Автоматизация труда — угроза для персонала или шанс на творчество?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Автоматизация предполагает собой использование оборудования или программного обеспечения, которые позволяют автоматизировать бизнес-процессы и сократить «ручной труд» — вмешательство человека. Компания может осуществлять автоматизацию с использованием технологий искусственного интеллекта или при помощи роботизации бизнес-процессов — программирования робота на выполнение рутинных повторяемых задач, рассказывает Арина Власова, стратегический консультант и эксперт в области телекоммуникаций.

В эру «диджитализации» автоматизация является важным стратегическим направлением для бизнеса, так как позволяет уменьшить вероятность ошибки, возможной в силу человеческого фактора, решить проблему дублирования бизнес-процессов и, конечно, сократить издержки. При этом возникает вопрос — какие последствия автоматизация имеет для сотрудников, выполнявших ранее рутинные бизнес-процессы. Согласно исследованию Brookings, около 25% рабочих мест в США находятся в высокой зоне риска, так как более 70% обязанностей сотрудников в данном сегменте могут быть оптимизированы.

Сила «удара» автоматизации по кадрам зависит от сектора экономики

При оценке последствий автоматизации для персонала нужно, в первую очередь, разделить компании на SaaS (программное обеспечение как услуга) и компании реального сектора, которые могут иметь производственный цикл, доставку и складирование, розничные и оптовые точки. Для SaaS-компаний автоматизация является в основном «облегчением» для сотрудников, а для компаний реального сектора больше угрозой трудоустройству. Причина кроется в том, что производство материальных благ — это больше «конвейерная работа», цифровые же компании нацелены на творчество.

Если SaaS-компания принимает решение об оптимизации ряда бизнес-процессов, то это означает освобождение времени для сотрудников на выполнение стратегических задач бизнеса. К примеру, если ранее департамент маркетинга должен был «вручную», или затрачивая временные ресурсы на программирование, отправлять электронные письма клиентам, то сейчас компании могут использовать CRM. Другой пример — если ранее для контроля качества и уровня удовлетворенности клиентов платформой бизнеса компании нужно было назначать отдельных ответственных людей и делать комплексные расчеты в excel, то сейчас достаточно использовать информационную панель для визуализации всех KPI. Примечательно, что в диджитал-компаниях сотрудники продолжат выполнять свои текущие обязанности, за счет автоматизации освободится время на более приоритетные вещи и сокращение рутины позволит творчески взглянуть на другие задачи.

Для компаний же реального сектора автоматизация может означать для сотрудников даже конец профессиональной деятельности. Например, на складах внедрение RFID меток, оптимизация процесса инвентаризации за счет сканирования меток и автоматизация учета товара при приемке и отгрузке позволяют сократить рабочий персонал как минимум в 2 раза. Также в качестве примера можно использовать молочную ферму: бизнес может с помощью машин автоматизировать процесс кормления коров и сократить используемую физическую силу. В обоих обозначенных случаях для бизнеса будет сложно переквалифицировать сотрудников на выполнение других задач и, вероятнее всего, рабочий персонал попадет под сокращение.

Эффект от автоматизации коррелирует с уникальностью обязанностей

Автоматизация бизнес-процессов в основном связана с обучением машины выполнять шаблонные задачи. Даже если используются технологии искусственного интеллекта, машины не могут полностью перенять на себя «уникальный» труд, связанный с выполнением креативных и зачастую не структурированных задач. К примеру, машины на сегодняшний день не могут разрабатывать стратегии компаний или рассчитывать бизнес-планы, так как данные задачи имеют широкий спектр нюансов, с которыми может разобраться только человек. Также машины не могут осуществлять репертуарное планирование для кинотеатров, для этого нужно чутье, знание рынка, аудитории и большой опыт.

Может показаться, что «умственная» деятельность находится вне зоны риска автоматизации в отличии от работы «руками», однако это не совсем так. Яркий пример — компании с помощью технологий роботизации обучают машины выполнять бумажную работу: заполнять юридические документы, выполнять расчеты. Данные инициативы позволяют компаниям сократить персонал в юридических и финансовых департаментах. На контрасте труд мастеров, которые шьют пуанты в Большом театре — уникальный продукт, который не имеет аналогов, — не может быть автоматизирован.

Таким образом, если формат трудовой деятельности предполагает работу, не связанную с точным воплощением мелких уникальных деталей в жизнь, то данная деятельность является идеальным претендентом на автоматизацию. В случае если работники выполняют труд, который является своего рода искусством, то, что не можешь быть подведено под шаблон, то автоматизация может использоваться только для сокращения рутинной работы.

Противоположные последствия автоматизации для персонала

Однозначно оценить опасность автоматизации для персонала с точки зрения его трудоустройства невозможно. Необходимо учитывать уникальность исполняемых обязанностей и что превалирует в компании: творчество или конвейерное производство. Автоматизация может быть как шансом для персонала на более продуктивную работу за счет сокращения рутины, так и наоборот, вердиктом на увольнение.

Однако это не значит, что из-за автоматизации значительно повысятся показатели безработицы в будущем. Если компания стремится к оптимизации издержек, то увольнения неминуемы. Если же речь идет о цифровой компании, которая стремится выйти на новый качественный уровень, то автоматизация даже при неуникальности исполняемых обязанностей рабочего персонала может не повлечь за собой увольнений, а привести к перераспределению рабочей силы.

Цифровые компании будущего: робот - друг человека

Так как многие компании находится в процессе цифровизации, автоматизация ряда бизнес-процессов происходит на постоянной основе. Переход «в цифру» и построение цифровой экосистемы не рассматривается как улучшение количественных краткосрочных показателей, это в основном долгосрочный качественный проект. Увольнение персонала не есть следствие цифровизации, лидирующие компании все меньше используют такие практики.

После внедрения автоматизированных бизнес-процессов для компаний существуют способы эффективно перераспределить рабочую силу и избежать масштабных увольнений:

  • Баланс машинного труда и труда человека.Машины могут давать сбой, поэтому участие человека после автоматизации бывает необходимо. Единственное препятствие может заключаться в том, что взаимодействие с машиной требует от сотрудников определенных знаний и навыков. Интересный пример: компания Amazon, которая вкладывает около 700 млн долларов на обучение 100 тысяч сотрудников, в том числе персонала складов, работе с новыми технологиями.
  • Перевод «шаблона» в уникальный продукт. Чтобы получить конкурентное преимущество на рынке для компании, необходимо предлагать аудитории интересный и незаменимый продукт. Если компания оптимизирует какой-то бизнес-процесс, то значит он был шаблонным и сравнительно легко повторяемым. Возникает вопрос — не стоит ли компании предложить своей аудитории ноу-хау или более ориентированный на детали продукт. Если у бизнеса за счет автоматизации освободились человеческие ресурсы, то их можно перераспределить на это новое направление. К примеру, если ранее работники были заняты на складе, то компания их может перевести на экспресс-доставку, так как синергия их знаний склада и новых технологий по сбору корзины товаров на складе позволят улучшить показатели по времени доставки.

Потенциал автоматизации может перерасти в эффективный инструмент для переобучения сотрудников

Реальность текущего времени — если сотрудник выполняет шаблонные операции и работает не в творческой индустрии, то его работу можно автоматизировать, и сотрудник находится в риске увольнения. Однако если компания «процветает» финансово, оптимизация издержек за счет увольнений может быть излишней. Бизнесу в данном случае нужно смотреть в «цифровое» будущее, в рамках которого сотрудников не увольняют, а отправляют не переквалификацию и переобучение и в итоге перераспределяют их на другой этап цепочки создания стоимости продукта. Иными словами, в компаниях будущего автоматизация бизнес-процессов при любом сценарии — это всегда шанс на творчество для сотрудников.


Источник: m.vk.com

Комментарии: