Зигмунд Фрейд (правильная транскрипция — Фройд; так как нем. Sigmund Freud, МФА; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-10 02:03

Психология

Зигмунд Фрейд (правильная транскрипция — Фройд; так как нем. Sigmund Freud, МФА; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психоаналитик, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и по сей день.

Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных и писателей, таких как Карл Ясперс, Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многих других. Эмпирический базис теории Фрейда называли «неадекватным» Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум, «мошенничеством» психоанализ окрестил Питер Медавар, псевдонаучной теорию Фрейда считал Карл Поппер[20], что не помешало, однако, выдающемуся австрийскому психиатру и психотерапевту, директору Венской неврологической клиники Виктору Франклу в своём фундаментальном труде «Теория и терапия неврозов» признать: «И всё же, как мне кажется, психоанализ будет фундаментом и для психотерапии будущего. […] Поэтому вклад, внесённый Фрейдом в создание психотерапии, не теряет своей ценности, и сделанное им ни с чем не сравнимо».

За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ — полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации[en], Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества. Не только о психоанализе, но и о самом учёном выпущено множество биографических книг. Каждый год о Фрейде издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии.

Фрейду удалось сделать принципиальный прорыв в психологии. Его работы отличаются не только целостностью, в них — филос. глубина, основательность в понимании психических процессов, попытка опереться на весь комплекс естественно-научных знаний своего времени. Пытаясь следовать идеалу точной науки, Ф. оказался тем не менее философом, родоначальником целого филос. направления — фрейдизма. Его открытия радикально изменили представления о философии, человеке, сознании. Он высказал Ф. полагал, что философия не является наукой: она ограничена в своих возможностях создания системных образований и критически относится ко многим рождающимся научным открытиям. Он задумывался над тем, какого рода знания содержат в себе религиозные и филос. учения. Он сомневался в том, что религиозные учения подлежат критике разума: они выше разума. Ф. занимала проблема: если истинность религиозных учений зависит от внутреннего переживания, доказывающего эту истинность, то что делать с множеством людей, которые такого редкостного переживания не испытывают?

Анализируя различные мировоззренческие системы, складывавшиеся в истории человечества, Ф. выделял три великих мировоззрения: анимистическое, религиозное и научное. Предложив и опробовав свою методику в области душевной жизни отдельного человека, Ф. задался целью применить эти воззрения для анализа психологии народов. Это был серьезный шаг в сторону философии. Ф. считал, что в душевной жизни народов должны быть открыты такие же процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивида.

Феномен религии Ф. исследовал в работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938). Как и типы мировоззренческих систем, Ф. выводил религию из психоаналитического толкования природы и особенностей функционирования психики. Религия в этой трактовке оказывается не чем иным, как психологией людей, проецированной во внешний мир. Ф. сравнивал навязчивые действия невротиков с религиозными переживаниями, которые сопровождают обряды. Частный невроз, по Ф., характеризует религиозность одного человека, массовый же невротизм приводит к феномену религии.

Изучая детскую сексуальность, Ф. обнаружил дополнительные аргументы в пользу своей филос. концепции. Получалось, что между Эдиповым комплексом и верой в Бога есть несомненная близость. Бог — это идеализированный отец. В этом плане религия — общечеловеческий невроз, который основан на Эдиповом комплексе. Ф. оценивал религии как иллюзии и настаивал на том, чтобы устранить их из человеческого обихода.

Ф. предложил психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном. Бессознательное — это, во-первых, психические процессы, которые проявляются активно и не доходят до сознания переживающих их лиц, и, во-вторых, основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное), которая регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы, характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью.

В бессознательном, по мысли Ф., постоянно идет борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, разрушительности и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Бессознательное и его содержание Ф. рассматривал как источник неврозов и личностных конфликтов. Он создал психоаналитическую терапию, ориентированную на познание бессознательного и на исцеление через осознание бессознательного.

Стремясь наглядно представить душевную структуру человека, Ф. использовал образ психического аппарата, построенного из нескольких систем. В процессе развития человеческого рода и отдельного человека первым возникает бессознательное. Бессознательная система не могла бы, однако, существовать сама по себе, она была бы нежизнеспособной. Сознательная система нужна ей как инстанция, играющая роль посредника. Она выясняет, каковы условия внешнего мира (испытание реальности), и приноравливает к ним потребности, что означает работу мысли в соотнесении с причинно-следственными связями.

Основываясь на феноменах табу и тотемизма у первобытных людей, Ф. в книге «Тотем и табу» выдвинул гипотезы (повторенные затем в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия») о происхождении совести, чувства вины, этики и религии. По мнению Э. Фромма, общей почвой, на которой произросла мысль таких исследователей, как К. Маркс и Ф., является концепция гуманизма и человечности, которая, восходя к иудейско-христианской и греко-романской традициям, вновь вошла в европейскую историю в эпоху Возрождения и полностью раскрылась в 18— 19 вв. Ф. был любознательным и зорким наблюдателем фактического поведения людей, а также различных проявлений бессознательного. Открытие бессознательного стало огромным прорывом в филос. постижении человека. Революция, совершенная Ф. в антропологической теории, состояла в том, что он помог обнаружить бессознательный аспект человеческого мышления. Не менее важным антропологическим достижением Ф. было и его учение о характерах.

Просветители много внимания уделяли человеческой природе. Они пришли к мысли, что, будучи единой, человеческая природа раскрывается во множестве конкретных человеческих версий. Дальше этой констатации просветители, однако, и не продвинулись. Ф. же показал, что можно выделить специфические психологические характеры. Характер — это стойкая структура чувств, типичное поведение, обусловленное историей развития личности. Ф. выдвинул весьма интересное предположение о невротическом характере культуры. Вместе с тем он показал, что психоанализ может внести гармонию в душу человека и «отладить» массово-психологические процессы.

В 20 в. сложилось множество социальных и культурологических концепций. Исследователи пытались понять, что заставляет людей жить в сообществе? Каким образом возникла нравственность? Почему в культуре есть такие феномены, которые никак не объяснишь действием разума, сознания человека? Ф. пытался ответить на эти вопросы с помощью психоаналитического учения о сексуальности. Можно сказать, что содержание культуры представлялось ему слишком упрощенно. Однако идеи Ф. сохраняют свое значение для трактовки многих проблем культуры.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Комментарии: