Вроде Бог умер, а теология осталась. Как мыслят Бога в эпоху постмодерна: Деррида, Марион, Альтицер, Ваттимо, Милбанк. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-23 18:42 Попросили преподавателя академии, кандидата философских наук Марину Хромцову рассказать (и записали), как после идеи Ницше о «смерти Бога» (Gott ist tot) и постструктурализма Деррида католические и протестантские теологи формулируют доктрину «теологии смерти Бога», или теотанатологию. • ДЕРРИДА: бескорыстный дар Позднее творчество Жака Деррида характеризуется своеобразным «теологическим поворотом». Он уже оформил теорию деконструкции, построенную вокруг отрицания логоцентризма, то есть единой системы неизменных истин. Это — ключ к пониманию теологии смерти Бога. Истина, по Деррида, являет себя в пробелах между устоявшимися понятиями. Поэтому мы можем обнаруживать «следы» истины, но никогда — её как таковую. Эти идеи объясняют интерес Деррида к христианской апофатике как «опыту невозможного». Важнейшее понятие теологического поворота Деррида — идея «бескорыстного дара». Дар — наиболее неуловимая философская и теологическая идея. Она вызывает беспокойство обыденного рассудка, привыкшего к постоянной калькуляции собственных выгод. Дар христианский, чудеса, явленные Христом вырываются из порочного круга отношений обмена. Дар принципиально свободен и самообусловлен, и в этом смысле он сближается с этической доктриной Канта, также фундированной в идее Бога. Истинное гостеприимство, по Деррида — это безусловное «да» незнакомцу, выходящее за пределы законов, правил, конвенций. Деррида пишет о необходимости совершить прыжок веры в незнакомца — непознаваемого и непредсказуемого Другого. • МАРИОН И КАПУТО: феноменология открытости Идеи Деррида о «невозможном даре» послужили толчком к появлению концепции феноменологии «данности» французского теолога Жана-Люка Мариона. Бог не ограничивается рамками традиционных метафизических понятий, которые Марион отождествляет с идолопоклонством, проекцией на Бога человеческого опыта разумения. В рамках собственной феноменологии Марион рассуждает следующим образом. C одной стороны, Бог сохраняет дистанцию по отношению к человеку, и это положение вызывает необходимость деконструкции классических понятий теологии, воспринятых ею от метафизики — абсолюта, трансцендентности или имманентности. С другой стороны, Бог по милости своей является человеку в форме дара, причем является во всей своей полноте — в форме откровения, молитвы или литургии. И сам человек при помощи божественного дара начинает вспоминать себя, осуществляет пере-сборку собственной личности. Это позволяет Мариону говорить о свободе Бога от онтологического различения — тех самых категорий трансцендентности и имманентности. Ученик Деррида Капуто делает акцент на открытости к безусловному. Он предлагает свой подход к деконструкции религии — «слабую теологию», согласно которой Бог являет себя не как могущественный и властный Творец, а как слабая сила, открытая человеку в своем самоумалении. Таковая «слабая сила» есть безусловное требование без принуждения. • АЛЬТИЦЕР: христианский атеизм Наиболее радикальный подход к идее «смерти Бога» обнаруживается в теологии Томаса Альтицера. Идеи мыслителя были вдохновлены визионерством Уильяма Блейка, деконструкцией Ницше и диалектическим подходом к истории Гегеля. Согласно Альтицеру, в действительности Бог умер в момент распятия Христа — чтобы воскреснуть в пантеистическом смысле, проникая в посюсторонний мир и тем самым преображая и Себя, и собственное творение. «Смерть Бога» наступила, когда история стала «плотью Бога». В свете этой идеи иначе воспринимается эпоха секулярности — по Альтицеру, христианин обязан активно участвовать в преобразовании секулярного мира в соответствии с божественным «Словом» — в том числе, отделяя имманентный мир от трансцендентных установок Церкви. Тем самым христианин причащается истории как «плоти Бога». Интересно, что особую роль в этом процессе Альтицер отводит России: «Наступление универсальной истории может рассматриваться как апокалиптическое окончание… Значительнейший символический образ этого апокалиптического окончания — Христос, сошедший в ад. Святая Русь знала этого Христа лучше, чем другие народы, и поэтому русский апокалипсис — это христианский апокалипсис, даже тогда, когда воплощает собой ад». • ВАТТИМО: этика гостеприимства Джанни Ваттимо в своих работах продолжает развивать идею абсолютного гостеприимства. Он считает, что плюрализм межкультурных и межрелигиозных отношений в постсовременном мире создает плодотворные условия для возрождения религии, возвращения её ценности. В ситуации ослабления «сильных структур бытия», связанных с утверждением универсальных истин, с попытками обнаружить последнее основание, действительное для всех, всеобщие базовые ценности могут возникать только на основе взаимопонимания, уважения, диалогического консенсуса. В силу этого именно этика гостеприимства становится новой перспективой в дальнейшем развитии культуры постмодерна. • МИЛБАНК: радикальная ортодоксия По мнению лидера направления «радикальная ортодоксия» Джона Милбанка деконструкция тупиковых путей теологии и философии (светского гуманизма и фундаментализма) даст хорошую возможность для богословия стать метадискурсом. Переосмысление идей постмодернизма открывает новые возможности для свидетельства о христианской вере в современном мире. Отвергнув язык метафизики, теология возвращается к своим истокам, к не-метафизическому видению, что предоставляет возможности сохранить верность изначальному смыслу христианства. Приверженцы идей Жака Деррида указывают, что деконструкция является вариантом богословской стратегии в условиях постмодернизма. Комментарии: |
|