10 навыков, которые понадобятся всем нам в ближайшие 10 лет. И этому не научат в вузе |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-17 01:32 Чтобы достичь успеха и карьерных высот, надо окончить вуз и найти хорошую работу. А может быть, и нет. Наш блогер Алексей Дёмин рассказывает, чему на самом деле стоит учиться сейчас, чтобы в будущем стать востребованным работником. Когда я окончил вуз, я был уверен, что легко найду работу и буду востребованным специалистом. За моими плечами был престижный факультет иностранных языков, победы в конкурсах, дипломы и грамоты, топ-100 лучших выпускников года. В течение нескольких следующих лет я сменил 7 мест работы, из которых по специальности было только одно. Некоторые мои знакомые считают, что зря потеряли время в университете, обучаясь тому, что им не пригодилось больше никогда. Многие уверены, что для получения конкретных прикладных навыков достаточно закончить курсы и идти работать по специальности. Я такого сказать не могу, потому что смотрю шире — 5 лет обучения дали мне больше, чем просто диплом и специальность. Я научился ставить задачи, планировать и достигать их, я получил навыки общения, установления контактов и публичного выступления, развил в себе стрессоустойчивость и целеустремленность. Об этих качествах написано много книг, но сформировать их в себе можно только в реальных условиях, в поиске возможностей и преодолении жизненных (не книжных) трудностей. Университет для этого — идеальное место. Однако важно понимать, что современный мир — это мир неопределенности. Для его обозначения придуман специальный термин — VUCA-мир. Это акроним английских слов Volatility (нестабильность), Uncertainty (неопределенность), Complexity (сложность) и Ambiguity (неоднозначность). Суть в том, что сегодня недостаточно быть хорошим специалистом в узкой сфере, потому через год этой сферы может не быть. Что мы имеем: учиться нужно, но конкретные специальности и узкие навыки быстро устаревают. Как же быть? Ответ — идти учиться тому, к чему есть интерес, одновременно использовать возможности этого периода для «прокачки» универсальных умений. Какие умения нужны сегодня и будут востребованы в ближайшие десять лет? На эти вопросы попыталась ответить группа ученых из Университета Феникса (США). В начале своего исследования ученые выделили 6 факторов, которые будут определять ближайшее будущее. Это «драйверы развития», от которых будут зависеть все сферы жизни. Факторы оценили с точки зрения их влияния на «карьерный ландшафт» — на то, какие трудовые сферы будут развиваться, какие профессии и умения будут востребованы. Факторы, определяющие будущее Глобальные связи дают возможность общаться людям, находящимся в любой точке планеты, и толкают к созданию организаций, не привязанных к конкретному месту. Сегодня и в будущем совсем не обязательно жить там, где работаешь. И наоборот. Новый тип организаций с непривычной структурой без иерархии, прямого начальника и прямых подчиненных, со сложной оценкой эффективности. Работа в современных организациях больше похожа на игру, чем на строгую систему, сковывающую свободу. В современных проектах сотрудники меняются ролями, их творчество и развитие поощряется. Роботизация становится причиной того, что станки, системы, программы могут работать автономно, выполняя запрограммированные задачи. Если раньше на завод приходила тысяча человек, то сейчас и особенно в будущем достаточно будет десяти — и то для настройки автоматизированных процессов. 5 опасных мифов об образовании, которые могут лишить ребёнка будущего Вычислительные технологии. Сегодня никого не удивишь возможностью включить свет или отключить утюг дистанционно со смартфона. Дальше — больше: развитие датчиков, систем мониторинга и управления делает окружающий мир (дом, город, государство) программируемой системой. Увеличение продолжительности жизни по всему миру заставляет нас по-новому смотреть на карьеру, самореализацию, непрерывное образование. В широком смысле у нас появляется больше времени на все — на работу и отдых, исследования и творчество, семью и путешествия. В поисках своего признания можно пробовать себя в разных сферах. Новые медиа и глобальная информационная сеть — это вся информация человечества под рукой в любое время. Обилие информации порождает изменение форм ее подачи. Видео, аудио, картинки и схемы стали новым языком, «дизайн — это новая письменность» (А. Каптерев). Владеющий этим языком опережает тех, кто мыслит в рамках текстовой формы информации. Данные факторы определяют набор умений человека в будущем. Эти универсальные умения помогут вписаться в новую реальность и преуспеть в ней. Умения, необходимые в ближайшие 10 лет Критическое мышление — способность понимать глубинную суть, значение процессов и явлений. Умные машины наступают, научившись работать со стандартными, повторяющимися, программируемыми задачами. Нам остаются те сферы, где требуется мышление более высокого уровня, абстрактное мышление и уникальные решения. Задачи, которые невозможно запрограммировать. Для демонстрации реальных способностей искусственного интеллекта сооснователь Apple Стив Возняк предложил использовать «Кофейный тест». «Робот должен войти в незнакомую квартиру, найти кофеварку, налить воды, достать кружку и приготовить кофе». На данный момент этот тест ни одна машина пройти не может. Там, где существуют нестандартные варианты действий, эмоции, скрытые смыслы, у человека преимущество. Для развития этого тренируйте критическое мышление. Гибкое творческое мышление — бесценное умение для будущего. С одной стороны творчество поможет обойти искусственный интеллект в гонке за рабочие места. Машины пока слабо преуспевают в творчестве, например, обучение нейросети шуткам в 2018 году провалилось: обучившись на массиве из 43 тысяч шуток, компьютер начал генерировать бессмыслицы вроде «Что получится, если скрестить вас с динозавром? Юристы». Пока у людей неоспоримое преимущество в решении творческих задач. С другой стороны глобализация сталкивает нас с непривычными обстоятельствами. Нужно уметь быстро перестроиться и увидеть то, чего на первый взгляд не видно. Для этого нужно смотреть не так, как все, выходить за рамки культуры, географии, логики и стереотипов, нарушать правила там, где это необходимо. Социальный интеллект — это умение находить общий язык с другими людьми, чувствовать и понимать реакции в процессе общения. Это еще одно преимущество над искусственным интеллектом и еще один ключ к успеху в мире глобального социального взаимодействия. На протяжении всей истории человечества побеждает тот, кто умеет «читать» эмоции, язык жестов, мимику, мотивы других людей. И так будет до тех пор, пока существует живое человеческое общение. Межкультурные навыки — умение работать в разных условиях и с разными людьми. Исследования показывают, что разнообразие — двигатель инноваций. Наибольших успехов достигают группы, состоящие из людей разной национальности, возраста, образа мышления. Межкультурные навыки (их еще называют «кросскультурные компетенции») — это не только умение наладить общение с представителями разных культур и национальностей. Это и умение при необходимости встроиться в другую культуру, понять ее особенности, поменять свои привычки. Умение выполнять свою работу одинаково хорошо в Челябинске, Нью-Йорке и Пекине. Виртуальное взаимодействие — самоорганизация, умение продуктивно работать дистанционно, в том числе в команде. Умение формируется двумя трендами: глобальными связями и новым типом организаций. Одной из самых сложных задач в удаленной командной работе является мотивация сотрудников. Для ее решения все чаще используются игровые технологии (виртуальное присутствие, награды за «прохождение уровня», распределение ролей и ясные цели). Однако от «сотрудника будущего» требуется самоорганизация, внутренняя мотивация — умение работать в полную силу, находясь дома в халате и с чашкой кофе в руке. Требуется умение быстро и полноценно понимать коллегу, не видя его перед собой, вписываться в сценарии реального взаимодействия, разворачивающиеся в онлайне. Дизайн-мышление — это способ творческого мышления, направленный на решение конкретных задач, но противопоставленный аналитическому мышлению. Хорошо и подробно процесс дизайн-мышления описан здесь. В широком смысле такой тип мышления предполагает: Умение справляться с когнитивными нагрузками важно не только в работе, но и в жизни любого человека цифровой эпохи. Ежедневно на наше сознание обрушиваются колоссальные потоки информации — во всех возможных формах и из всех девайсов. Сейчас и в будущем необходимо развитое внутреннее чутье, помогающее фильтровать терабайты фактов по достоверности и степени важности. Еще нужно уметь пользоваться специальными техниками и сервисами организации и обработки информации. Вычислительное мышление — умение переводить объемные данные в абстрактные категории и оперировать ими. Если социальный интеллект, гибкость и межкультурные навыки предполагают развитие взаимодействия людей друг с другом, то вычислительное мышление — это «игра на чужом поле». Это умение понимать язык машин. Мыслить теми категориями, которыми оперируют компьютеры. Сюда же относятся базовые навыки программирования, включающие перевод «живых» явлений окружающего мира в категории логики. Междисциплинарность — умение ориентироваться и наличие знаний в разных сферах. По словам исследователей, в XX веке образование фокусировалось на специализации — узкой сфере, в которой человек становился профессионалом. Но следующий век пройдет под флагом междисциплинарности: проблемы, с которыми сталкивается человечество, слишком сложны для решения в рамках одной области знаний. Компетенции профессионала будущего можно представить в форме буквы «Т», где есть одна развитая сфера знаний и две или более дополняющих ее. Биолог должен знать математику, программист — лингвистику. Честно говоря, узкий подход к образованию мне всегда казался неверным. Сосредоточение на одной области и игнорирование других областей знания сродни лошади в шорах. Да, она несется вперед, видя перед собой четкую цель, но до той же самой цели есть несколько путей, которых она не видит. В нестабильном мире, полном неопределенностей, такой подход приводит к разочарованиям в жизни, когда человек, всю жизнь достигавший профессионализма в определенной сфере, оказывается без работы. Ему кажется, что он недостаточно хорош, но на самом деле изменились условия (в государстве, мире), и профессионализм в этой сфере становится не востребован. Медиаграмотность — это умение использовать возможности социальных медиа для достижения своих целей. Настоящий взрыв создаваемого пользователями контента наблюдается сегодня и прогнозируется в ближайшее десятилетие. Блоги, паблики, страницы, группы, подкасты, Youtube-каналы, инстаграм и телеграм — каждое из этих социальных медиа имеет свою специфику в форме подачи информации, цели, аудитории. Умения продвигать свои продукты, искать экспертные материалы, создавать качественные видео и графику для социальных сетей будут необходимыми для успешного развития во всех сферах в будущем. В будущем нас ждет нестабильность и неопределенность в социальной и трудовой сферах — к этому традиционное образование не способно подготовить своих выпускников. Главными факторами, формирующими будущее, станут: глобальные связи, новый тип организаций, роботизация, вычислительные технологии, увеличение продолжительности жизни и новые медиа. Чтобы вписаться в эту реальность, найти свое место и добиться профессиональных успехов требуется развитие в следующих направлениях: Сначала меня такой прогноз ученых насторожил, но потом я понял, что каким бы неизбежным не был технологический прогресс, развитие искусственного интеллекта и роботов, в ближайшие 10 лет человеческое общение ничем заменить невозможно. Источник: mel.fm Комментарии: |
|