Долгая краткосрочная память — Юрген Шмидхубер |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-27 12:00 Профессор искусственного интеллекта Юрген Шмидхубер о том, как долгая краткосрочная память улучшила работу известных сервисов и научила программы обыгрывать профессиональных игроков в Dota 2 Эта лекция — часть курса «Глубокое обучение», который мы делаем вместе с организаторами технологического конкурса UpGreat ПРО//ЧТЕНИЕ. Профессор Университета прикладных наук итальянской Швейцарии, пионер в области искусственного интеллекта Юрген Шмидхубер рассказывает о совершенных искусственных нейросетях и механизмах глубокого обучения. Наша следующая лекция посвящена долгой краткосрочной памяти, в которой развивается метод обратного распространения ошибки, впервые предложенный Сеппой Линнайнмаа в 1970 году, а также рекуррентные нейросети, которые обучаются с учителем, — не просто сети прямого распространения, а именно рекуррентные. Этот метод известен как обратное распространение ошибки во времени. Рекуррентная сеть развертывается в нейронную сеть прямого распространения, количество слоев в которой соответствует шагу поступления последовательности векторов входного сигнала, например речи. При распознавании речи от микрофона поступает примерно 100 векторов входного сигнала в секунду (или по одному каждые 10 миллисекунд). Рекуррентные нейросети являются универсальными вычислительными машинами. Это легко доказать: в нескольких нейронах можно реализовать логический вентиль NAND («И-НЕ»), а сеть таких вентилей может имитировать работу микросхемы вашего компьютера, ч. т. д. Но ранние рекуррентные сети не могли решать глубокие задачи — с длинными последовательностями входных данных и долгими временными интервалами между наблюдениями и значимыми входными событиями. В 1991 году я впервые применил предобучение без учителя для решения этой проблемы. Мой нейронный компрессор истории — это пачка рекуррентных сетей, которая работает следующим образом. Первая сеть использует предобучение без учителя, чтобы предсказать, что именно она получит на вход: например, на вход подается последовательность букв, и сеть пытается предсказать, какая буква будет следующей, анализируя уже полученные. Каждая нейронная сеть более высокого уровня пытается научиться сжатому представлению информации, содержащейся в рекуррентной сети уровнем ниже, и минимизировать длину описания — получение отрицательных вероятностей. Для этого используется кодирование с предсказанием: сети более высокого уровня получают только те буквы, появление которых не было предсказано сетями нижнего уровня, и так далее. В таком случае верхней сети становится просто обработать данные при помощи последующего обучения с учителем. Можно также перегнать знания сети более высокого уровня («учителя») в сети нижнего уровня («ученика»), заставив рекуррентную сеть нижнего уровня предсказывать данные скрытых узлов верхней сети, которая работает с меньшей частотой, поскольку она получает только те входные данные, которые сеть нижнего уровня не смогла предсказать. В начале 1990-х, к 1993 году, такие системы могли решать ранее неразрешимые, очень глубокие задачи, требующие более тысячи последовательных этапов вычислений. Такой метод отлично работал, но затем возник лучший метод, который не нуждался в предобучении без учителя и произвел революцию в области обработки последовательностей, — долгая краткосрочная память (LSTM). Недавно я узнал, что к концу 2010-х на нашу статью о LSTM, выпущенную в 1997-м, каждый год ссылались чаще, чем на какую-либо другую работу из области Computer Science, написанную в XX веке, — этим стоит гордиться. Долгая краткосрочная память решает проблемы исчезающего и взрывающегося градиента, или, как я это называю, фундаментальную проблему глубокого обучения, которую в 1991 году впервые выявил и проанализировал в дипломной работе мой первый студент — Сепп Хохрайтер. Он понял, что при использовании стандартных функций активации кумулятивные сигналы ошибок обратного распространения либо экспоненциально сжимаются, становятся все меньше и меньше при углублении в нижние слои или же при поступлении новых векторов входного сигнала в рекуррентных сетях, либо, что так же плохо, число этих сигналов об ошибке бесконтрольно разрастается. В обоих случаях процесс обучения проваливается. Эта проблема наиболее ярко проявляется в рекуррентных нейронных сетях, самых глубоких из всех. Долгая краткосрочная память была разработана специально для решения этой проблемы. Первые наработки были представлены уже в дипломной работе Сеппа в 1991 году. Я не успею подробно описать суть этой архитектуры, но могу по крайней мере упомянуть блестящих сотрудников моей лаборатории, которые позволили добиться этого результата, — прежде всего Сеппа, но также Феликса Герса, который внес важный вклад, например введя фильтры забывания (forget gate), которые теперь составляют неотъемлемую часть стандартной LSTM и используются повсеместно. Кроме того, активное участие в этом принимали Алекс Грейвс, Даан Виестра и другие исследователи. В 1997 году вычисления были в 100 тысяч раз дороже, чем сегодня, в 2020-м. В 1941 году Конрад Цузе создал первый работающий программируемый компьютер, и с тех пор каждые 5 лет вычисления становились в 10 раз дешевле. К 2009 году они стали настолько дешевыми, что мой студент Алекс Грейвс смог впервые выиграть соревнования по распознаванию письменной речи: он использовал алгоритм глубокого обучения с применением LSTM — с большими задержками и используя пути назначения коэффициентов доверия глубокого типа, но и так он смог превзойти всех соперников. К 2010-м годам вычисления стали достаточно дешевыми, чтобы LSTM распространилась по всей планете на миллиардах смартфонов. Например, с 2015 года работают системы с использованием LSTM, натренированные нашим методом коннекционной темпоральной классификации (connectionist temporal classification, CTC), — Алекс Грейвс был главным автором посвященной им публикации, вышедшей в 2006 году. Комбинация LSTM и CTC сильно улучшила распознавание речи Google, которое теперь работает на миллиардах смартфонов под Android. Наша LSTM также лежала в основе улучшений Google Translate, начавшихся в 2016 году. До 2016 года китайцы хохотали над тем, как Google Translate переводил с английского на китайский и обратно, но теперь уже нет. К 2016 году более четверти вычислительной мощности для систем логического вывода в дата-центрах Google использовалось для LSTM. В 2017 году Facebook объявил, что они применяют LSTM для перевода 30 миллиардов сообщений в неделю — это более 50 тысяч в секунду. Кроме того, LSTM улучшила многие аспекты ПО Microsoft, а также среди разработок Apple работу Siri и предиктивный набор текста QuickType на миллиардах айфонов. В 2016 году она также научилась отвечать пользователям Алексы, созданной Amazon: это не записанные реплики — голос генерируется заново для каждого конкретного случая. Крупнейшие азиатские компании вроде Samsung, Alibaba, Tencent и многих других также широко применяют LSTM. Важно понимать, что LSTM можно натренировать не только с помощью градиентного спуска, но также при помощи обучения с подкреплением без учителя, который на примере тренировочного сета мог бы показать, что нужно делать. Нет, их можно натренировать при помощи градиента политики (policy gradient), чтобы максимизировать вознаграждение при обучении с подкреплением, как в 2007–2010 годах показали мы с коллегами, в числе которых нужно назвать моего научного сотрудника Даана Виестру, Яна Питерса и Александра Фёстера. Даан Виестра позднее стал ведущим сотрудником в DeepMind, сооснователем которой является Шейн Легг, еще один сотрудник моей лаборатории в Институте исследования искусственного интеллекта Далле Молле (IDSIA). Шейн и Даан были первыми в DeepMind, у кого были публикации на тему ИИ и степень PhD в Computer Science. Градиенты политики стали необычайно важны в LSTM. Например, в 2019 году DeepMind выиграла у профессионального игрока в StarCraft, которая во многих аспектах намного сложнее шахмат или го. DeepMind использовали программу AlphaStar: ее мозг — это по сути LSTM, натренированная методами градиента политики. Знаменитая программа OpenAI Five научилась выигрывать у опытных игроков в известную компьютерную игру Dota 2. Это было в 2018 году, и опять же в сердце этой системы лежит натренированная методом градиента политики LSTM, которая отвечает за 84% параметров модели, то есть 84% корректируемых параметров были параметрами LSTM. Сам Билл Гейтс назвал это важной вехой в истории развития ИИ. Источник: www.youtube.com Комментарии: |
|