Расстройства пищевого поведения: зависимость XXI века?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-28 17:44

Психология

Автор: Анжелика Демина, научный редактор СМТ

Редактор: Максим Иванников, научный редактор СМТ

Данная статья была опубликована на сайте: CMT — Научный подход

Булимия, анорексия, переедание — эти названия хотя бы раз слышал каждый. В этой статье мы рассказываем, что это такое, какие есть симптомы и как всё это связано с психическим процессами. Как еда может стать наркотиком? Почему «просто есть» — не так-то просто? Как растёт статистика пищевых расстройств? И почему вы тоже можете быть в группе риска?

РПП: виды и симптомы

РПП, они же расстройства пищевого поведения — это класс психических расстройств, связанных с нарушением восприятия приёма пищи. Это когда человек не может «просто есть» или «просто не есть».

Обычно у больного РПП еда занимает чрезмерно много пространства в голове, вызывает навязчивые мысли и страхи, а также опасные для здоровья модели поведения. Еда (и контроль за питанием) в данном случае выступает скорее как инструмент подавления тревоги, стресса и реализации перфекционизма, а не как самоцель.

Самые распространённые РПП:

  1. Нервная анорексия / Anorexia nervosa. Симптомы: сильный страх набора вес (даже если текущий вес уже настолько низок, что опасен для здоровья); чрезмерное влияние формы тела на самооценку; потребление критически малого количества еды. Как правило, у больного анорексией масса тела ниже нормы, но это скорее следствие, а не условие для диагноза. Бывает ещё и атипичная анорексия — это когда есть все симптомы, но масса тела в норме. Подробнее читайте по ссылке здесь.
  2. Нервная булимия / Bulimia nervosa. Симптомы: повторяющиеся эпизоды переедания большим количеством еды, часто — втайне от других людей; ощущение потери контроля во время переедания; стыд и вина; компенсаторное поведение — самопроизвольное вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и т.д. Подробнее читайте здесь.
  3. Компульсивное переедание / Binge eating disorder. Симптомы: повторяющиеся приступы переедания с поглощением большого количества еды; ощущение потери контроля во время переедания; стыд и вина; в отличие от нервной булимии, у страдающих от КП часто отсутствует компенсаторное поведение. Подробнее читайте здесь.

Расстройства приёма пищи искажают восприятие человека и воздействуют на психику в долгосрочной перспективе. Поэтому лечение человека с такими расстройствами — это непростой и долгий процесс.

Начинаясь как психические расстройства, РПП в дальнейшем влияют на физическое здоровье — происходят сбои в гормональной системе, нарушается работа жизненно важных органов, что в запущенных случаях может привести к смерти. Статистика смертности и самоубийств при нервной анорексии и булимии не очень радужная.

Про распространённые мифы об РПП читайте здесь.

Как расстроить приём пищи?

Поговорим о формировании цикла зависимости от еды и нарушении механизма голода-насыщения. Когда человек принимается худеть из-за недовольства своей фигурой, то весь процесс начинается с желания что-то «исправить» в себе.

Мысль «я неправильный, потому что толстый» может распространить влияние на другие сферы жизни.

Явно или окольно, человек начинает измерять свои успехи, популярность в социуме и пользу через оценку собственной фигуры, своего тела. «Полезная» еда становится «хорошей», разрешённой, а «вредная» — «плохой», она под строгим запретом.

Если диета была нарушена, чувство вины вынуждает ещё упорнее контролировать своё пищевое поведение… И за контролем снова срыв. Таким образом появляется замкнутый цикл. У некоторых людей он может стать настоящим циклом зависимости. Например, при компульсивном переедании может сформироваться такой цикл:

Кроме того, у людей с РПП со временем нарушаются механизмы голода и сытости. То, что для здорового кажется пустяком («просто поешь, и всё!»), для человека с булимией или анорексией может стать настоящим испытанием.

Допустим, кто-то на протяжении долгого времени подавлял естественные позывы к голоду и испытывал страх по отношению к еде. Будет уместно сказать, что такой человек попросту «разучился» есть — «нормально» есть. Это усложняет процесс лечения.

Приходится заново заново учиться чувствовать своё тело, распознавать его сигналы и работать со своими эмоциями.

Развитию РПП сопутствуют нездоровые сценарии поведения, среди них:

— системное подавление чувства голода;

— следование жёсткому расписанию приёмов пищи;

— разделение пищи на «хорошую и плохую»;

— исключение пищевых групп из рациона (здесь исключая случаи аллергии, реальной непереносимости, и лечебного профилактического питания);

— наказания за «срыв» через тренировки и голодание;

— заедание стресса и так далее.

Группы риска: статистика РПП

Проблемы с едой касаются не только определенных групп населения. Считается, что главная целевая аудитория РПП — это женщины 14-25 лет, как правило, из развитых стран.

Из-за этого в обществе мутировал стереотип: что от пищевых расстройств страдают только «белые богатые девочки», в основном на Западе, дескать, от хорошей жизни. Это не так.

Проблемы с питанием встречаются и у малообеспеченных людей, страдающих от дефицита питательных веществ. Таким людям пища не всегда доступна, иногда приходится голодать. А это может привести к развитию разных патологий пищевого поведения.

В одном исследовании опросили людей с низким достатком — это 503 добровольца, которые получают еду преимущественно по социальным карточкам. Более половины из них (65%) — латиноамериканцы. Так, симптомы компульсивного переедания отметили 23% респондентов. Если говорить про клиническую картину в целом, то 17% участников имели все необходимые симптомы для диагноза «расстройство пищевого поведения».

Что касается пола — действительно, женщины в среднем чаще страдают от пищевых расстройств, чем мужчины. Но! Это не значит, что такой проблемы среди мужского населения не существует.

Из-за печального стереотипа о том, что РПП — это «женская» болезнь, происходит подавление и отрицание проблемы среди мужчин с симптомами РПП. Это провоцирует рост заболеваемости среди этой группы за последние десятилетия.

На данный момент, согласно общественным исследованиям и опросам, около 25% людей с пищевыми расстройствами — это мужчины.

А вот показательные данные из клиник: там количество мужчин из общей выборки составило 10%. Это говорит о том, что в реальной жизни большое количество мужчин с симптомами РПП, вероятно, не обращаются за помощью.

В научных статьях отмечается, что в последнее время в мире всё больше растут показатели расстройств пищевого поведения. Один из важных факторов — популярность низкокалорийных диет.

Считается, что люди, умеренно практикующие разные диеты, рискуют заболеть расстройством пищевого поведения в 5 раз сильнее, чем те, кто не придерживается диет. Также известно, что соблюдение диеты увеличивает риск появления симптомов булимии, поскольку при жёстких диетических ограничениях нередко происходит физическое и эмоциональное истощение.

Есть одно интересное исследование. Изучали молодых людей, которые в подростковом возрасте пробовали жёсткие диеты и нездоровые ограничения в питании, чтобы похудеть. Через 5 лет после окончания школы их опросили — опрос прошли более двух с половиной тысяч мужчин и женщин.

Результаты исследования таковы: диеты и чрезмерный контроль питания и веса предсказывают исходы, связанные с ожирением и расстройствами пищевого поведения через 5 лет.

РПП — это зависимость?

Расстройства приёма пищи — это аддикция, то есть зависимость. Точно такая же, как зависимость от алкоголя или наркотических веществ. Исследователи отмечают, что до половины страдающих от РПП людей склонны к злоупотреблению психоактивными веществами или алкоголем.

Эта статистика сопровождается исследованиями дофаминергической системы у женщин, страдающих от компульсивного переедания. Сейчас обсуждаются гипотезы, что компульсивное переедание и булимия включают тот же «патофизиологический механизм», что и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Всё это подводит к мысли, что расстройства пищевого поведения могут быть связаны с риском наркотической зависимости. Но в том, что сама еда может превратиться в «наркотик», нет ничего удивительного. Подобные тенденции — естественное следствие унаследованной культуры.

Выводы

РПП в последние десятилетия захватило всё больше людей по всему миру. В какой-то момент опасные заболевания даже стали набирать нездоровую популярность — из-за романтизации психических расстройств. Но в этом нет ничего романтического. РПП — это не шутка и не способ привлечь внимание. Это проблемы с восприятием и психикой, которые необходимо решать.

Людям, страдающим от РПП, стоит начать с признания проблемы и обратиться к специалисту за помощью. Родным и близким — понять и поддержать, потому что это важный момент в реабилитации.

То, что еда стала инструментом подавления тревоги, нет ничего постыдного. Среда, в которой мы живём, создаёт для этого все условия. Бум гастрономического производства в развитых странах плюс поп-культура с глянцевыми идеалами — это уже гремучая смесь для развития неадекватного отношения к пище и своему телу.

Возможно, идеи принятия своего тело в питании и жизни — это необходимая мера в современном мире? Более того — важная и для того, чтобы построить действительно красивую и здоровую фигуру.

Поэтому, если у вас есть проблемы с диетами и восприятием пищи даже без стадии расстройств, формирование адекватного восприятия своего тела и еды жизненно необходимо.


Источник: m.vk.com

Комментарии: