из основных проблем, возникающих перед сознанием, рискнувшим на чистое творчество – проблема реализации ментальной конструкции, способной репрезентировать и менять саму себя.

Несмотря на неоднократно подчеркиваемый беззнаковый характер используемых для этого ментальных актов, для предварительного описания и передачи самой структуры того, что следует сделать, знаки и символы все-таки нужны. Более того, желательно даже достичь определенного уровня изощренности в пользовании знаковыми структурами, введя для этого термины, позволяющие более точно и корректно дистинктировать обычно слипающиеся до неразличения ментальные аспекты:

Памятование – это то, что позволяет осуществлять удержание некоторого ментального акта: мысли, представления и т.д.

Намеревание – то, что позволяет намечать и инспирировать появление определенных ментальных актов в будущем.

Момент настоящего, исходя из такого понимания, предстает как взаимопересечение и взаимоналожение памятования и намеревания.

Если вы попробуете проверить это утверждение, обратившись к интроспективному опыту, то, скорее всего, обнаружите, что прямо сейчас в сознании действительно представлено памятование (например, о том, с чего начиналось это предложение) и намеревание (например, проверить в результате его прочтения догадку о том, к чему, собственно, клонит автор).

Однако представлены в сознании они могут быть существенно по-разному. Что из них является фигурой, а что – эмоциональным фоном, на котором эта фигура воспринимается?

Дело в том, что один и тот же ментальный акт может восприниматься как минимум двумя способами: либо непосредственно, попадая в фокус осознавания, либо фоново – как элемент эмоционального состояния.

Небольшая иллюстрация этого:

В некоторых ситуациях я могу сосредоточиться на удержании определенного образа – в модусе памятования, в этом случае дальнейшие ментальные акты (например, задающие удержание и воспроизведение этого образа) – в модусе намеревания – будут даны мне как эмоциональный фон. Некоторое смутно (или явно) ощущаемое намерение.

В других случаях я, наоборот, могу предпочесть сконцентрироваться на том, какую именно мысль думать в следующий момент – для достижения некоторого результата. Памятование (скажем, о цели, с которой я это делаю), необходимое для того, чтобы осуществить этот трюк, будет частью эмоционального фона. Общего контекста.

Итак, эмоциональное восприятие каждое мгновение накладывается на ментальное. И характер этого наложения может быть разным, собственно и задавая структуру осознавания.

Рассмотрим теперь более подробно модус намеревания, безусловно, важный для творчества. Для того чтобы осознанно изменить нечто в его структуре (и выстраивать ментальные акты в следующее мгновение немного иначе), необходимо предварительно каким-то способом представить себе это изменение. Но «где» представить? В рамках того же модуса намеревания, т.е. в том же пространстве «мысли, забегающей вперед» или «эмоции, ощупывающей возможное будущее». Таким образом, при попытке осознанного изменения структуры, выстраивающей ментальные акты, по заранее задуманному плану получается нечто наподобие фрактала. Как правило, человек с этим вызовом парадоксальной самоприменимости не справляется. В результате не достигая Помысла-Самодержца, или дхьян.

Но, если речь идет о творчестве по созданию структуры своих же ментальных актов, как раз-таки необходимо «взять» этот парадокс, умудриться осознать его одним судьбоносным ментальном актом. Как?

Разумеется, невозможно представить здесь полноценное знаковое описание того, что по определению имеет беззнаковую природу. Хочу поделиться лишь одним из важных начальных ориентиров:

Когда в медитации модусы памятования и намеревания идентичны – полностью совпадают в одном результирующем ментальном акте – это помогает стабилизировать соотношение эмоционального и ментального способов восприятия, исключив фактор изменчивости во времени. Неизменное и длительное воспроизведение одного и того же ментального паттерна на бэкграунде сознания, гасящее скачки и флуктуации намеревания и памятования, делает ощутимыми и хорошо прослеживаемыми любые изменения этого соотношения. А значит – открывает возможность для «схватывания с двух сторон» двух этих модусов: параллельного эмоционального ощущения и обдумывания структуры ментального акта, когда невозможность в полной мере осознать протекающее прямо сейчас собственное осознавание как фигуру преодолевается за счет восприятия его как части фона. И наоборот.

Может быть, именно поэтому одним из самых заметных – хотя и побочных с точки зрения традиции – эффектов медитации является мощный взлет творчества?

Комментарии: