Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-28 20:40 Спонтанность и фонтанирование идей у детей - это естественный процесс. Главное - не мешать. А вот со взрослыми все намного сложнее, но не безнадежно ... “Творчество - это интеллект, получающий удовольствие” Дивергентное или латеральное мышление - это многочисленные творческие решения одной и той же проблемы. Это спонтанный, подвижный, нелинейный подход, основанный на любопытстве и инакомыслии. Этот способ мышления распространен среди детей, которые с радостью, воображением и свежим взглядом делают свое мышление более свободным. Дивергентное мышление Дивергентное мышление становится все более важным в нашем современном мире. В обществе, которое привыкло имитировать похожие навыки, наступает момент, когда крупные компании начинают ценить другие умения. Новые измерения привносят в процесс изобретательность и жизнеспособность. Человек, который способен обеспечить инновации и творчество, становится более конкурентоспособным на трудовом рынке. Но наши школы и наши вузы продолжают расставлять приоритеты в методологии привычного линейного образа мышления. В 1960-х годах Джой Пол Гилфорд разделил линейное и дивергентное мышления и определил их отличия друг от друга. Хотя Гилфорд акцентировал внимание на важности развития у детей девиантного мышления, учебные заведения обращали на него мало внимания. Как правило, приоритетным методом обучения было то, где студенты должны были использовать линейное мышление, правила и структурированные процессы, чтобы получить ”правильное” решение. Во многих случаях эта стратегия полезна и необходима, тем не менее, нужно признать сложность, динамичность и непредсказуемость жизни. Поэтому нереально думать, что проблема имеет только одно решение. Вот почему мы должны научиться использовать дивергентное мышление. К счастью, есть образовательные учреждения, которые поощряют своих студентов делать больше, чем найти правильный ответ. В таких школах ставится задача задавать новые вопросы. Дивергентное мышление и психологические процессы Прежде чем идти дальше, важно кое-что прояснить. Нет способа думать лучше или хуже. Линейное мышление полезно и необходимо во многих случаях. Проблема в том, что мы ”обучены” думать только таким способом. Мы пренебрегаем спонтанностью, остроумием и побеждаем свободу. На многих курсах, целью которых является обучение людей дивергентному мышлению, студентам задают такие вопросы, как: - Что ты можешь сделать с кирпичом и ручкой? Поначалу может быть трудно придумать хотя бы одну идею. Но некоторым людям удается придумать множество ответов и блестящих идей, поскольку они искусны в том, что Эдвард де Боно называет ”латеральным мышлением". Мы немного лучше поймем, как это работает, если рассмотрим, какие психологические процессы здесь задействованы. Семантические сети или теория связности Дивергентное мышление - это способность находить идеи, концепции и процессы между отношениями, в которых на первый взгляд, кажется, отсутствует сходство. Мы немного лучше поймем, как это работает, если рассмотрим, что такое креативность, с точки зрения знающих психологов. Они говорят о том, что у людей разные психические ассоциативные связи: - Люди, имеющие ”крутые” семантические сети, более логично и линейно мыслят. Правое и левое полушария головного мозга Мы много раз слышали, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое - за логику. Поэтому, согласно этой теории, люди, которые используют более необычное или латеральное мышления, больше используют правую сторону мозга. Однако мы должны быть осторожны с таким обобщением о латеральной полимеризации или о доминирующем положении части мозга в мыслительных процессах, потому что на самом деле это действительно спорное предположение. Мы не могли бы видеть работу мозга в целом, если бы она действительно находилась в изолированных областях. На самом деле, когда мы создаем идею, любую - гениальную, консервативную, логичную или очень творческую, мы используем наш мозг в целом. Ключ в том, как мы соединяем одну идею с другой. Большинство гениальных людей используют древовидный процесс мышления. Другими словами, они образуют связи в обоих полушариях, а не только в одном. Как я могу научиться думать по-другому? «Воображение — это начало создания. Вы воображаете то, что хотите; вы желаете то, что воображаете; и, наконец, вы создаете то, что желаете.» Джордж Бернард Шоу Как уже говорили, все мы, независимо от возраста, можем вовлекать и усиливать дивергентное мышление. Для этого мы уделяем особое внимание четырем различным областям: - Беглость - способность генерировать большое количество мыслей. Вот два способа улучшить вышеупомянутые способности: Упражнение Synectic "Synectic" - это термин, созданный психологом Уильямом Дж. Гордоном. В принципе, это означает способность находить связи и отношения между понятиями, объектами и идеями, которые, кажется, не связаны друг с другом. Это упражнение требует большой умственной работы. Мы можем делать это каждый день, выбирая концепции сами. Например: Что я могу сделать со скрепкой и ложкой? Какие отношения могут быть у реки Лимпопо в Африке и сибирского озера Байкал? Техника SCAMPER Техника SCAMPER (аббревиатура от англ. Substitute Combine Adapt Modify Put Eliminate Reverse) — методика креативности в форме проверочного списка. Это следующая творческая стратегия развития идеи, созданная Бобом Эберли. Она полезна для создания каких-либо инновационных проектов и в тренировке креативного мышления. Например, мы должны найти какие-то идеи в своей работе. Затем, когда у нас есть эта "идея”, мы фильтруем ее многими ”фильтрами”. - Замените один элемент идеи на другой (Что мы можем изменить в веселом времяпрепровождении? А в нашей работе?). Творческое мышление и настроение Хорошим дополнением к этому рассказу может стать очень интересная книга психолога Дж. Нины Либерман «Playfulness: Its Relationship to Imagination and Creativity» (Игривость: ее отношение к воображению и творчеству), в которой она излагает концепцию под названием «Манифест радости». Креативное мышление идет рука об руку с радостью, оптимизмом и внутренним благополучием. Хорошие отношения, достаточный отдых и жизнь без напряжения, тревоги и стресса дают нам идеальные условия для креативного мышления. Испытывая чрезмерное напряжение и постоянную спешку, мы пренебрегаем многими ценными идеями, открытиями. Поэтому можно сделать вывод, что такое мышление рождается из определенного отношения к жизни: свободного и счастливого с одной стороны и открытого новым переживаниям, с другой…опубликовано . Автор Маргарита Ваелма
Источник: econet.ru Комментарии: |
|