Практики неформального обучения

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-27 00:51

образование

Современный мир развивается с невероятной скоростью: технологии становятся сложнее и доступнее одновременно, требуют быстрой обработки информации и адаптации к новым условиям обучения и труда. Это значит, что и система образования не может стоять на месте – ей требуются новые методы, подходы и способы реализации целей.

Именно с ориентировкой на запрос общества в инновационной форме обучения и возникла теория (и как следствие, практика) неформального образования (non-formal education). Это сравнительно новый тип обучения, который стали применять на практике лишь в последние два десятилетия. Екатерина Смирнова, эксперт SF Education, разбирается, что такое неформальное образование и что принципиально отличает его от формального (традиционного).

Термины «формальное образование» и «неформальное образование» были введены Ф. Кумбе в работе «Кризис образования в современном мире». Согласно представлению этого ученого, образование как процесс имеет не только ступени, но и различные степени организации. Формальное образование в данном случае – это традиционная институциональная форма обучения, организованная и систематизированная; она представлена в школах, университетах и прочих учреждениях.

В случае с неформальным образованием фокус с государственных учреждений как организаторского субъекта смещается в пользу лица или компании, оказывающей услугу. Таким образом, non-formal education – это любая организованная и систематизированная деятельность обучающего характера, не являющаяся результатом обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (школы, университета).

Обе формы образования предполагают намерение учащегося достигнуть образовательных результатов, однако неформальное образование чаще всего не предполагает получения сертификата.

Иными словами, неформальное образование – такой способ получения навыка, в котором учащийся нуждается в соответствии с личным запросом, а не предъявленным к нему сторонним требованием. Такое образование играет важную роль в обучении детей и взрослых, не имеющих, к примеру, возможности посещать школу. Неправительственные организации, занимающиеся образованием и развитием, в основном проводят работу в виде неформального образования.

К неформальному образованию можно отнести общинные учебные центры, группы грамотности для взрослых, обучение на рабочем месте, заочное образование для жителей отдаленных районов и даже высшее неформальное образование.

В России такое образование обычно сводится к курсам повышения квалификации, тренингам и семинарам. Что не совсем верно с точки зрения изначального значения термина. Он предполагает программу, которую за границей обычно называют «Long Life Learning» (от англ. «обучение в течение всей жизни»), и особенность её заключается именно в том, чтобы добровольно получать необходимые навыки, не всегда получая при этом фактическое подтверждение их наличия. Так, например, одной из разновидностей неформального обучения является обучение на рабочем месте: сертификат о его прохождении обучающийся не получит (как получили бы на курсах повышения квалификации), но необходимым для работы навыком овладеет.

Суть неформального образования заключается в том, оно представляет собой все виды обучения, главное – наличие конечной точной, но добровольно выбранной цели. Такая деятельность не ограничена рамками профессионального обучения, но вполне может дополнять его, прибавляя к формальному обучению ряд узкоспециальных компетенций и навыков.

В современной России часто рассматривают неформальное образование как разновидность дополнительного. Однако оно вполне может быть и основным. Так, например, у нас есть школы, продвигающие и реализующие идею свободного обучения. Такие заведения обычно ориентируются на персональную потребность ребенка или взрослого в образовании, а не на установленную норму часов по предмету.

Неформальное образование ориентировано на деятельность. Представим себе, что вы в какой-то момент заинтересовались, допустим, футболом. Традиционная школа предоставила вам книги с правилами, историей вида спорта и портретами всех великих игроков, видео и даже образцы формы футболистов прошлых лет. Интересно ли это? Вполне. Но научились ли вы играть в футбол?

Неформальное образование в первую очередь будет озабочено тем, чтобы с помощью эксперта научить вас играть в футбол. Или считать с помощью счетов. Выбирайте вид деятельности и пробуйте. Традиционная же форма обучения ограничена конкретным набором дисциплин и требований к ним.

Во вторую очередь такое образование ставит себе задачу сформировать критическое мышление у ученика, научить выставлять личные границы, планировать и распределять ресурсы.

Эти два фактору привели к тому, что большая часть практик традиционного образования оказалась неприменима в неформальном обучении, и потому были сформированы иные, более соответствующие новым образовательным целям.

Рассмотрим некоторые из них поближе:

  1. Коучинг (coaching) – это метод, в котором коуч (coach - тренер) помогает учащемуся достичь личной или профессиональной цели путем консультативного взаимодействия с учеником. Эта практика предполагает наличие комплекса обучающих технологий и форм психологической поддержки, ориентированных на творческое созидание и реализацию особых, индивидуально важных целей для ученика. Консультации в данном случае имеют более расширенный (по сравнению с традиционным понятием) функционал: они превращаются в коуч-сессии, на которых коуч предоставляет определенную долю лекционного и практического материала и организует процесс личного взаимодействия с подопечным, в процессе которого происходит анализ полученной информации, её систематизация или предоставление обратной связи.
  2. Менторинг – в этой практике более опытный сотрудник обучает менее опытного. Это комплексный метод обучения, обычно он предполагает четкий план, обратную связь и, как ни странно, ограничения по времени. На ментрониг каждая компания, использующая данный метод, отводит разное количество времени и предполагает разное соотношение участников образовательного процесса: ментрониг может быть персональным (1 ученик – 1 ментор), коллективным (несколько менторов ведут 1 сотрудника) или групповым (1 ментор на группу сотрудников).
  3. Наставничество – практика, похожая в некотором роде на менторинг. Разница заключается в том, что наставник закрепляется за конкретным сотрудником (или группой) на продолжительный промежуток времени и его задачей является передать конкретный набор моделей поведения и навыков. В каком порядке будет происходить освоение дисциплинами в данном случае не принципиально и ситуативно. Иными словами, ментроство – про четкий план универсальных действий, а наставничество – про конкретную рабочую ситуацию, индивидуальную и непредсказуемую.
  4. DIY-образование – эта практика предполагает совместную и равнозначную работу педагога и ученика над проектом. DIY (от англ. «Do It Yourself») в переводе с английского обозначает «сделай это сам». Именно этот принцип лег к основу практики. Педагог и ученик работают над поставленной задачей в равной мере, ученик же в свою очередь получает навыки и знания в процессе наблюдения (в некоторых научных трудах такую практику выделяют как отдельную и называют «shadowing» - «теневое», незаметное наблюдение за педагогом).
  5. Тренинг – практика, предполагающая получение большого количества информации в короткие сроки. Это интенсивная форма обучения, в процессе которого спикер передает определенный набор информации, которую аудитория декодирует самостоятельно, но реализует под наблюдением. Если упростить, то процесс объяснения материала сведен к минимуму, большая часть таких занятий – это практика ученика и обратная связь учителя.

Мы рассмотрели 5 практик, осуществляемых в процессе неформального обучения. Конечно, это далеко не все, но их достаточно для того, чтобы понять: одна из ключевых особенностей такой формы обучения – развитие Soft Skills, или гибких навыков.

Гибкие навыки – это комплекс неспециализированных навыков, важных для карьеры, хотя они и не являются профессиональными. Soft Skills – это навыки коммуникации, быстрого включения в рабочий процесс, это умение принимать срочные и одновременно креативные решения и многое другое. Высокий уровень психологической лабильности часто сопряжен с высокой приобретенной стрессоустойчивостью, что, в свою очередь, во многом позволяет поддерживать адекватный уровень оценки своей деятельности. И совокупность этих факторов позволяет человеку ежедневно расти над собой в личном и профессиональном плане.

Подводя итоги, отметим, что неформальное образование – это не замена формальному, равно как и наоборот. И то, и другое – методы, существенно отличающиеся друг от друга по многим параметрам. Каждый имеет свои плюсы и минусы, поэтому, выбирая способ обучения, ориентируйтесь на личные нужды, социальный и профессиональный контекст.


Источник: m.vk.com

Комментарии: