Стрельба в системе СБО

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-22 09:01

Психология

Не существует абсолютно правильной методики и единственно верного пути обучения стрельбе. Свой взгляд на стрельбу имеется в системе боевой русской СБОР.

Сама стрельба неоднородна по своему содержанию. Иногда требуется очень точный выстрел, который можно сделать только из статичного положения. Иногда, в особенности на ближней дистанции, необходима скорость стрельбы и динамичное перемещение стрелка, при этом точностью можно пренебречь. Иногда требуется создать плотность огня на определенном участке в определенное время, при этом о метком огне и необходимости перемещения стрелка речи не идет.

Все это требует различных двигательных навыков и мышечных реакций. Но прежде чем говорить о них и о производстве выстрела, следует напомнить, что выстрел рождается в голове стрелка. Мысль определяет выстрел.

Мышление при стрельбе

Посмотрим на проблему в плоскости мышления. Мышление – это процесс переработки информации, поступающей в мозг через органы чувств (зрение, слух, кинестетические ощущения, обоняние). В результате переработки наш биокомпьютер (центральная нервная система) выдает команды в виде импульсов, «бегущих» по нервной сети и управляющих всеми нашими движениями, действиями, поступками. Выделяют 3 вида мышления:

наглядно-действенное, основанное на интенсивном и разнообразном манипулировании собственным телом, а также предметами окружающего пространства;

наглядно-образное, основанное на эмоционально-чувственном восприятии предметов и явлений вне и внутри организма;

абстрактно-логическое, понятийное, знаковое мышление, основанное на отображении причинно-следственных связей, тесно связанное с памятью о прошлом, предвидением будущего и осознанием самого себя.

Легко понять, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление наиболее существенны для стрельбы. Ведь стрельба производится через манипуляции телом и эмоционально-чувственное восприятие. Но если стрелок будет задействовать в этот момент абстрактно-логическое мышление и проговаривать хват оружия, нажатие на спусковой крючок, работу частей и механизмов оружия, стадии выстрела, результат стрельбы, ничего хорошего не выйдет. Дело в том, что на абстрактно-логическом (словесном) уровне мышление успевает переработать не более 100 единиц информации в секунду, тогда как на образном и сенсомоторном (двигательном) уровнях – до десяти миллиардов единиц! Благодаря этому практически мгновенно запускается нужная двигательная реакция. Вот почему стрелок производит правильный выстрел, без внутреннего проговаривания в голове. Однако выбор тех или иных манипуляций с оружием наш биокомпьютер может осуществлять лишь из числа тех, которые «закодированы» в психике. Чтобы «запрограммировать» их, требуется многократная отработка действий в похожих, но все же различающихся деталями ситуациях.

Абстактно-логическое мышление отражает закономерности и причинно-следственные связи. Это понятийное мышление. С его помощью определяется важность целей, порядок их поражения, маршрут перемещения стрелка. Такое мышление задействуется перед стрельбой. Непосредственно при стрельбе оно, скорее, помеха.

Любое обучение неразрывно связано с абстрактно-логическим мышлением. Изучение системы СБОР не является исключением. Формирование методологии целиком зависит от этого мышления. Так, плохая методика преподавания и тренировки может привести к закреплению неправильных мыслительных форм и двигательных навыков.

Хотим мы этого или нет, но в нашем мозгу существует функциональная асимметрия. Функцией левого полушария является оперирование словесно-знаковой информацией, а также чтение и счет. Например, уяснение задачи перед стрельбой и порядка выполнения упражнения. Функцией правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений, распознавание сложных объектов (например, целей на поле боя, положения мишеней на стрельбище) и т.?д. При этом различия между полушариями определяются не тем, какой материал они получают от органов чувств, а тем, как они его используют (перерабатывают). Левое полушарие «заведует» абстрактно-логическими способами переработки, правое – наглядно-образными и наглядно-действенными. Левое работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое перерабатывает информацию одновременно (симультанно) и синтетически, мгновенно «схватывая» многочисленные свойства объектов восприятия в их целостности, нерасчлененности. Работа правого полушария позволяет человеку ощущать себя «здесь» и «сейчас», в конкретной данности происходящего в текущий момент времени. Поэтому усиление его активности и доминирование над левым как бы раздвигает рамки ощущения времени, «продлевает мгновение».

Внешне это выражается в ускорении ответных реакций тела. Иными словами, автоматизм действий в динамичной стрельбе требует предварительной наработки определенных «клише» (матриц) движений. Например, выхватывания оружия из кобуры, положений для стрельбы, способов перемещения, удержания оружия и т.?д. Такие клише тренированный человек может «выдавать» практически мгновенно после общего опознания характера ситуации. Установлено, что на опознание ситуации, осуществляемое правым полушарием, требуется всего лишь 60 миллисекунд, тогда как ее поэлементный анализ (работа левого полушария) занимает 320 миллисекунд.

Из всего сказанного следует ясный вывод: для успешного ведения динамичной стрельбы стрелку надо активизировать (усилить) функции правого полушария и ослабить, «притормозить» деятельность левого.

Поэтому всякий раз, когда стрелок пытается понять ситуацию на огневом рубеже в деталях, опоздание в действиях неизбежно. Только воспринимая ситуацию в целом, на основе ранее отработанных и «закодированных» в подсознании действий, стрелок успевает выдать ответную реакцию в кратчайший промежуток времени.

Ближний бой

Стрельба в системе СБОР включает в себя стрельбу на дальние дистанции и в ближнем бою. Стрельба на дальние дистанции хорошо описана в наставлениях по огневой подготовке и споров не вызывает. Вопросы возникают при стрельбе в условиях ближнего боя.

Представления о том, что такое ближний бой и как в его условиях ведется стрельба, даже у профессионалов разнятся.

Ветеран Великой Отечественной войны вспомнит рукопашные схватки в траншеях с действиями пулей, штыком и прикладом, захваты языков с ударами гранатой без запала по голове зазевавшегося фрица, расстрелом из пистолета ТТ в упор спешащего языку на помощь противника.

Участники афганской войны или локальных конфликтов на территории бывшего Советского Союза расскажут про скоротечные налеты на базы моджахедов и безжалостные засады с необходимостью создания плотности огня и быстрого его переноса по флангам.

Свои представления о ближнем бое у сотрудников специальных подразделений силовых ведомств, которые принимают участие в специальных операциях на Сверном Кавказе.

Несмотря на широкое распространение термина «ближний бой», его строгого определения обнаружить не удалось. Военная энциклопедия, Словарь военных терминов характеризуют условия его возникновения и ведения: « Ближний бой наиболее характерен… при уничтожении противника в оборонительных сооружениях, ведении боевых действий ночью, в лесу, населенных пунктах». Эта характеристика очень обтекаема и слишком общая, потому что перечисленные условия его возникновения имеют присущие только им особенности.

Для боя в оборонительных сооружениях характерно узкое пространство (окоп, траншея), невозможность ведения огня при следовании по траншее нескольким военнослужащим, примерно ожидаемое направление появления противника, возможность использования гранат и сложность определения момента их применения, малая вероятность укрыться от их осколков.

В лесу характерна неожиданная встреча с противником, сложность определения его места положения, отсутствие надежных укрытий (не каждое дерево укроет от пули), отсутствие удобных мест для ведения прицельного огня, зато имеется большое количество прикрытий, хорошие возможности для маскировки (укрытие защищает от наблюдения и огня противника, прикрытие только скрывает от наблюдения).

В населенных пунктах бой делится на две разновидности. Одна из них – уличный бой, когда действия ведутся вдоль улиц, возможностей для маскировки почти нет, укрытий мало и они неудобны для принятия оптимального положения для стрельбы, цели появляются на короткий промежуток времени, быстро перемещаются (например, пересекают улицу), стрелковый огонь ведется как вдоль улиц, так и с флангов, при наличии высотных зданий – и сверху, с верхних этажей и чердачных помещений. Причем дальности стрельбы – от нескольких метров до нескольких кварталов.

Вторая – действия внутри зданий, где требуется математический расчет при передвижении, внимательность в осмотре помещений, моментальная реакция в стрельбе и уходе с линии огня.

Теперь рассмотрим общую составляющую вышеописанных условий возникновения ближнего боя. Для них характерна ограниченность пространства, сложность ведения наблюдения и распознавания цели, из-за чего резко снижаются дистанции обнаружения цели, время наблюдения за ней, расширяется сектор возможных направлений появления противника.

Проанализировав перечисленные условия, мы определили количественные характеристики ближнего боя и дали его определение.

Ближний бой – это огневой контакт с высокой вероятностью перехода в рукопашную схватку, в условиях ограниченного пространства и видимости, затрудненной маскировкой и использованием укрытий, на дальностях от дистанции рукопашной схватки до одной трети дальности действительного огня используемого оружия.

Как стрелять в ближнем бою

Имея определение ближнего боя, можно вывести и требования к стрельбе и стрелковой подготовке:

стрельба должна обеспечить поражение противника.

стрельба должна быть быстрой, позволяющей поражать противника до того, как он начет реагировать, а если реагирует, опережать в дуэльной ситуации.

стрельба должна обеспечивать возможность быстрого маневра стрелка для выхода на выгодную позицию и для ухода от огня противника.

Стрельба без традиционного прицеливания

На дистанциях рукопашного боя и словесно-психологического контакта лучше всего себя зарекомендовала разработанная С.?И.?Сергиенко «Система тактической стрельбы», ее научное обоснование и описание дано в майском-августовском номерах «Братишки» этого года. Также разработки Сергея Ивановича стали основной стрелковой базой системы СБОР.

Предлагаемая методика стрельбы не является альтернативой классической огневой подготовке, а дополняет ее в области, где привычные приемы и правила стрельбы перестают эффективно работать. Отличием данной стрельбы от других видов является то, что наведение оружия в ней осуществляется без визирования на цель через прицельные приспособления, с возможностью быстрого перехода к классическому прицеливанию.

Вначале формируются правильные двигательные навыки управления оружием, которые отрабатываются до рефлекторного уровня. В этот период анализ ощущений внутреннего состояния организма, положения тела и оружия в пространстве относительно цели используется в качестве вспомогательного средства, ускоряющего процесс выработки двигательных навыков скоростной стрельбы.

Когда двигательные навыки становятся достаточно устойчивыми и не требуют сознательного контроля, совершенствуются чувственные восприятия. Зрение, слух и осязание подчиняются одной задаче – поиску и классификации целей, а также определению порядка и способа их поражения. При этом завершается формирование навыка «чувства оружия».

«Чувство оружия» – это навык, позволяющий стрелку с высокой вероятностью, интуитивно, на подсознательном уровне прогнозировать положение точки попадания до совершения выстрела. Другими словами, стрелок сознательно определяет точку попадания и направляет двигательными навыками через чувственное восприятие оружие именно так, как необходимо, чтобы пуля попала в задуманную точку. Работает наглядно-действенное мышление.

Чувство оружия формируется через мышечные ощущения и работает на линии «тело-оружие». По мере овладения техникой скоростной стрельбы появляется еще одно звено «цель». Получается трехзвенная линия «тело-оружие-цель». Но во время поиска цели о теле думать некогда, а отработанный до рефлекторного уровня двигательный навык позволяет это сделать. Исходя из этого, исключаем из осознанного уровня первое звено – «тело». Получается, что сознательный контроль осуществляется в оставшихся двух звеньях «оружие-цель».

Выход на этот уровень дает возможность отказаться от жестких требований к соблюдению стоек и позволяет вести эффективный огонь из сложных динамичных положений – в прыжке, кувырке, падении, на бегу.

Стрельба с визуальным контролем прицельных приспособлений

Вышеописанный вид стрельбы не позволяет решить все возникающие в ближнем бою задачи. Иногда необходимо сделать точный выстрел в малоразмерный участок. Например, для уничтожения противника, кратковременно появляющегося из-за укрытия, или при уничтожении террориста, прикрывающегося заложниками. Такой выстрел можно сделать только с визуальным контролем прицельных приспособлений из статичного положения. Тут без задержки дыхания, ровной мушки и плавного спуска не обойтись.

У десантников во время первой чеченской кампании ходила фраза: «Лучший рукопашный бой – это ровная мушка и плавный спуск». В этой фразе заключена суть правильного прицеливания.

Еще в начале 30-х годов прошлого века Н. Ознобишин пытался описать основы обучения стрельбе в ближнем бою. Он говорил о том, что они предусматривают предварительное обучение общеобязательному курсу элементарной (уставной) стрельбы, который содержательно изложен в официальных инструкциях. Время подтвердило правильность этих установок. Не заглядывая в инструкции, мы кратко остановимся на прицеливании и положениях для стрельбы.

При стрельбе с неподвижного положения необходимо совместить мишень, мушку и целик на одной линии. При этом зрение концентрируется на близко расположенной мушке, чтобы она была отчетливо видна. Мишень достаточно видеть не очень четко. После этого нужно задержать дыхание на полувыдохе и плавно, без рывков, не ожидая выстрела, выжать спусковой крючок. Попадание в цель гарантировано. Большинство наставлений рекомендуют уметь стрелять только одним глазом (ведущим). У большинства это правый глаз. Некоторые рекомендуют при стрельбе не закрывать второй глаз. Стрелки на соревнованиях, чтобы избежать напряжения лицевых мышц от прищуренного глаза, закрывают не занятый в прицеливании глаз специальной повязкой или просто плотным листом бумаги. Целесообразно освоить все способы, включая использование левосторонней стойки и левого глаза.

Чтобы понять, зачем необходимо подобное многообразие, рассмотрим преимущества и недостатки всех этих способов.

При прицеливании правым глазом с закрытым левым улучшается острота зрения, нет помех и искажений прицельного приспособления, что делает стрельбу более точной. К недостаткам относится напряжение мышц лица, быстрая усталость глаза, сужение поля зрения и отсутствие бинокулярного эффекта, позволяющего точно определять дальность.

При прицеливании правым глазом с левым закрытым повязкой или бумагой нет напряжения мышц лица, что улучшает точность прицеливания. К вышеуказанным недостаткам прибавляется необходимость руками надевать или снимать повязку (бумажку) по мере необходимости. Последнее требует времени, отвлекает от оружия и наблюдения за окружающим пространством.

При прицеливании, когда открыты оба глаза, надо учитывать, какой из глаз является ведущим (обычно это правый). К недостаткам открытых глаз относится меньшая точность прицеливания, что делает эффективным данную стрельбу только на ближних и средних дистанциях. Мозг, принимая сигналы обоих глаз как самостоятельные, создает эффект «двойного изображения», что затрудняет идентификацию прицельных приспособлений стрелком, а увеличение объема зрительной информации требует усиленной сознательной деятельности.

Комментарии: