Недостаток сна помешал сформироваться страху

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Американские ученые выяснили, что недостаток или отсутствие сна могут помешать мозгу сформировать адекватную реакцию на устрашающий стимул.  Для этого они провели исследование, в ходе которого участникам показывали цветные карточки, после одной из которых следовал удар током. В мозге людей, которые ночью перед экспериментом спали достаточно, префронтальная кора, отвечающая за когнитивные функции, была более активна, чем у тех, кто спал мало или не спал вовсе. У тех, кто спал мало, в свою очередь, больше всего была активна моторная кора, что говорит о повышенном страхе и готовности поскорее избавиться от возможной угрозы. Сформированные во время обучения реакции в дальнейшем также повлияли и на то, как участники встретились со стимулом снова, пишут ученые в журнале Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging.

Консолидация памяти, то есть переход воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную, активно происходит во время сна — и именно поэтому ночной отдых очень важен (по данным исследователей, взрослому человеку достаточно от шести до восьми часов сна ежедневно). Недосып или бессонные ночи вообще, в свою очередь, могут этот процесс нарушить, причем во многом это касается и эффективности обучения, в том числе — эволюционно значимого, например, формирования условной реакции на страх.

Исследователи уже показывали, что у мышей во время сна активны те же нейроны миндалевидного тела и гиппокампа, которые активны во время встречи с устрашающим стимулом наяву. Сейчас Энн Жермэн (Anne Germain) из Питтсбургского университета и ее коллеги решили изучить влияние сна и недосыпа на формирование воспоминаний о страхе у людей. Для этого они провели эксперимент, который проходил в три этапа. Первый этап начался в восемь вечера в лаборатории: всех участников (154 человека в возрасте от 18 до 30 лет) подключили к сомнографу (электроэнцефалографу, электроокулографу и электромиографу) и оставили спать. Утром участников отпустили и попросили вернуться в шесть часов вечера — к началу второго этапа: весь день участникам нельзя было дремать, пить кофе или алкоголь.

Второй этап проходил ночью: для него участников разделили на три группы. Первой группе разрешали спать столько, сколько они обычно спят, второй группе необходимо было сократить количество часов сна в два раза, а третьей не разрешили спать вообще. Третий этап проходил следующим утром, около десяти часов: участникам  показывали на экране компьютера карточки с тремя разными цветами, за одной из которых следовал легкий электрический разряд — так участников обучали тому, какого цвета следует опасаться. После этого, вечером того же дня, участникам говорили, что за опасным стимулом больше не следует удара и показывали им его. Весь первый этап эксперимента проходил во время фМРТ: исследователи следили за тем, какие участки мозга активны во время формирования опыта, вспоминания и формирования нового опыта.

Далее ученые сравнили активности разных участков мозга между группами. После прохождения обучения на формирование условного рефлекса в первой группе, участники которой спали всю ночь, больше всего была активна медиальная часть префротальной коры — участки, отвечающие за когнитивные процессы. У участников второй группы, которые спали только половину положенного времени, активнее всего была моторная кора. В то же время, у частников из третьей группы, которые ночью не спали вообще, никакой значимой активности (по сравнению с участниками других групп) ученые не обнаружили (p > 0,05).

Анализ данных, полученных после того, как участников учили, что опасный стимул больше не опасен, указал на активность частей лимбической системы головного мозга — но только в той группе, участники которой всю ночь спали. То же самое наблюдалось и в активности, полученной во время извлечения воспоминаний об опасном стимуле — то есть тогда, когда карточки показывали снова. В двух других группах значимых различий в активности не наблюдалось (p > 0,05).

Исследователи заключили, что недостаток сна и его отсутствие в действительности негативно влияют на формирование воспоминаний об устрашающем стимуле, но это влияние все же отличается. Например, у невыспавшихся людей во время формирования условного рефлекса была больше активна моторная кора: это говорит о большем страхе и готовности побыстрее инициировать реакцию «бей или беги». У людей, которые вовсе не спали, никакой особенной активности не наблюдалось — что означает, что они и вовсе слабо различают устрашающий и безопасный стимул. Сформированные изначально реакции, в свою очередь, влияли на то, как участники — в зависимости от того, сколько они спали ночью, — оценивали уже знакомые стимулы. 

Разумеется, память — не единственный когнитивный процесс, для которого важно достаточное количество сна: несколько лет назад ученые показали, что недосып и работа в ночную смену могут увеличить невнимательность людей в пять раз. Кроме того, сон благоприятно влияет и на процесс обучения — по крайней мере, для выспавшегося человека эффективнее работает позитивное подкрепление.

Елизавета Ивтушок


Источник: nplus1.ru

Комментарии: