ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАТАСТРОФА И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-07 08:02 В прошлых постах посвященных происходящему в настоящее время росту популярности т.н. «зеленых технологий» — было указано, что, в значительной мере, связано это с явлением, обозначенным, как «образовательная катастрофа». И хотя там же было кратко указано, в чем эта самая «катастрофа» состоит, однако есть смысл поговорить о данном явлении поподробнее. (Хотя я уже не раз затрагивал данный процесс.) И начать тут надо с, наверное, самой главной особенности «образовательной катастрофы»: того, что она имеет отношение не только к образованию. А точнее – образование как таковое и происходящие в нем процессы занимают в рассматриваемом явлении отнюдь не первое место, хотя, конечно, так же место довольно важное. И для того, чтобы это понять, необходимо сделать некоторый экскурс в историю. Для того, чтобы увидеть: что же реально произошло с образованием в прошлом веке, и как это определило развитие современной цивилизации. Кстати, для многих сам факт, что в прошлом веке с образованием «чего-то произошло», окажется неожиданным: они уверены, что примерно то же самое, что и сейчас, было и в прошлом. Более того – существует немалое количество тех, кто уверен, что раньше было лучше, что дореволюционные гимназии и университеты выпускали каких-то там уникально образованных людей, способных говорить на двух мертвых и четырех живых языках. Правда, непонятно, зачем нужно это умение – в том смысле, что зачем столько переводчиков? Впрочем, в действительности образование в гимназиях было более чем средним, и хватало его исключительно на то, чтобы заниматься делопроизводством в многочисленных государственных учреждениях – для чего, собственно, все это и предназначалось. Тем не менее, не стоит забывать, что до 1920 годов единственно доступным образованием для масс было образование начальное. Которое тогда ограничивалось знанием чтения и письма, а также – «идеологической накачкой» в виде религиозных догм и «патриотической» версии истории. Ну, еще физкультура (гимнастика) – для того, чтобы ко времени военной службы более-менее физически развитыми были. Все же остальное – не важно: профессиональные навыки можно получить на заводе, а из понимания мира достаточно только, чтобы верили поставленным сверху властителям. И ведь речь тут идет даже не о Российской Империи с ее церковно-приходскими школами, а о «культурной» Европе! * * * Что же касается образования высшего, то оно было, во-первых, крайне редким: скажем, в той же Германии – традиционно считающейся страной «ученой» — количество студентов вузов на 1900 год составляло порядка 30 тыс. человек. На 54 млн. человек. А, во-вторых, это самое высшее образование было, в основном, гуманитарным: скажем, в той же Германии из приведенных 30 тыс. студентов «образца 1900 года» технические специальности изучало… не более 5 тыс. человек. Остальные учились на разного рода адвокатов, правоведов и госчиновников, призванных утверждать превосходство «хозяев» друг перед другом, и перед всеми остальными. (Были, конечно, еще врачи и университетские преподаватели, но их насчитывалось еще меньше, чем инженеров.) А ведь это Германия конца XIX начала ХХ столетия – т.е., государство, наиболее активно развивающееся среди всех остальных стран. В том числе, и в производственном плане. И по образованию в то время считалась наиболее передовой, а уж по образованию техническому – тем более. (Русские инженеры и ученые-естественники именно в Германию ездили для дополнительной подготовки.) Ну, и «прусского школьного учителя», который победил в битве при Садовой, так же все помнили. Однако даже подобное государство в действительности оставалось государством элитарного образования, где не только высшая, но даже средняя школа была уделом немногих. (На 1000 жителей страны в 1900 году приходилось 4,7 учеников «гимназического типа».) Причина проста: производство развивалось экстенсивно, оно не требовало множества образованных специалистов. (Инженеров, техников, ученых.) А вот чего оно требовало – так это массу патриотически индоктринированных граждан, способных в случае необходимости «подняться за Родину». Даже если «за Родину» придется «подниматься» где-нибудь в Бельгии или Франции.(Отсылаю к Ремарку, у него об этом очень хорошо сказано.) Впрочем, не стоит тут «катить бочку» исключительно на Второй Рейх: нечто подобное тогда наблюдалось во всех развитых странах – начиная с Великобритании (коя чего-то там «защищала» в Оранжевой Республике), и заканчивая Россией с ее «вечной любовью к Проливам»). Поскольку указанное качество относилось ни к одному какому-то государству, а к империализму как таковому. Это империализм – с его четким делением немногих «имеющих право» и огромную массу, подчиненную им, требовал только относительно незначительное число «образованных лиц» для производственной деятельности, чуть побольше «военных чинов», ну и достаточное количество правоведов и юристов, дабы обеспечить относительно мирное согласование интересов собственников. Всем остальным достаточно было физкультуры, «патриотической истории» и элементарного умения читать и писать. * * * Таково было «динамичное общество «классического империализма»,- которое так восхищает многих сейчас. Разумеется, тут сразу же можно возразить, что – в научно техническом плане – указанный тип социальной организации был достаточно эффективен. Поскольку число технических и научных достижений, совершенных в том же XIX столетии, восхищает даже теперь. Это верно: в позапрошлом веке человечество действительно далеко продвинулось вперед – начиная с появления механического транспорта и заканчивая созданием атомистической теории вещества. Но это продвижение, ИМХО, было всего лишь компенсацией того чудовищного застоя, которым выступал весь «предыдущий период» классового общества. Во время которого научная и техническая мысль столетиями топталась на месте. Ведь страшно подумать: но тот уровень жизни масс, что был достигнут в «развитых общинных социумах» где-то в V-IV тысячелетии (тысячелетии, а не столетии) до нашей эры (вроде Чатал-Гуюка), развитые европейские страны смогли обеспечить только к концу XVIII – началу XIX веков. Уже нашей эры. Причем, не для всех: еще в начале прошлого века существовало огромное число людей, живущих в нищете и обреченных на голодную смерть в самом прямом смысле слова. Подобный «прогресс» прекрасно показывает, чего же в действительности стоит пресловутая «человеческая культура», состоящая в создании огромного числа предметов роскоши – от украшений до дворцов – и такого же огромного количества вооружений – от кинжалов до дальнобойных гаубиц. А вот в жизни большинства людей если чем и проявляющаяся – так это ростом эксплуатации и необходимостью поставлять «пушечное мясо» для бесчисленных войн. И лишь после того, как базовые основания классового деления – таковые, как, например, наследственное разделение людей «по ролям» ( первое-второе-третье сословия) – были не то, чтобы полностью отменены, но, хотя бы, подвергнуты «ревизии», стало возможным хоть как-то ускорить процесс развития производства. ( Это произошло в период «буржуазных революций» конца XVIII – XIX столетий.) В том смысле, что пошла хоть какая-то компенсация столетних, а точнее, тысячелетних бесконечных топтаний на одном месте, которая и выразилась в пресловутом научно-техническом подъеме 19 века. (Еще раз: та же атомистическая теория вещества была предложена Демокритом в IV веке до нашей эры – но человечество еще более двух десятилетий «барахталось» в концепции «четырех стихий». И лишь после того, как головы владык полетели с эшафота, идея «атома» начала распространяться по миру). * * * Таким образом, можно сказать, что для классового устройства социума не только массовое образование, как таковое, не является «нормой», но и научно-техническое развитие выступает чем-то если не чуждым, так второстепенным. Ну да: хорошо, если оно позволяет дать новое оружие – как аргумент в конкурентном споре, но не более того. Поэтому снижение «классового разделения» в XIX столетии привело к своеобразному «кумулятивному выбросу» всей той массы «потенциального знания», которое за тысячи лет до этого не могло превратиться в знание реальное. Но на текущую производственную структуру данный момент повлиял мало: да, полученный в результате данного «выброса» технологии позволили существенно повысить эффективность производства. Более того – они впервые в истории поставили вопрос об необходимости создания этих знаний. (До того «академии наук» существовали исключительно для престижа: типа, у всех развитых стран есть, пускай и у нас будет.) Что привело к некоторому увеличению доли высшего и среднего образования в обществе. Однако радикально изменить вовлечение в «образованную деятельность» масс они не смогли. По той причине, что существующая модель производственных отношений – согласно которой массы под руководством «немногих знающих» производят некий продукт, который затем сбывается им же – не подразумевала особого роста квалификации. Скорее, наоборот: развитие технического прогресса виделось тогда в росте унификации производственных операций, в исчезновении потребности в каких-либо уникальных навыков. То есть, отчуждение труда должно было быть доведено до предела, при котором работник превращался просто в «винтик», способный быть с легкостью замененным при любых проблемах. (При утрате трудоспособности, любых попытках отстаивания своих прав и т.д.) Разумеется, неудивительно, что в подобной системе потребности в развитии массового «реального» образования не было. Поэтому не стоит удивляться тому, что даже та образовательная система масс, что существовала в начале ХХ века в Европе, многим казалась избыточной. (Скажем, у того же Ле Бона – автора «Психологии масс» — очень много говорится о том, что от нее надо отказаться.) А там, где ее развитие было гораздо меньшим – как в той же Российской Империи – очень многие, вполне разумные, люди утверждали, что развивать ее далее нет никакого смысла. И что «образованный мужик» будет только вредить – и себе, в связи с его жалким положением, и государству, и производству. Причем, как не странно, подобные утверждения казались тогда достаточно разумными – по крайней мере, с т.з. «здравого смысла». Тем не менее, очень скоро наступил момент, когда все переменилось. Причем, переменилось так фундаментально, что мы – живущие после указанного события – по существу, даже представить не можем, «как это было раньше». Отчего и рождаются упомянутые в начале поста химеры о том, «что до революции образование было лучше», и что «гимназии выпускали людей, знающих по четыре языка». Но обо всем этом будет сказано уже в следующем посте… Источник: narzur.ru Комментарии: |
|