Направления терапевтического процесса в работе с нарушением образа тела. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-27 09:08 Направления терапевтического процесса в работе с нарушением образа тела. (по материалам лекции Н. Шнккенберг) Вернемся к ранним стадиям развития младенца. Приведем исследования Даниэля Стерна (Daniel N. Stern, Interpersonal World of the Infant, 1985) о развитии ребенка, в которых он говорит о том, что младенцы обладают внутренней связью с кормильцем. Он выделяет ощущение self, которое естественным образом возникает в отношениях с другим. Поэтому на этой стадии развития ощущение self представляет собой переживание связи с другим. С момента рождения и до двух месяцев развивается ощущение эмерджентного self. Младенец не сепарирует собственные ощущения от ощущения другого, сенсорные ощущения дискретны. К двум месяцам, согласно исследованиям Даниэля Стерна, у младенца появляется ощущение границ, и он воспринимает себя как тело в отношениях с миром. Имплицитно в отношениях с другим создается привязанность, о развитии которой мы поговорим более подробно на семинаре в мае, и формируется "достаточно хорошая привязанность" согласно Винникотту, которая влияет на дальнейшее развитие восприятия. Итак, сначала есть ощущение полного единения с кормильцем, затем у младенца появляется ощущение собственных границ. В период от семи месяцев до полутора лет формируется ощущение объектного self, появляется интерсубъективность. Ребенок понимает, что он может видеть себя в зеркале, у него появляется ощущение объектного self. Жизненно необходимыми в этом процессе развития являются прикосновение и взгляд. Именно об этом Александра Лемма говорит в терминах привязанности об отношениях "прикосновение через взгляд". Действительно, через прикосновение и взгляд происходит подстройка, как танец, между кормильцем и младенцем. Все стадии развития проживаются естественным образом. На этом аспекте, взгляде как прикосновении, мне бы хотелось остановиться. Взгляд становится важной частью на ранней стадии развития отношений. Примечательно то, что в расстройствах пищевого поведения и баталиях с внешностью, то на что смотрят становится объектом тревоги. И также собственное self, становится объектом недовольства. Взгляд как прикосновение Взгляд становится жизненно важным, поскольку среди других объектов, младенец выделяет и узнает лица и, в особенности, лицо кормильца. Между младенцем и кормильцем возникает ощущение отзеркаливания в самый ранний период. В основном отзеркаливается выражение лица - то, что младенец может видеть. В контексте стыда это приобретает особый смысл. Стыд описывается как визуально различимая эмоция. На семинаре в мае мы ответим на вопрос, почему и как стыд становится визуальной эмоцией? Также его описывают как эмоцию отношений ранней привязанности. Итак, происходит нечто между стыдом, взглядом и привязанностью - внутренне замещается одно другим. Истинное self ребенка, Винникотт описывает как спонтанное чувство оживления, радость, и младенец выражает все, что может выразить. Это можно назвать гиперактивным парасимпатическим состоянием и младенец ожидает того, что его эмоции, которые он испытывает внутри себя, будут отзеркалены кормильцем. Итак, ребенок ожидает, что его радость будет отзеркалена. Если эта эмоция не отзеркаливается кормильцем, в силу разных причин, возможно, сложного собственного эмоционального состояния. Александра Лемма говорит об этом в контексте дисморфического расстройства, когда мать или другой кормилец, представляет собой "пустое зеркало" или "не-отражающее зеркало". Причин может быть множество, почему радость ребенка не получила необходимого и достаточного частого отражения на лице кормильца. Не будем вдаваться в эти причины и возлагать на кого-то вину. Это аспект переходного развития. Главным фактором реагирования кормильца является модель сформированной у него/нее привязанности. Итак, не затрагивая причины этого феномена, остается факт того, что эмоции ребенка не получают зеркального отражения и у него происходит, по словам Стерна, декрещендо. Внезапно из состояния гиперактивного парасимпатического состояния он опускается до гипоактивного. Это переживание имеет психо-биологическую основу. В поведении младенцев можно наблюдать состояние естественной спонтанности и оживления, проявления настоящего self, как выход за собственные пределы. И с надеждой, что это будет встречено, переварено и возвращено зеркально. Возможно, был опыт оставленности или переживание "недостаточной хорошести", появляется стыд, поскольку не было зеркала для чувств, которые переживал ребенок. Стыд - это заблокированное переживание self Каким-то образом выражение и раскрытие человеческого существа, таким, какой он есть, было заблокировано. И все переживания стыда укореняются в ощущении того, что self нет места для того, чтобы дышать и расти. Согласно Мелани Кляйн, мы можем говорить о расщеплении. Если глубинное self не может проявиться, тогда появляется восприятие self как "плохого объекта". И появляется необходимость отщепить этот "плохой объект", чтобы сохраниться самому и сохранить отношения с кормильцем. Заявление о том, что стыд - это визуальная эмоция, имеет смысл в том, что "плохая часть self" проецируется на видимые аспекты self. Это способствует большему пониманию природы таких расстройств как анорексия, булимия или дисморфическое расстройство. "Плохие аспекты self" проецируются на визуальные аспекты self: вес тела, часть лица или другие части тела. Это ощущение фиксируется на определенной части и человек ощущает, что избавление от этой части, которой он стыдится, позволит ему индивидуализироваться и достичь ощущения целостности. Это проблема идентичности, поскольку "неправильная" идентичность проецируется на все тело, или его часть, - это один из аспектов, и есть другой - идеальное Я, где этот недостаток не ощущается. Чем больше это различие и пропасть между двумя аспектами self - "плохой объект" и идеальное Я, тем больше человек страдает. Человек ощущает себя отдаленным от "идеального Я", которое не переживает чувство стыда и знает, что его любят. Переживание целостности и перфекционизм Иногда путают перфекционизм с целостностью. В особенности, это касается людей, переживающих баталии с внешностью, они хотят достичь перфектного-Я, поскольку чувствуют себя отдаленными от него. И существует сильная тенденция к перфекционизму. В каком-то смысле - это желание стать целостным. Необходимо помочь человеку понять эту разницу. Перфекционизм отвергает наличие теневой стороны и высвечивает только светлую сторону во всем. Тогда как целостность охватывает теневую сторону, включая то, что человек переживает как аспект, которого он стыдится. Более подробно мы поговорим об этом на семинаре в мае. Обратим внимание на функцию стыда в этом процессе - высвечивать в человеке то, что им подавляется. Появление чувства стыда можно считать "маркером" или "сигналом" того, что человек подавляет истинное self. Необходимо поддерживать человека в его проявлениях истинного self, что обычно снижает степень переживания стыда и, соответственно, корректируется поведение, которое призвано снижать переживание стыда. По-сути мы будем говорить о модели "стыд-идентичность", которая разрабатывается мною в контексте дисморфических расстройств, но ее также можно применять в контексте коррекции образа тела и расстройств пищевого поведения. В основе лежат отношения ранней привязанности - реляционный опыт как отношенческая матрица, включая внутреннюю модель идеального-Я и Я-которого-стыдятся, для создания дальнейших отношений. В случае дисморфических расстройств, например, в опыте отношений ранней привязанности было чувство стыда, которое могло быть частью этих отношений, но не обязательно, однако это интернализировалось в рабочую модель, которая ориентирует человека на переживание стыда и делает его чувствительным, в данном случае, к повышенному переживанию чувства голода. Поэтому стыд - это визуальное телесное переживание, декрещендо, которое ведет к тому, что человек проецирует это переживание на видимый дефект своей внешности. Желая исправить этот переживаемый дефект, все поведение направленное на решение этой задачи: прибегание к услугам косметической хирургии, попыткам самостоятельного улучшения внешности, камуфляж - можно рассматривать как поиск истинного self. В этом смысле подобное поведение можно считать "переходным объектом". Компульсивное поведение, такое как постоянное разглядывание себя в зеркале, камуфляж внешности или косметическая хирургия - такое поведение становится объектным, когда человек хочет переместить плохое-Я, которого он стыдится, в хорошее-Я, целостное, такое, каким он его воспринимает. Сложность в том, даже если человеку удается исправить этот дефект, ощущение "неправильного self" остается. И тогда фокус недовольства смещается на другую часть тела и весь цикл повторяется. Это можно наблюдать в расстройствах пищевого поведения, когда снижая вес, человек считает, что его будут больше любить, однако достигая желаемой отметки, он все еще чувствует стыд в глубине себя. И это толкает его снова снижать вес, и так это продолжается. В этом смысле, можно говорить о том, что изначальное спонтанное чувство радости и оживления, было спроецировано в "неправильное место". Это адаптивная мера, нельзя сказать, что это "неправильно", просто это не соответствует тому, к чему стремился человек. Стремление - это не переживать чувство стыда, иметь возможность проявлять спонтанное истинное self, снизить чувства тревоги или депрессии, которые представляют крайний полюс, и чувствовать себя в безопасности. В терапевтической работе следует прежде всего признать наличие расстройства и не поддерживать развитие динамики стыда мерами, направленными на снижение симптоматики. Необходимо поддерживать стремление понять, чего в действительности хочет человек, и то, что его компульсивное поведение не приведет его к более глубокому состоянию, которое они хотят пережить. Необходимо поддерживать в переживаниях ощущении целостности, которое отличается от перфекционизма. Целостность будет охватывать и способствовать интеграции стыда и "теневой части". Таким образом человек безопасным способом поймет кто он есть, независимо от того, как меняется его внешность. Истинное self находится вне и над, и вокруг визуального восприятия self. То, что было необходимо младенцу для выживания, теперь уже не нужно. Мы начинаем с того места, где, как ощущает сам человек, произошла остановка, возвращаемся к процессу индивидуации, фасилитируем процесс индивидуации или спонтанного выражения истинного self. В результате снижается поведение, направленное на подавление self и происходит его безопасное проявление. Шесть необходимых составляющих терапевтического процесса 1 Профиль состояния нервной и сенсорной систем. В особенности необходимо уделить внимание таким проявлениям нервной системы как тревога и депрессия, и как они связаны с ранним опытом восприятия взгляда, прикосновения и привязанности. И то как человек восполняет ресурсы нервной системы - чтобы помочь ему пройти процесс индивидуации и преодолеть имеющиеся конфликты - внешности или пищевого поведения. 2 Паттерн ранних отношений - в какую модель интернализировался опыт ранних отношений, в особенности, отношения в треугольнике Карпмана "преследователь-спаситель-жертва" в контексте баталий с внешностью и расстройствами пищевого поведения. И процесс отзеркаливания в связи с этими отношениями. 3 Наблюдатель и наблюдаемый. Часто при наличии расстройств образа тела и пищевого поведения, происходит застревание, а именно фиксация на стыде и объекте стыда, замыкая и продолжая этот цикл. Необходимо искать пути поддержки для человека, который сможет разводить для себя эти переживания. 4 Воплощенные модальности в теле при расстройствах пищевого поведения и образа тела. Это воплощенные в теле баталии - стыд, компульсивное переедание. Какие еще модальности можно привнести в терапевтический процесс, кроме обсуждения, чтобы не поддерживать разделение тела и ума? 5 Как связаны нервная и сенсорные системы? Включая интероцептивную осознанность. Как использовать информацию из профиля состояния нервной и сенсорной систем, чтобы помочь клиенту и терапевту? 6 В заключение скажу, что все баталии с внешностью, психологические и эмоциональные баталии являются демонстрацией стремления к свободе и целостности. Вместо того, чтобы рассматривать их с точки зрения патологии и того, от чего необходимо избавиться, необходимо рассматривать с точки зрения возможности интеграции и успешного прохождения через этот период в их жизни, они смогут пройти через это к ощущению свободы. ВОПРОС: Поясните, пожалуйста, связь между взглядом ребенка и стыдом. НИКОЛЬ: Это большой вопрос, который мы будем рассматривать на семинаре. Давайте вернемся к моменту, когда через взгляд другого интернализируется стыд. Если ребенок переживает радость своим истинным self, и излучает это, то он использует взгляд, чтобы найти зеркало для этого переживания. Потому что младенец сам не способен к этому переживанию, ему нужен другой человек, объект, чтобы он сделал это за него. Если лицо кормильца не отражает эмоции, которые испытывает ребенок, радость и открытость, то это, по словам Сильвана Томкинса (Silvan Tomkins) "улыбка незнакомцу". В этот момент младенец ощущает оставленность, в каком-то смысле кормилец стал для него "чужим" и его ощущения внутренне переживаются как плохие, потому что истинное self не прошло подтверждения, и ребенок не способен его воспринять. Это становиться тем, что нужно прятать или убирать и тем, что вызывает стыд. Нужно различать чувства вины и стыда. Вина имеет отношение к тому, что я сделал что-то плохое, а стыд - это я - плохой. Это чувство глубоко укореняется в психике человека. Речь идет не о единичном случае, когда эмоции ребенка не совпадают с реакцией кормильца, а это повторялось много раз достаточно продолжительное время, чтобы вызвать травму у ребенка, ведь послание, которое они получают - мое истинное self не совпадает с желаемым и поэтому истинное self нужно прятать. Стыд - это скрытая эмоция, если человек прячет что-то, то имплицитно будет присутствовать чувство стыда. Добавлю, что внутри человека должно присутствовать ощущение "достаточно хорошего self", чтобы быть способным к индивидуации. Если внутри младенца не будет собственных сил и ощущения безопасности, чтобы выжить, он будет слит с кормильцем, тогда ощущение стыда оставляет его связанным с кормильцем и не позволяет истинному self расти. В какой-то мере самоконтроль удерживает self связанным и не позволяет интернализоваться, останавливает спонтанность, происходит ее обрушение. ВОПРОС: Анорексия и булимия - это способ справиться со стыдом перед другими людьми? НИКОЛЬ: Стыд внутри self проецируется на тело как объект. Поэтому тело становится "плохим объектом". И ощущение стыда обвиняет этот "плохой объект". Я переживаю стыд, потому что мое тело так выглядит, и я убеждаю себя, что это так. Это заставляет меня думать о том, что если я снижу вес, то ощущение стыда также уйдет и я буду снова в безопасности. Поэтому анорексия и булимия - это проекции стыда на тело и попытка убрать чувство стыда путем изменения тела, интернализацией стыда и достижением целостности. Часто не только тело становится "носителем" стыда, "плохим объектом" может быть еда или self. Человек может чувствовать стыд в теле и обвинять его за форму или за то, сколько они съели, но дело в том, что стыд исходит из более глубокого места и по сути не имеет отношения ни к телу, ни к еде, а это проецируется на часть тела, которая становится объектом беспокойства. Стыд находится в тесной связи с чувством безопасности. Если младенец чувствует себя оставленным, то это небезопасно. Поэтому эти ощущения сопряжены и часто их могут путать с другими ощущениями. Например, есть чувство стыда и небезопасности и человек думает - это потому, что я толстый. На самом деле человек совместил стыд и то, что ему небезопасно. Поэтому необходимо развести эти чувства. Комментарии: |
|