О том, как готовить специалистов, востребованных в цифровой экономике, какие программы государства помогают это делать, и почему антикризисным лидерам нужна персональная траектория развития, в интервью CNews рассказал Олег Подольский, директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35.
CNews: Поговорим про программу «Кадры для цифровой экономики». Скоро конец года и уже есть предварительные результаты. Вы, как один из операторов программы, наверное, многое успели сделать?
Олег Подольский: О результатах мы будем говорить в конце ноября. У нас в разгаре две крупных образовательных программы. Первая — программа КЛИК — помогает готовить антикризисные управленческие кадры и команды. Закрывая запрос на подготовку грамотных управленцев, которые в условиях кризиса, после него или даже в целях его предотвращения смогут работать с теми непростыми установками цифровой экономики и вызовами, которые дарит мир в последние годы. Эта программа не только успешно запущена, но и крайне востребована — на уровне как федеральной, так и региональной власти. Не менее востребована она и среди коммерческих компаний. Потому что и государство, и бизнес одинаково сильно чувствуют потребность в решении возникающих задач.
Мы взяли в этом году 5 тысяч человек, но спрос значительно превысил предложение. В ответ мы были вынуждены запустить параллельно короткую программу КЛИК-Интенсив, которая дает слушателям возможность обсудить и додумать свои проектные идеи. Пусть не так глубоко, как основная программа, тут скорее важно почувствовать вкус к решениям, построенных на данных. А нам — обучить специалистов, которые могли бы с этими идеями работать, дать им общее видение того, как работа с данными может помочь в решении текущих задач во всех сферах и в перестройке основных бизнес-процессов любой организации или ведомства.
Вторая программа — «Персональные цифровые сертификаты» — позволяет более массово переобучать трудоспособных граждан, помогая им приобретать компетенции, важные для цифровой экономики. Новые навыки и знания помогут людям остаться востребованными специалистами или получить новую «цифровую профессию, которая вместе с возможность удаленной работы позволит им достойно зарабатывать независимо от того живут они в столице или небольшом городе.
CNews: КЛИК — один из флагманских проектов Университета 20.35 этого года. Какие образовательные и технические методики были применены при разработке и реализации курса?
Олег Подольский: Когда мы задумывали программу, у нас была одна ключевая установка — не учить людей ради диплома. Для нас принципиально важен реальный эффект, пусть и не мгновенный. Мы будем оценивать результаты обучения только по тому, насколько человек изменился. Он может делать более качественный продукт? Менять бизнес-процессы? Его команда может делать работу эффективнее? Значит, программа дала результат. И выражается он не в количестве обученных людей, а в числе зафиксированных эффектов, продуктов и проектов, которые смогут работать. Поэтому 5 тыс. человек — вроде бы капля в море эффективных менеджеров в стране, но все они — лидеры изменений, которые дальше распространят «правильный управленческий вирус» в компаниях, в регионах. Смогут выстроить команды антикризисных менеджеров и передать то, чему научились. Чтобы получить результат, мы применили проблемно-проектный подход в обучении: во главу угла ставится задача или проблема, обучение полностью строится на том, чтобы ее решить.
Нас поддерживают «трекеры» — люди, которые для каждой команды выстраивали способ работы с проектами. Помогают решать задачи, которые ставятся командам в процессе их индивидуальной образовательной траектории, воплощать идеи, которые команды «принесли» с собой. Таким образом программа совместила в себе черты акселератора и корпоративного MBA.
CNews: По какому принципу отбирались «трекеры»?
Олег Подольский: Это люди, у которых есть опыт решения аналогичных проблем и методология эффективной работы с проектами и командами. По сути, это производственные бизнес-коучи, которые смотрят на проект со всех сторон и понимают, как ему можно помочь двигаться в условиях неопределенности рынка. Трекеры выстраивают последовательность действий, так называемую «дорожную карту», по которой команда идет к запланированному результату. На КЛИК собрано более 300 трекеров. По сути, это самое большое количество трекеров, работающих одновременно в одной программе, которая когда-либо проводилась в России.
CNews: Сколько времени ушло на проработку методик программы?
Олег Подольский: Точное видение КЛИКа пришло к нам в середине лета, в разгар пандемии. Мы поняли, что становимся заложниками дистанционного обучения и перекроили программу, потому что «просто учиться» люди не готовы, они настроены решать конкретные проблемы и производственные задачи. Отчасти мы опирались на опыт образовательных и рабочих интенсивов в формате «Островов», которые Платформа НТИ и Университет 20.35 проводят вместе с партнерами уже несколько лет. При этом мы хорошо понимали, что работаем с людьми, у которых очень разные интересы, но результатом должно стать решение задач каждой команды и участника. Это серьезный вызов, с которым сейчас встречается большинство крупных образовательных провайдеров. Но благодаря тому же коронакризису, люди уже осенью смогли обучаться по программе, причем без отрыва от производства. Тогда как раньше им было непросто полностью оторваться и выделить даже несколько часов на живое аудиторное обучение, так как все участники играют значимые роли в своих организациях.
CNews: Кто активнее отправляет сотрудников в КЛИК — государственные структуры или коммерческие компании?
Олег Подольский: В этом году мы осознанно начали развивать направление коммерческих компаний и производств. Здесь у нас есть безусловный лидер в лице «Почты России», нашего ключевого партнера, с огромным количеством задач по цифровизации и развитию собственных команд. С диверсифицированным бизнесом, требующим перестройки и технологических, и кадровых процессов. У нас было почти 1000 сотрудников на этапе подачи заявок на обучение. И это колоссальный вызов! Огромное количество линейных менеджеров, управляющих, ответственных за работу с данными оказались в одном месте. И мы своей образовательной «инъекцией» стали ответственными за развитие этих людей.
С точки зрения государственных компаний и регионов, наши бессменные региональные лидеры — Сахалин и Ростовская область, которые дали нам более 40 команд.
CNews: Чем отличаются образовательные и акселерационные траектории для госслужащих и представителей коммерческих компаний?
Олег Подольский: Чаще всего бизнес стремиться заработать, решив сложную задачу за наименьшие деньги. А государство — решить социально-значимую задачу в кратчайшие сроки, используя бюджетные средства. Поэтому вся механика, позволяющая это сделать, кардинально различается, с самого начала. Различаются способы работы с данными, бюджетами, с установками людей, работающих в государственном или коммерческом секторе. Способы формирования команд и корпоративная культура тоже очень разные. Соответственно, трекеры подбираются и работают с командами, исходя из этих отличий, зная их на практике. Более того, мы отбирали трекеров под команды, с отраслевой «прокачкой», имеющих опыт работы в отрасли, из которой их подопечные.
Мы также стремимся выровнять совместные команды. Ведь сейчас и в производственных цепочках, и при решении задач экономики и бизнеса, все получается при синергии усилий коммерческих организаций и органов власти. Поэтому, мы стараемся перемешивать команды, насколько возможно. И в процессе защиты проектов участников будем показывать, как это можно сделать правильнее и гармоничнее.
Но главное — получить максимально проработанные проекты. Важно увидеть: когда команда была в пункте «А», у нее была задача, идея, мечта, данные, в пункте «Б» у нее уже есть прототип продукта, BI-система или, хотя бы, более серьезная проработка идеи, например, подготовленное технического задание на систему сбора и обработки данных. Как результат, успешная команда может, выйдя из акселерационно- образовательной программы, получить административную поддержку и инвестиционное плечо для дальнейшего развития проектов и продуктов. Это и есть реальный эффект.
CNews: Какой сейчас запрос на кадры с цифровыми компетенциями?
Спикер: Для обеспечения цифровой экономики кадрами нужно решить задачу с тремя группами людей. Первая группа — производители технологий, которые программируют цифровую экономику, насыщают ее данными. Вторая — люди различных сфер экономики (не только ИТ-направлений), которые оптимизируют производство, процессы или предоставляют услуги с использованием «цифры». От психологов, консультирующих онлайн, до людей, работающих на «умной» ферме или в таких социально-значимых областях, как образование, здравоохранение, ОПК. Третья группа — те, кому нужно дать почувствовать вкус цифровой экономики. Это более 75 млн граждан трудоспособного возраста , которые будут использовать цифровые технологии на достойном уровне для решения профессиональных или бытовых задач. Свободно пользоваться госуслугами, безопасно, понимая основы цифровой грамотности, вести финансовые операции и коммуникацию в интернете, зная, что у них не украдут деньги, и они не попадутся в ловушку фейковой информации в сети. Мы вкладываем большие усилия в эту группу, потому что это эти люди держат экономику на плечах. Если в рамках цифровой экономики будут создаваться новые платформы, но ими не будут массово пользоваться, ясно, чем все закончится. Поэтому у нас две подзадачи в этой группе: убрать страх использования цифровых технологий у людей в возрасте и у тех, от кого технологии географически и социально дистанцированы, а также помочь тем, у кого уже есть к ним доступ, но они не знают как этими технологиями полноценно воспользоваться.
CNews: Какими темпами будут внедряться цифровые технологии в России? Насколько плотно «цифра» вошла в сознание людей, в экономические и производственные процессы?
Олег Подольский: Полтора года назад случился «перелом», когда число операций с наличными деньгами и средствами «в цифре» сначала выровнялось, потом безналичные платежи вырвалась вперед. «Цифра» взяла вверх. Но надо смотреть не только на показатели вовлеченности людей в цифровую экономику, но и на процент удовлетворенности их работой в «цифре». Многие из нас испытали шок, когда вместе с детьми начали «делить» один компьютер или работать и учиться с ними параллельно. Этот масштабный мировой эксперимент, вызванный коронавирусом и карантином, дал нам понять, что мы не готовы к «цифре». Ни с точки зрения цифровой грамотности, ни психологически. Сложно говорить про динамику, пока нет понимания, насколько быстро будет формироваться реальная готовность людей разного возраста и различных социальных слоев к новым технологиям. Молодежь, например, сегодня уже живет в TikTok и «ВКонтакте», взрослые же еще все больше держатся за реальные микросоциумы, офлайн… Исследования, которые мы собираемся проводить — с оценкой мотивационно-ценностной, операционной готовности к «цифре», — подскажут, насколько россияне готовы использовать цифровые решения и сервисы для решения профессиональных задач и в повседневной деятельности. Создать массу платформ недостаточно, надо сделать так, чтобы люди были готовы и хотели с ними работать.
CNews: Какие сферы экономики нуждаются в «цифровых кадрах» больше всего?
Олег Подольский: Зависимой от «цифры» является практически каждая сфера. Отключите внутреннюю сеть, интернет, электричество — встанут все процессы. Система передачи данных пронизывает любое крупное производство, говорим мы о тяжелой или о легкой промышленности. В образовании, медицине, агропроме – не важно. Есть максимально аналоговые сферы, все еще требующие прямого контакта человека и природы как, например, виноделие или сферы с недостаточной автоматизацией труда, где требуется еще и большое количество творчества, например, креативные индустрии — это роботом и пока, и полноценно в будущем, заменено быть не может. Но большинство сфер и отраслей уже переведены или могут быть переведены в автоматизированные оцифрованные процессы. При этом, так называемые, крафтовые продукты и услуги, которые делаются человеком, а не машинами, до сих пор и в дальнейшем будут очень востребованы из-за доверия к изготовителю. Автоматизированные или поддержанные «цифрой» сервисы и решения, возникающие в медицине (телемедицина), образовании (онлайн-обучение), не вызывают пока у нас большого доверия. Преодолеть этот барьер и перейти на сторону «цифры» можно, но это потребует времени и уверенности, что робот будет делать также, как человек-профессионал или лучше. Вопрос исключительного доверия.
CNews: Расскажите о планах развития новых программ или о продолжении КЛИКа.
Олег Подольский: Мы думаем о продолжении КЛИКа, и рынок тоже. Вернемся к вопросу сразу, как только завершим программу и получим обратную связь от тех руководителей, которые не побоялись оторвать людей от работы и отправить к нам. От тех, кто обучился и сможет применить нужные компетенции в текущей деятельности.
Далее мы будем формировать образовательные программы так, чтобы они соответствовали современному образовательному подходу «обучение по запросу» (learning-on-demand), а не мотивировали людей «просто поучиться», когда не лень или есть время. Это создаст нам серьезные сложности с точки зрения организации процесса обучения и его ресурсного обеспечения, но позволит привлечь большое количество заинтересованных людей и создать экосистему лидеров и их команд, которые действительно хотят менять жизнь, экономику, бизнес-процессы. И это будут не статичные временные группы, а постоянное сообщество, которое готово себя обновлять, улучшать и делать это постоянно. Хотя стандартные образовательные форматы и останутся, но они вольются как часть будущих образовательных решений удобных для непрерывно работающих и обучающихся трудоспособных граждан.
CNews: Антикризисный лидер — кто он? Какими компетенциями владеет?
Олег Подольский: Тот, кто не боится изменений, не боится меняться сам, постоянно развивается и тот, кому доверяет его команда. Доверяет, потому что он профессионал и может принимать решения с помощью объективных и точных данных.