Об авиации без пилота задумались сразу, как только человек впервые поднялся в небо. Казалось, сложностей никаких: крылья, двигатель, осталось разобраться с устойчивой радиосвязью. Но именно это и задержало появление первых дронов до конца Второй мировой. Первый беспилотник подняли американцы – они все-таки смогли наладить радиоуправление самолетом. Примечательно: первым дроном был не разведчик, а ударный борт. Радиоуправляемый американец в феврале 1944-го уничтожил торпедой японское судно.
После были Холодная война и расцвет именно беспилотников-разведчиков. Но полноценным оружием, а не дорогой игрушкой в качестве средства поддержки дроны стали в начале «нулевых». Развитие компьютерной техники позволило снабдить их вменяемыми электронными «мозгами». Арсенал БПЛА стал быстро расти.
Сегодня дрон – это и ударный элемент, и почти идеальный разведчик. Так, в том же Нагорном Карабахе отметились два представителя: турецкий ударник Bayraktar 2 и израильский Orbiter. Продолжительность работы такого радиоуправляемого «глаза» с небес – от нескольких часов до суток. По факту дрон управляется с пульта оператора, но теоретически может координироваться с любого командного центра на удалении в 50 км.
Из Земли Обетованной в Азербайджан поставляют еще один любопытный образец – беспилотник-камикадзе Harop. Те самые кадры, что заполонили телеграмм-каналы и YouTube с подтверждениями ударов с БПЛА – это и есть работа Harop. Его мощности вполне хватает, чтобы наносить непоправимый ущерб небронированной цели. Причем он хитрый дрон – его почти не видят радары, потому что он умудряется идти ниже их действия. Часто только прямой визуальный контакт может спасти от такого воздушного уничтожителя, если, конечно, успеешь – скорость может доходить до 300 км в час.
Но, как заверяют эксперты «МК», опаснее все-таки дроны-разведчики. Они «подсвечивают» цели, после чего можно нанести сокрушительный удар чем угодно. Например, реактивными установками «Град» или пушками большого калибра «Гиацинт», как это произошло в Нагорном Карабахе.
Что касается будущего, то эксперты почти в один голос говорят – дроны займут там самое видное место.
– Причем роль живого летчика будет неуклонно снижаться, – уверяет «МК» военный эксперт Олег Желтоножко. – При этом искусственный интеллект, наоборот, будет в приоритете. Поэтому, думаю, постепенно произойдет полная унификация управления и наведения пилотируемой и беспилотной авиации.
Другие предсказывают более радикальный вариант. Дроны вообще заменят классическую авиацию.
– Например, самолет 6-го поколения будет претендовать на роль матки, которая будет выпускать из себя разные дроны в зависимости от задач, – рассказал замдиректора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. – Так, БПЛА вместе с главным аппаратом под управлением человека, превратятся в мощную ударную силу.
Кстати, Владимир Шварев и ряд других экспертов не исключает что и сама такая авиа-«матка» будет радиоуправляемой. Почему может быть именно так, пытаются объяснить военные медики. Дело в том, что перегрузки во время современного воздушного боя уже идут на пределе человеческих возможностей. Дальше человеческий организм уже выдерживать не будет.
Еще одна причина – психологическая. В июне 2018-го в университете Цинциннати провели эксперимент: запустили столкновение «лоб в лоб» реального летчика и самолета под управлением искусственного интеллекта. И человек проиграл! Электронные «мозги» оказались рациональнее и быстрее – не было задержке на размышления «надо-не надо», «получится-не получится».
Еще больше убеждают специалистов в целесообразности использования именно беспилотной авиации вместо обычной – уязвимость человеческой психики. Исследования показали: даже оператор вне кабины самолета испытывает сильнейший стресс, если ему нужно наводить ударный дрон на живую цель. Было сделано предположение – даже самый отъявленный головорез за пультом дрона не сможет бесконечно убивать людей, сорвется. Перед искусственным интеллектом, понятно, такого вопроса не стоит в принципе – если выставить соответствующие настройки, отказа от приказа убивать не будет.
Тем временем, Армения тоже имеет в своем распоряжении неплохой образец беспилотной авиации, сравнимой с мировыми аналогами. Это дрон «Крунк» или «Журавль». Он – так называемый средний класс БПЛА, автономность – до 5 часов в воздухе. Это немного, но тот же Нагорный Карабах за это время можно пролететь вдоль и поперек десятки раз. Кстати, по некоторым данным, некоторое количество армянских беспилотных "журавлей" есть в Степанакерте. Правда, в небе над Карабахом их пока так никто и не видел.