Франция запретила публикацию аналитики судей (предсказанное правосудие) |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-26 20:00 Франция запретила публикацию аналитики судей (предсказанное правосудие), а также полностью автоматизированное принятие решений в онлайн-арбитраже Предсказанное правосудие (predict courts’ decisions), технологии прогнозирования (Prediction Technology) или правосудие на основе данных (Data-driven justice) является особенно актуальной темой для стран англо-саксонской правовой традиции. Юридические аналитические компании объединяют огромные объемы данных для ознакомления судей в окружных судах США, и вполне вероятно, что эта тенденция проникнет в области разрешения споров и международной медиации, подчеркивала юрист Элли Николова (https://www.thecorporatelawjournal.com/technology/can-ai-outperform-lawyers-in-dispute-resolutions) и многие другие авторы. (По вопросу предсказанного правосудия см.: Бирюков П.Н. Искусственный интеллект и «предсказанное правосудие»: зарубежный опыт. Lex russica URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-i-predskazannoe-pravosudie-zarubezhnyy-opyt). Однако, можно ожидать, что появление надежных инструментов прогнозирования результатов судебных разбирательств и последующий рост числа оцифрованных игр по выбору форумов может возродить обеспокоенность судей - и, в конечном итоге, законодателей и политиков - по поводу «поддающегося манипулированию правосудия» (manipulable justice) и «беспринципной игры» (unprincipled gamesmanship). (http://scholarship.law.unc.edu/nclr/vol84/iss2/2). Примером негативного отношения к форум-шоппингу служит ст. 33 закона Франции от 23 марта 2019 г. (LOI n° 2019-222 du 23 mars 2019 de programmation 2018-2022 et de r?forme pour la justice), запретившего судейскую аналитику и вводящего уголовные наказания до 5 лет лишения свободы за ее использование. Если форум-шоппинг потеряет легитимность как неотъемлемая часть судебного процесса, то интерес пользователей к приложению ИИ в области судейской аналитики (предсказанного правосудия) может упасть. Французские специалисты отмечали, что в марте 2019 года Франция сделала спорный шаг и стала первой страной в мире, которая прямо запретила исследования индивидуального поведения судей (individual judicial behaviour). В настоящее время уголовное преступление заключается в "оценке, анализе, сравнении или прогнозировании" поведения отдельных судей. Максимальное наказание составляет пять лет лишения свободы, писали Малкольм Лэнгфорд и Микаэль Мадсен (https://verfassungsblog.de/france-criminalises-research-on-judges/ ). Это новое жесткое регулирование было вызвано отчасти публикацией результатов исследования по использованию машинного обучения для сравнения поведения судей в делах о предоставлении убежища, которое выявило большие расхождения между отдельными французскими судьями. Тем не менее, новый закон сравнивают с «использованием кувалды, чтобы взломать гайку». Как отмечают французские авторы, «закон фактически запрещает все формы анализа отдельных судей, не только социальные научные исследования, ориентированные на большие данные, но и доктринальный юридический анализ. Результатом этого является вопиющее нарушение свободы выражения мнений, оскорбление основных ценностей академической свободы и игнорирование основных принципов верховенства права. Это также, вероятно, является нарушением основополагающего законодательства ЕС». Однако, в некоторых областях судопроизводства Франция приветствует применение технологий искусственного интеллекта (ИИ). Стратегия Франции в области искусственного интеллекта 26 февраля 2019 года министр юстиции Николь Беллубе на конференции по искусственному интеллекту в Хельсинки представила основные действия, предпринятые во Франции с целью соблюдения гарантий гражданских свобод (https://www.gouvernement.fr/en/artificial-intelligence-states-should-lose-no-time-in-coming-to-grips-with-the-crucial-issues-for). Франция приняла План цифровой трансформации (digital transformation plan), который, в частности, направлен на развитие полностью функциональной цифровой службы государственного правосудия к 2022 году, что позволяет пользователям (среди прочего) следить за делами в Интернете. В центре проекта находится гражданин: Цифровое преобразование судопроизводства является дополнительным средством доступа к правосудию. Оно не заменяет традиционные способы передачи дел в суды. Для оказания помощи любым сторонам спора, не знакомым с цифровыми технологиями, были созданы службы приема документов. Цифровая доступность судебных решений также должна обеспечиваться с помощью искусственного интеллекта. Проект обеспечивает дополнительные возможности как для граждан, так и для юристов, которым будет легче получить доступ к судебным решениям, а также для судей, так как искусственный интеллект будет выступать в качестве инструмента поддержки принятия решений, не лишая судей их роли. На основе Плана в 2019 году во Франции был принят ряд нормативных актов. Искусственный интеллект и онлайн-разрешение споров По словам адвоката Лорана Гуиффеса и его коллег (Hogan Lovells), французский Закон о программировании и реформе судопроизводства 2018-2022 (LOI n° 2019-222 du 23 mars 2019 de programmation 2018-2022 et de r?forme pour la justice// URL: https://www.legifrance.gouv.fr/dossierlegislatif/JORFDOLE000036830320/), содержит конкретные положения, касающиеся онлайн-арбитража, в попытке разгрузить французские суды, не справляющиеся с постоянном ростом обращений в суд. Этот важный шаг на пути к виртуальному разрешению споров дает ценные ответы на многие вопросы, поднятые игроками LegalTech в области разрешения споров (https://www.mondaq.com/france/arbitration-dispute-resolution/826252/2018-2022-french-programming-act-for-justice-inching-towards-virtual-justice ). Стоит отметить три основных положения закона: 1) запрет на полностью автоматизированное принятие решений; 2) требование о защите данных и конфиденциальности; и 3) сертификация онлайн-арбитража в качестве гарантии для тяжущихся сторон. 1. Запрещение полностью автоматизированного принятия решений В ответ на широко обсуждаемый вопрос о том, смогут ли роботы когда-либо заменить судей, французский «Закон о программировании» дает ответ через регулирование онлайн арбитража: он запрещает полностью автоматизированное принятие решений. Тем самым закон одобряет более широкую философскую концепцию о том, что правосудие может вершить только человек (justice can only be human-made). Вместе с тем, в законе нет полной ясности в отношении точных масштабов и роли инструментов искусственного интеллекта и использования алгоритмов в арбитражном процессе. 2. Защита данных и конфиденциальность на протяжении всего арбитражного процесса В «Законе о программировании» четко указывается, что защита данных должна быть обеспечена, что является отсылкой к Общему регламенту по защите данных ЕС (GDPR). Кроме того, если тяжущиеся стороны не согласятся на иное, конфиденциальность должна быть гарантирована, особенно в свете повышенного риска взлома по мере дематериализации обмена данными. С этой целью в «Законе о программировании» определены меры уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до одного года и штрафа в размере 15 000 евро за нарушение конфиденциальности в соответствии со статьей 226-13 Уголовного кодекса Франции. 3. Сертификация онлайн-арбитража в качестве гарантии для сторон спора Одной из наиболее интересных особенностей «Закона о программировании» является сертификация онлайн-арбитража, предпринятая с тем, чтобы предоставить сторонам спора определенные гарантии. Онлайн арбитражные центры должны: Соблюдать требования по защите данных и иные требования, обеспечивающие конфиденциальность. Предоставить подробную информацию о проведении арбитражного разбирательства. Убедиться, что арбитраж не является полностью автоматизированным процессом; и убедиться в том, что в тех действиях, где используется автоматизированный процесс, стороны должны прямо его придерживаться. По запросу сторонам должен быть предоставлен доступ к основным характеристикам автоматизированного процесса. Автор: Елена Ермакова Источник: zakon.ru Комментарии: |
|