МОРАЛЬ И ПРАВО, РЕЛИГИЯ, ИДЕЯ КОММУНИЗМА И НАУКА |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-24 04:52
1.5 БИХЕВИОРИЗМ
Причина наивного категорического марксистского вычеркивания роли психики человека из теории общественных отношений кроется еще и в состоянии общей научной ситуации XIX века – в исключительной неисследованности феномена психики – для научного познания того времени вопрос о природе психики являлся воистину не поднятой целиной. Необходимо учесть, что первая в мире известная лаборатория экспериментальной психологии, созданная в Лейпциге Вильгельмом Вундтом, появляется лишь в 1879 г., в то время как «Капитал» Маркса был уже опубликован на двенадцать лет ранее этого события, в 1867 году. Итак, основы марксизма заложены тогда, когда естествознание еще лишь готовилось сделать первые серьезные шаги в изучении психических явлений. Время становления и утверждения философских идей марксизма совпадает с периодом зарождения бихевиоризма в представлениях первых экспериментальных подходов к исследованию функции головного мозга. Суть бихевиоризма сводилась к известной формуле “стимул – реакция” – к этой формуле естествоиспытатели прибегли в поисках наиболее достоверных признаков того, что скрыто для них происходит в глубинах мозга. В такой интерпретации дефис выражения «стимул – реакция» соответствует смыслу выражения «черный ящик». И черным был этот ящик потому, что все непосредственно происходящее внутри мозга, даже и тогда, когда наука уже приступила к его исследованию, долго еще оставалось покрытым мраком неизвестности. Это было изучение головы как бы без самой головы. Разумеется, что такой уровень исследований поначалу – а стадия эта затянулась на десятилетия – производил лишь примитивные, и в силу этого в значительной мере ошибочные представления об общих психических свойствах мозга. Даже верное знание фрагментов при отсутствии видения картины целого дает искаженное представление о целом и о полном функциональном значении данных открытых фрагментов. Вся внутренняя работа ЦНС с позиции бихевиоризма казалась по существу не имеющей самостоятельного значения трансмиссией нервных путей, механически проводящих сквозь голову импульсы-стимулы, действующие на человека извне. С этой позиции представлялось, что импульсы стимуляции, пришедшие в организм извне, пройдя через нервную систему как через «ящик с ниточками», устремлялись далее из нее по центробежным нейронам в мышечный аппарат, в конечном счете, обращаясь в моторику внешних человеческих реакций – в поведение человека. Само слово поведение является символом бихевиористического представления – человек ведется (приводится в движение) “нитями-стимулами”, связующими его со средой обитания. Евгений Дюринг писал: «Природа сама работает в имеющем представления существе, а также извне его, над тем, чтобы закономерно производить связные воззрения и создавать необходимое знание о ходе вещей» (18-254). Ленин и Энгельс полностью солидарны с этим: «За это ли критиковал Дюринга Энгельс? Нет. В этом он вполне сходился с Дюрингом, как и со всяким другим материалистом» (там же). Человек, как и животное в представлении бихевиоризма уподоблялся марионетке, механически приводящейся в движение под воздействием внешних обстоятельств. Прокрустово ложе бихевиоризма на многие десятилетия пережило основоположников марксизма, доминируя в мировой науке первой половины ХХ века. Эта история показывает, насколько сложно было Марксу преодолеть горизонт научного незнания своего времени и предвосхитить развитие психологии на целый век. Действуя сам как творческий индивид, Маркс, противореча себе, пытался создать теорию общественного развития, не нуждающуюся в исследовании творческих свойств человеческой психики. Попытка вывести социально движущую силу, заключенную в морально-нравственном облике человека, исключительно только лишь из экономики, из места человека в процессе производства, для обоснования правомерности такой теории требовала от Маркса и Энгельса выдвижения соответствующего философского принципа. Таким философским принципом явился исторический материализм Маркса, Энгельса и их ревностного последователя Ленина. «Материализм вообще признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение бытия в лучшем случае приблизительно верное (адекватное идеально точное) его отражение» (18-346). Говоря о том, что отражение объективной реальности в сознании человека даже в лучшем случае может быть не более чем адекватным, точным восприятием (иными словами – ничего кроме копии реальности в содержании представлений человека быть не может), Ленин тем самым защищал идейный акт марксизма, который демонстративно выбросил за борт своего учения вопрос о творческой роли психики человека в его собственной общественной истории. Зачем смотреть на бледную копию объективной действительности – на ее психическое отражение – когда можно обратиться непосредственно к самой этой действительности – такова была эта логика. То, что бытие индивидуального человека и бытие общественное все же от сознания (от психики) зависят, и Маркс, и Энгельс, и Ленин, конечно, понимали. Но выдвигая и без того чрезвычайно трудную для освоения теорию общественного развития, они соблазнились легкостью, с которой философская схоластика, совпадающая с бихевиористическими настроениями в естествознании их времени, формально позволяла отбросить огромный пласт дополнительной теоретической нагрузки. ______________________________ Т Е О Р И Я ... О Б Щ Е С Т В Е Н Н О Г О ... Р А З В И Т И Я: -экономика- .............................................................. -производственные отношения- ........................... -производительные силы- ...................................... -продукты труда- ...................................................... -орудия труда и их совершенствование- ............. -объективные факты истории- .............................. -РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ - РОЛЬ ПСИХИКИ _______________________________ Итак, в защиту своей теоретической позиции исключения из теории общественного развития вопроса о роли личности человека марксизм выдвинул: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ НА ПРИЗНАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОСТИ МЫСЛИ. Комментарии: |
|