Влияние интернета на психику подростков |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-16 16:00 Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей. Ребёнок в виртуальном мире К сожалению, наука и практика все ещё находятся в поиске ответов. Под сомнением пока даже само понимание такого феномена как «интернет-компьютерная зависимость». Зависимость или аддикция, с точки зрения медицины, это все-таки биохимический процесс, проходящий в мозге человека. Глубоких теоретико-эмпирических исследований на эту тему пока недостаточно, ввиду новизны наблюдаемого явления. Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу. Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия». Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе». Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне. Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей. Дискуссии на эту тему не утихают. В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступит в силу лишь 1 января 2022 года. Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы» . Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нем нет ни слова. Влияет ли Интернет на психику детей? На мой взгляд, влияет. Особенно подвержены этому влиянию дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка. В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни. Поколение назад примерно ту же роль выполняли книги и хобби. Когда я консультирую родителей, я всегда обращаю внимание на то, что так называемая «зависимость» может быть симптом другой, более серьезной проблемы, без решения которой «симптоматическое лечение» будет бессмысленным. Степень и характер влияния компьютерных игр и интернета в таком случае имеют прямую зависимость от трудностей в реальном мире. Почему в младшем возрасте дети увлекаются компьютерными играми, а, становясь старше, уходят в социальные сети? В этом отражается естественный процесс взросления и становления личности. Возраст ребёнка от 3 до 9 лет Дошкольников и младших школьников (3 — 9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?». Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде. Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков. Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость. Опасность возникает только в том случае, если доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет. Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр и экспериментов, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы. Возраст ребёнка от 10 до 15 лет Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности. Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр. Возраст ребёнка от 12 до 15 лет В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту Возраст ребёнка от 16 лет Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?» Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность. Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе, постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями. Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаю. Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным. Именно об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками. Как контролировать экранное время подростка Может, стоит просто запретить там сидеть и оградить ребенка от влияния компьютера и интернета? Нет! Компьютер, интернет и социальные сети – многофункциональный инструмент, решающий огромное количество задач. Не вина инструмента в том, что им «забивают гвозди». Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека и будут играть ещё большую роль в будущем наших детей. Поэтому запреты не имеют смысла. Необходимо формировать навык работы в цифровом мире, как естественный навык поколения, которому в этом мире жить. Расширение интересов в реальной жизни, установление ограничений на пребывание перед экраном, постепенное, в сопровождении взрослого, исследование цифрового мира и поэтапное формирование самоконтроля – в этом я вижу выход. Спорт, искусство, живое общение, развлечения всей семьей – все это должно вернуться не только в жизнь ребенка, но и в жизнь взрослых. Ведь дети учатся, подражая и наблюдая за нами. А значит, необходимо подавать пример активной жизни в реальности! Ответьте себе на вопросы: Каким видом спорта вы увлекаетесь? Когда в последний раз ходили в театр или на выставку? Как давно выезжали на пикник с друзьями или играли в настольные игры с детьми? Есть ли у вас дело, которым вы увлечены? И последнее, откройте приложение «экранное время» на своем телефоне/планшете и посмотрите, сколько часов в день вы проводите перед экраном? Это именно то время, которое вы готовы позволить своему ребенку? В среднем, «экранное время» должно варьироваться от полутора до четырех часов в день в зависимости от возраста ребенка. Это время включает общение в социальных сетях, игры и выполнение домашнего задания на любых носителях (телефон, планшет, компьютер, телевизор). Это ограничение должно быть твердым, поддерживаться всеми членами семьи и не изменяться в выходные или праздничные дни. Любые изменения начинаются с себя, а работа над собой – это самое сложное, что может делать человек, но только так мы можем менять окружающий нас мир и формировать осознанный взгляд на реальную жизнь у наших детей. P.S. Привыкание к экрану у ребёнка наступает очень быстро – он начинает скандалить и требовать мультики или компьютер, возмущаться попыткам родителей установить правила и ограничения. Что же с этим делать узнайте из моего семинара «ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» Автор статьи моя коллега Наталья Барложецкая. Поделитесь в комментариях:- Считаете ли вы, что ограничивать время пребывания ребенка в сети Интернет необходимо? Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru Источник: zen.yandex.ru Комментарии: |
|