Время жизни Виктора Франкла (1905—1997) проходит через весь XX в., сопрягая воедино его узловые события.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-12 20:37

Психология

Время жизни Виктора Франкла (1905—1997) проходит через весь XX в., сопрягая воедино его узловые события. Он - свидетель ушедшей эпохи. «Во время Первой мировой войны семья Франкла испытывала лишения, и впоследствии он вспоминал, как зимой в лютый мороз в три часа ночи должен был занимать длинную очередь за картошкой и стоять на пронизывающем ветру, пока в половине восьмого не приходила мать и не отпускала его в школу». Франкл был настоящим венцем, он родился в Вене и любил свой родной город. В этом же городе занимался изучением медицины, а после войны получил степень доктора философии. Когда к власти пришли нацисты, он остался в Вене, отказавшись от выездной визы в Америку, предпочитая разделить судьбу своей семьи. После окончания войны при первой же возможности он вернулся в Вену. В. Франкл потерял свою первую жену в концлагере. Вторую жену, Элли, которая работала медсестрой в Венской поликлинике, он встретил уже после войны. У них родилась дочь, и потом появились двое внуков.

Виктор Франкл стоял у истоков экзистенциального анализа — направления психологии и психотерапии, которое было основано в 30-х гг. XX в. Данное направление характеризуется тем, что в теорию и практику психологии философские Франклом были привнесены идеи экзистенциализма и персонализма. Основное положение экзистенциализма заключается в тезисе о том, что существование предшествует сущности. Именно оно имеет место во взглядах Франкла, Однако ко многим выводам экзистенциализма Франкл относится критически, в частности касательно внешнего мира, роли и значения обстоятельств в поиске смысла жизни. Одной из особенностей его теории смысла является отношение к страданию как феномену жизни. Взгляды Виктора Франкла на проблему страдания основаны на его жизненном опыте, на созданной им психологии выживания в условиях концентрационного лагеря. Он являлся, в частности узником такого страшного места на Земле как Освенцим. Исследователь последовательно аргументирует положение о том, что мир не субъективен, наоборот, он более чем объективен и часто независим от воли и действий человека.

Основания учения В. Франкла находятся в разных источниках. С одной стороны – он находит идеи в классическом психоанализе З. Фрейда, с другой стороны - в философии экзистенциализма. В целом, по стилистике написания работ, похож на представителя неофрейдизма Э. Фромма, но в отличие от него он больше исходит из идеи личности, персонализма, а не социальных отношений. Также схожесть его идей можно встретить у такого представителя гуманистического психоанализа как А. Маслоу, в частности в том, что касается вопроса иерархии потребностей. В русле современного понимания философии идеи В. Франкла можно квалифицировать как пограничные с философской антропологией и аксиологией. Отметим также, что мир для Франкла не субъективен, наоборот, он более чем объективен и часто независим от воли и действий человека.

Попробуем разобраться с основными тезисами его теории смысла. «Смысл должен быть найден, но не может быть создан…Смысл не только должен, но и может быть найден» . Здесь скрывается какая-то проблема, ведь если рассуждать логически, то предположим, что он полагает, что природа человека носит творческий характер, но исток смысла заключен в ней самой, следовательно, вымышлять, просто фантазировать не имеет смысла. Отсюда, следует, что нужно искать понимание этого суждения Франкла в собственной природе человека. Здесь сразу возникает проблема общей человеческой природы и индивидуальной, то есть филогенеза и онтогенеза.

Франкл отказывается от идеи Фрейда об основном источнике жизненных сил природы человека как сексуальности. Соответственно, он должен обратиться к какой-то другой идее. Так он полагает, что: «в поисках смысла человека направляет его совесть…совесть — это орган смысла» , соответственно, речь идёт о каком-то другом источнике природы человека. Франкл находит его в способности стремления, то есть это воля человека. Смысл, по определению, это продукт деятельности умственной способности, соответственно, стремление к смыслу, это воля к смыслу, а не влечение как инстинктивная способность к продолжению рода.

Таким образом, Франкл различает влечение и стремление, половой инстинкт и волю. Статус воли у него до конца не определен, но можно предположить, что это чистая воля, то есть воля, которая является свободной, что позволяет осуществить непроизвольный выбор, то есть в некоторой степени осознанный. Отсюда, вывод, что Франкл не детерминист, не вульгарный материалист, не бихевиорист. Но вернемся к понятию совести, Франкл пишет, что: «Её можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации» , это, значит, что это какая-то специфическая человеческая способность. Так он говорит о специфическом человеческом измерении.

Далее, так как человек включен в мир, то его жизнь это процесс пребывания в мире, то есть процесс взаимодействия его внутреннего состояния и внешних обстоятельств. Он отмечает, что: «Смысл — это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации» . Причём эти ситуации могут быть не только, соответственно, благоприятные, но и неблагоприятные: «жизнь имеет смысл и даже, более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах благодаря возможности найти смысл даже в страдании».

Отсюда, видно, что Франкл не сводит смысл жизни полностью к удовольствию. Рассмотрим более подробно пути, которые он считает возможными при стремлении человека к смыслу, то есть что он может в общем найти, по Франклу. Он пишет о трех путях: «Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл» . Таким образом, мы имеем первый путь действия, создания чего-нибудь, будь то идеальное, или материальное.

Нужно подчеркнуть, что Франкл акцентирует внимание, именно, на созидающей деятельности и речь идет об активности, в первую очередь, направленной на внешний мир, на творческое его преобразование, создание чего-либо ценного для мира. Второй путь сводится к внутренней жизни, речь идет о такой разновидности идеального как переживания. Франкл имеет в виду, в первую очередь, любовь как разновидность переживания. Тем не менее, возникает и как бы третий путь, когда переживание может принимать характер страдания.

Далее, Франкл возвращается к проблеме выбора, точнее, к проблеме источника и процесса его осуществления: «Дело в позиции и установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить» , то есть он опять указывает на внешние обстоятельства, но говорит и о судьбе, о чем-то до конца непредсказуемом, отсюда, что нельзя всё рационально просчитать до конца в жизненных планах, возможно изменение обстоятельств. При коренном изменении обстоятельств, будет иметь решающее значение способность совести, можно предположить, оценить ситуацию и найти в ней смысл. «В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла». Франкл здесь основывается на своем личном опыте, сам он был в концлагере, но говорит также и о проблемах нахождения смысла жизни у неизлечимо больных людей, которые, могут испытывать кроме экзистенциального страдания, также ещё и физическое, физиологическое, то есть мучиться. Он уверяет нас читателей, что и «страдание может заключать в себе возможность смысла» . Но он, подчеркивает, что смысл жизни в страдании можно найти, только в непреодолимых обстоятельствах, то есть, не склонен к мазохизму по Фрейду. Это подтверждает его личный жизненный опыт после концлагеря, активная долгая творческая жизнь, то есть явно ему не было необходимости в его жизненных обстоятельствах и согласно его позиции о возможностях нахождения смысла жизни.

Таким образом, по мнению Франкла, никто не может дать человеку смысл, который он может найти в жизни сам. Только сам человек в силу своей уникальности и неповторимости способен определить цели и смысл своей жизни. Личностью делает человека стремление к реализации уникального смысла своей жизни. Таким образом, основное призвание человека – обретение смысла, разрешения вопроса, который перед ним ставит сама жизнь. Это не значит, что в поисках смысла человек лишен всяких ориентиров. Такими ориентирами являются ценности. Ценностями являются понятия, особые идеальные смыслы, которые объединили человеческий опыт за весь период существования человеческой цивилизации. На собственном примере жизни основана уверенность Франкла в том, что человек способен мобилизовать свои внутренние ресурсы, даже, в очень трудных жизненных ситуациях. То есть, смысл жизни человека не в том, чтобы воплотить то, что ему дано полностью природой, а в том, чтобы реализовать себя в конкретной ситуации, в обстоятельствах, которые определяет внешний мир.

Список использованной литературы

1. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368с: ил. — (Б-ка зарубежной психологии).

2. Лэнгле А. А. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования : монография / А. А. Лэнгле, Е. М. Уколова, В. Б. Шумский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 403 с.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 С. 36 – 43.

Комментарии: