БОЮСЬ КОНСУЛЬТИРОВАТЬ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-07 08:00

Психология

Поговорим о проблеме, которая лишает специалистов любого уровня самореализации и развития? Я затрагиваю тему, которая вызовет разную реакцию, но, кто не рискует - тот ничего не публикует?

Чтобы начать и, главное, продолжать консультационную деятельность, важно обладать пониманием базовых психологических процессов. Эти знания помогут сохранить самооценку в любых обстоятельствах и чаще выбирать здоровые решения, чтобы увлекательная астрологическая практика не превратилась в персональный ад.

С какими сложностями может столкнуться начинающий специалист?

НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА

Составляет большой процент людей. Невротики - это люди, часто обладающие комплексом отличника, а значит - максимально уязвимые к критике. Особенно яркие травмы детства приводят к тому, что взрослый человек становится невероятно восприимчив даже к конструктивным замечаниям, ведь любое замечание для них - сигнал сомнения в их профессионализме. А это - настоящая катастрофа. Человек перестает консультировать, считая, что недостоин столь почетной миссии, пока не достигнет идеальных показателей согласия публики с его мнением. Что, конечно же, невозможно. Как и его дальнейшая консультационная практика.

Почему невротиков нельзя критиковать?

Комплекс отличника невозможно исцелить критикой, даже конструктивной. Таких людей обычно мотивирует похвала. Срабатывает формула “меня считают умным - нужно стать еще умнее, чтобы не разочаровать”. В таком режиме любые несовершенства рано или поздно будут ликвидированы, но без истерик и самоедства, а, наоборот, с вдохновением.

Критика намного продуктивнее работает на другие, менее популярные психотипы, которые я не буду затрагивать в данной статье.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Первый шаг к решению проблемы - осознание того, что вы действительно обладаете качествами невротика (если это для вас неочевидно - в интернете можно найти соответствующие тесты).

Второй шаг - осознание того, что аудитории глубоко безразличен ваш психотип, поэтому позаботиться о своем психическом здоровье нужно вам самим. А значит, сделать две фундаментальные вещи:

1. В любой ситуации находить и фиксировать преимущества своей работы независимо от количества ее недостатков.

2. Перестать занимать позицию ребенка (ожидание похвалы, оценки, критики, поощрения от взрослых) и выйти в позицию взрослого (предоставлять информацию и вести равные диалоги без запроса на оценку вашего мнения и умений). С этим пунктом намного сложнее, ведь ожидание обратной связи частенько путают с ожиданием оценки, между тем, обратная связь важна для профессионального опыта, а оценка - для компенсации неуверенности в себе).

КЕМ ВДОХНОВЛЯТЬСЯ?

Прекрасным примером спокойного принятия профессиональных ошибок как неизбежную норму жизни я считаю К. Дарагана, который в некоторых видео абсолютно невозмутимо говорит о своих публичных прогностических просчетах, которые не осуществились.

И это отличный пример того, что профессионализм не равно перфекционизм, без которого ваши текущие знания никуда не деваются, но всегда обретают новый статистический/исследовательский опыт. И он невозможен без ошибок. Нет ошибок - значит, нет развития, гибкости и адаптивности к новому. Эти качества намного практичнее и важнее для профессионала, чем идеалы перфекционизма.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КЛИЕНТОВ

У всех в практике случались неприятные истории, связанные с категорическим непринятием клиентом вашей информации. Сейчас я не поднимаю вопрос вашей квалификации и опытности, а хочу поговорить о другой, не менее частой проблеме, которую многие игнорируют в процессе самоедства из-за неудавшейся консультации.

Вы наверняка знаете, что абсолютно психически здоровых людей крайне мало. И это значит, что вы всегда имеете шанс нарваться на болевую точку клиента (особенно - если вы реально хороший специалист). Одной из таких болевых точек является защитный механизм реактивного образования. На человеческом языке - эмоциональное отрицание проблемы, которая есть в самом человеке, но всячески порицается обществом, и эту проблему выгодно фильтровать в сознании. Удобнее всего это делать, эмоционально давая понять окружающим, что ты “не такой” и всячески осуждаешь тех, кто “такой”.

Этот механизм может работать в классической реакции осуждения, но также и в другой форме - жестким нежеланием видеть в себе “плохие” качества. Они настолько не хотят их принимать, что реально начинают верить в их отсутствие. Между тем, все их поведение ярко кричит о наличии этих качеств, в процессе консультации идет их максимальная демонстрация, которую специалист замечает не только по гороскопу, но и по фактическому поведению клиента, его реакциям. Естественно, спорить, доказывать это бессмысленно и даже вредно для вашей обоюдной психики. В этой неприятной ситуации виноватым всегда остается консультант, что иногда чревато плохими отзывами.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Учиться распознавать защитные механизмы людей с помощью банального опыта общения. Сначала это будет непросто, но позже вы с первых слов и манеры разговора будете понимать, с каким психотипом имеете дело. И решать, брать ли такого человека на консультацию. Полезно изучить все варианты подобных защит, воспользовавшись интернетом. Особенно, если вы работаете с глубокими, сложными темами. Если случилось неизбежное и вы не распознали такого клиента, ни в коем случае не доказывайте ему правду и не убеждайте в том, что он не критичен к себе, не навязывайте свою правоту и не объясняйте, что он просто не в теме. Для него это - очередная травма, и он будет ее избегать, даже отрицая очевидное. Оставьте его с полученной информацией наедине - он примет ее тогда, когда будет готов к этому.

По возможности закончите разговор без лишних слов до того, как клиент раздраконится. А это намного вероятнее, когда вы пытаетесь обойти его защиту, настойчиво пользуясь логикой или махая своими дипломами. Не проламывайте чужие границы, чтобы компенсировать ущемленную самооценку - это пойдет только в плюс вашему профессионализму.

Вы видите объективную картинку, а он - субъективную. Попытка детально разобраться в ситуации может привести к более грубому непринятию, от чего пострадает ваша репутация. И это тоже нормально. Давайте информацию, но не давите информацией.

И здесь очень важный момент: не обесценить свои знания. Если вы убедились, что они - работают, то сохраняйте их ценность в неоднозначных ситуациях. Система знаний либо работает, либо нет. Она не может выборочно не работать для конкретных людей, но она может работать иначе, адаптивнее, с дополнительными нюансами. Проблема только в том, что не каждый клиент захочет вникать в эти нюансы - кому-то проще признать вас шарлатаном. И неокрепшая психика консультанта моментально словит комплекс самозванца. Будьте критичны не только к себе, но и к самой ситуации, чтобы избежать подобного.

СТРАХ ПУБЛИЧНОГО ОСУЖДЕНИЯ

Ох уж эта беспощадная критика, которую сложно принять как данность и невозможно избежать. Однако, реальность показывает, что люди намного подозрительнее относятся к тем, кто имеет идеальные рекомендации, только хорошие отзывы и безупречные комментарии.

Окей, давайте разбираться с аудиторией. Любимое выражение многих комментаторов: “Если вы выставляете свою работу, значит, ДОЛЖНЫ быть готовы к критике”. Кому именно должны - не уточняется, как и то, когда именно и у кого специалист взял на себя такие долговые обязательства. Стало быть - это условное выражение, которое очень удобно для критиков, поскольку удовлетворяет их эмоциональные потребности.

Личные обиды на жизнь, проекция профессиональной неудовлетворенности, желание почувствовать себя важнее и экспертнее через более доступные инструменты (критику) - это само собой разумеющиеся вещи для большинства людей, плохо осознающих свои действия. А именно: пролом чужих границ и эмоциональное насилие, которое выражается в непрошенной критике. Почему непрошенной? Потому что комментарии к любым публичным ресурсам - это возможность не только оставить критику, но и выразить благодарность, поделиться своей историей или задать вопрос специалисту. Однако, выбирая только критику, каждый покрывает свои потребности.

По сути, чтобы конструктивная критика, которой человек непременно жаждет поделиться, не выглядела как обесценивание, достаточно добавить к ней какую-либо положительную оценку и убрать поучительный тон (архетип Мамы или Учительницы). Но мало кто будет так заморачиваться, если истинная цель - компенсировать свои эмоции, а вовсе не помочь автору поднять свой профессионализм (если у него был подобный запрос для аудитории).

Разобрав ситуацию на детальки, намного легче понять свою позицию в том случае, когда вы принимаете решение делиться профессиональной информацией или просто своим мнением с аудиторией. Конечно, вы не измените поведение других, но будете легко идентифицировать происходящее по вполне конкретным признакам. И здесь главное - не начать компенсировать свои эмоции в ответочку. Иначе все закончится бесполезными энергозатратными спорами.

Нет, деликатность в ответ на хамство вряд ли сделает хама добрее, а вас - возвышеннее (как раз наоборот - ощущение помойного ведра на голове обеспечено). Гораздо полезнее удержаться от заранее деструктивного разговора. И здесь вам снова поможет психология, а точнее - опыт распознавания психотипов, а также - неявных манипуляций. Все это имеет вполне конкретные признаки.

Например, за оскорбительным комментарием “Бред! Почитайте матчасть или посмотрите образцовые лекции такого-то человека” могут маскироваться следующие ситуации:

- мнение данного человека категорически не принимают в семье, на работе, в окружении;

- его постоянно обесценивают и критикуют;

- ему с детства ставили в пример других людей для подражания, отсюда - повышенная потребность в авторитетах и отсутствие толерантности к индивидуальным мнениям.

Вы спросите: "А вдруг я несу дичь? Критика меня отрезвит". Конечно, такой сценарий не исключен. Но напомню, что в рамках околонаучных знаний НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАК ПРАВИЛЬНО. А профессионализм - не от понятия "признан в обществе", а от понятия "применяю в профессии". И, если у вас больше положительных результатов, чем отрицательных - почему бы не считать себя профессионалом?

БОЯЗНЬ ОКАЗАТЬСЯ “САПОЖНИКОМ БЕЗ САПОГ

Это моя любимая фраза, которая вряд ли может быть однозначной. Влияние маркетинга на наши умы, ожидание быстрого фаст-фуд результата в коучинговых нишах рождает иллюзию того, что жизнь может измениться мгновенно, стоит только дать правильные рекомендации по гороскопу.

Каждый специалист, помимо того, что транслирует профессиональные знания, параллельно проживает собственную жизнь. С таким же набором уроков, взлетов и падений, этапов застоя и прорыва, как и каждый из нас. Понимая принцип работы планет, он может давать это понимание другим, но не может ускорять те процессы, которые программно должен пройти сам.

Поэтому ситуация, в которой специалист дает другим их формулу дохода или успеха в отношениях, сам не преуспев в этих сферах - вполне нормальная. Она не обесценивает его знания и опыт. Просто он проживает свою историю, со своими слабостями, неуместными эмоциональными решениями, заблуждениями относительно себя самого (кому из нас легко адекватно диагностировать самого себя?). По отношению к себе мы всегда более эмоциональны, чем к другим. И там, где мы можем помочь другому, включив холодную голову и рациональное мышление при анализе данных, мы всегда будем работать намного эффективнее, чем при анализе собственной жизни, где максимально сложно отключать эмоции. Это известная истина, о которой мы забываем, рождая обвинения в сторону сапожников и ожидая волшебства там, где просто существует жизнь.

Важно отделять действительно профессиональную информацию от личной жизни и не путать их. Это касается и обвинений в стиле “вы не можете работать с детьми, если сами их не имеете”. Подобные заявления рождаются от фундаментального непонимания того, как работает психология или астрология.

Логика процессов работает всегда и везде, и, если уметь ею пользоваться - собственный опыт совершенно не играет никакой роли. Более того, может даже навредить. Вспомните, часто ли мы руководствуемся теориями психологии, воспитывая детей? Чаще в ход идут эмоции, затмевая здравый рассудок.

Именно эта ситуация также часто создает путаницу в попытках найти у себя аспекты астролога или психолога. Многие смотрят на воду, но подобному специалисту земля необходима намного больше, чем вода. Эмпатия не решает проблему там, где нужна трезвость ума и холодная работа логики, а мастерство диагностики не избавляет никого от жизненных уроков - ни клиентов, ни специалистов, но помогает максимально правильно из них выходить.

И так, мы подобрались к выводам.

Предлагаю ориентировочную практическую инструкцию для тех, кто получил массу полезных знаний, но все еще не может преодолеть страх публичности или личных консультаций:

Пройти базовые психологические тесты и сформировать понимание своего психотипа, чтобы найти к себе оптимальный подход в самых сложных ситуациях. Например, пытаться конкурировать в публичной нише специалистов с непроработанным неврозом - не лучшая идея. Большинство людей воспитывались по методике “чем больше критикую - тем больше мотивирую”, и они искренне убеждены, что мир развивается именно так, и никак иначе. Важно, чтобы вы понимали, что мотивирует именно вас, и сами обеспечивали себе эту мотивацию. Разобраться в базовых психологических защитах, чтобы как можно скорее диагностировать их у себя или клиента в щекотливых ситуациях и подобрать правильную тактику завершения диалога. Четко сформулировать для себя объем ответственности, которую вы берете в данной профессиональной нише. Спасти весь мир - скорее всего, провальная идея, ведь далеко не все захотят “спасаться” даже под напором вашего энтузиазма и бомбических знаний. Не брать на себя больше, чем положено, поможет изучение популярных психологических теорий, которые легко гуглятся и доступны для любого желающего разобраться в здоровых границах личности. Даже банальный треугольник Карпмана, поднадоевший своей мейнстримностью, выручит еще не одного консультанта. Мало его понимать - его основами нужно осознанно руководствоваться на практике. Убедиться, что люди действительно делятся тем, чем наполнены сами. От этого зависит, что именно и в какой форме они выбирают в комментариях: критику, благодарность, проявление интереса (вопросы). Собирайте эти реакции в профессиональную статистику и опыт, а не в копилку личных обид. Принять реальность того, что много людей говорят одно, а имеют ввиду - совершенно другое. С опытом вы научитесь распознавать эту маскировку, а значит - перестанете надумывать и раздувать проблемы.

Также маскировка чревата тем, что истинную проблему в консультации вы не закроете, и клиент, не сумев грамотно сформулировать свой запрос, уйдет, не получив реального ответа. Конечно, это зона и его ответственности, но ваша репутация будет лучше, если вы овладеете мастерством выявления потребностей. Да и клиент вряд станет искать причину неудовлетворенного запроса в себе - он просто посчитает вас “не тем” специалистом и не станет рекомендовать другим. Мелочь, а может изрядно испортить вам самооценку.

Это не значит, что нужно озвучивать то, о чем вас не спрашивали. Это значит, что можно задать больше уточняющих вопросов.

Старайтесь заранее убеждаться в том, что человек готов принять реально запрашиваемую (не замаскированную) информацию и не будет включать защиту. О готовности защищаться может говорить эмоционально брошенная фраза “только не говорите мне то или это, как мне уже сказал кто-то другой”, имея в виду другой посыл “скажите только то, что мне наверняка понравится, что я хочу слышать и готов для себя принять”.

Дабы статья не возымела эффекта поучения, уточню: я тоже не блещу безукоризненными результатами касательно перечисленных пунктов, да и не ставлю такую невротическую, на мой взгляд, цель. Но всегда есть над чем подумать, особенно - заглядывая за рамки ключевых стереотипов.


Источник: www.instagram.com

Комментарии: