Скандинавская мифология как древнее описание строения психики (часть 1) |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-12 18:00 Скандинавская мифология как древнее описание строения психики (часть 1) Введение: Зачем Я написал этот текст Три уровня вселенной и три поколения богов Первое поколение: «Йотуны01» великаны и драконы — Рептильный мозг Второе поколение: «Ваны02» — Лимбическая ситема Третье поколение: «Асы03» — Неокортекс Эволюция психического содержания на примере фигур Одина и Локи Локи как Тень Одина Выводы Введение: Зачем Я написал этот текст В своем выступлении на TED[1] ученый-когнитивист Дональд Хоффман утверждает что мы не видим мир, какой он есть на самом деле, мы создаем (реконструируем) в своем сознании некую «реальность», достаточно условную (он проводит аналогию с интерфейсами современных операционных систем с иконками), которая позволяет нам выживать и приспосабливаться в своей среде обитания, взаимодействуя, в основном, с близкими нам самим по свойствам объектами. Я считаю, что сознание человека нарративно драматургично и антропоморфично — мы воспринимаем действительность и накапливаем опыт необходимый для выживания и приспособляемости к окружающей среде, в той форме которая нам наиболее привычна и удобна. И, следует учитывать, что данная «привычка» формировалась на протяжении миллионов лет эволюции всей жизни на земле. Мы социальные животные и поэтому человеческие существа это основные объекты с которыми мы взаимодействуем в жизни, и по частоте, и по значимости, — таким образом опыт общения с человеческими существами у нас самый обширный и мы склонны проецировать его на прочие объекты и наделять их человеческими свойствами. Таким образом Я считаю изучение древних форм человеческой познавательной деятельности, мифологической или философской, полезной как раскрывающей как раз структуру нашей собственной (человеческой) психики, так как древний мыслитель, в своей наивной любознательности, проецировал на действительность свое собственное психическое содержание. Самопознание, понимание устройства собственной психики и принципов ее функционирования — важный этап на пути саморазвития. Три уровня вселенной и три поколения богов Скандинавская космология говорит о существовании девяти миров: Асгард — это царство Асов, Лёссальфхейм — цаpство альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков), Муспельхейм (название означает «обитель огня» или «царство страсти») — это место подобно электрической энергии, постоянно расширяющейся от своего источника, Ванахейм — это обитель Ванов, ваны являются разумными силами, управляющими органическими процессами и природным изобилием, поэтому Ванахейм иногда назывался «местом мира и изобилия», Мидгард — в этом "Среднеземье" живет человечество, Йотунхейм — это обитель гигантов, наделенных исполинскими размерами и великой силой, это царство интеллекта и воображения; и то и другое обладает устрашающей мощью, Нифельхейм (название означает «обитель туманов») — противоположность Муспельхейму, взаимно дополняющая его, место иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутренней сущностью наблюдателя, Свартальхейм — свартальвы-сваpтэльфы то же, что "карлики"-цвеpги (карлики, как и лайтальвы, являются духами предков и полубогами, но они лишены интеллекта и духовности, олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру), Хель — царство мертвых, а также сил вселенского разрушения. Условное деление скандинавской космологии на верхний, средний и нижний миры можно соотнести с делением психики, как в топографической модели доктора З. Фройда на: сознание, предсознательное и безсознательное (в более поздней обновленной модели: Суперэго «Сверх?Я», Эго «Я», Ид «Оно»), так и со структурой психики по доктору К.-Г. Юнгу: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. С другой стороны, население этих миров появилось не всё одновременно, а имеет свооё происхождение и историю. Фрейя Асвинн, анализируя северную мифологию делает вывод что: великаны — инеистые, горные и огненные — символизируют грубые силы Природы в их первозданном виде. Вероятнее всего, что изначально великаны были богами первобытных людей с анималистическим мировоззрением, населявших в древности территорию Северной Европы. Новая религиозная идеология, основанная на поклонении Земле и культе плодородия породила новых богов — Ванов — божества воды и земли, а предыдущие боги стали их противниками. Асы же — божества огня и воздуха. Они, по-видимому, появились позже ванов и на других территориях и сменили их в ходе переселения племен и завоеваний. Отражение смены социально-культурных традиций в народной памяти нашло свое место как генезис небожителей и войны между ними. Меня в этом интересует аналогия в смене поколений «богов», через восстание последующего поколения, победу над предыдущим и установление своей власти — аналогия с эволюцией психики, с повышением уровня осознания и сложности психической жизни, как в масштабе всей эволюции видов, так и на уровне развития личности. Первое поколение: «Йотуны» — «рептильный» мозг Согласно скандинавской мифологии самое первое живое существо — великан Имир возник от взаимодействия тепла и холода в Мировой Бездне. Из капель его пота возникли его сын и дочь, а от них пошло «исполинское» племя — инеистые Великаны «Хримтурсы». И первый великан, и его родичи были «злыми и глупыми», «жестокими и коварными, как лед и пламя, их создавшие» и было у них «только желание рушить и убивать». Йотуны являются непримиримыми врагами Асов, но их характеры описаны лишь общими штрихами, только один из них — Локи, являющийся одной из осевых фигур скандинавской мифологии, раскрыт более подробно. Великаны ассоциируются с хаосом, со стихийными силами природы — мощными, неподконтрольными и потому опасными, они обитают в мире называемом «Утгард», буквально «то, что за оградой», который описывают как чужую, враждебную людям землю, не окультуренную человеком, «не знающую семени и сохи». Происходящий из рода великанов бог Локи — напрямую называется «богом огня», и говорится что Асы приняли его к себе за «необыкновенный ум и хитрость», а так же за то что он неоднократно выручал Асов своей «изворотливостью и сообразительностью» из больших опасностей, которым сам же часто и подвергал своими «проделками и шалостями». Локи описывается как «высокий ростом, смел и красив, но он очень зол и коварен». «От бога огня всегда можно ждать и плохого и хорошего, и поэтому никто не может на него положиться.» Его образ амбивалентен и имморален. Так же великаны имеют животные черты — «кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла...». Локи так же в своих приключениях неоднократно проявляет животные черты или способности к оборотничеству: он превращается в муху докучающую гному-кузнецу Синди, в образе лосося спасается от гнева Асов, и даже способности смены пола: превратившись в кобылу он сманил коня Свидильфари и родил от него восьминогого коня Одина Слейпнира, или принимает образ великанши Токк. По многим признакам, как внешним, так и функциональным, Я так же считаю образы драконов идентичными образам великанов: и те и те представляют собой древние гигантские создания, являются «детьми земли», обладают огромной силой и животными чертами, персонифицируют природные стихийные силы не подвластные воле и разуму человека, и представляющие потенциальную опасность, а при неправильном обращении — разрушительные и смертоносные. В структуре психики эти персонифицированные структуры представляют безсознательные, инвазивные процессы и импульсы, скорее относящиеся к коллективному безсознательному—фундаментальные видовые инстинкты. Ранее, Я ассоциировал эту часть с «ретикулярным/рептильным мозгом» (R-complex) из теории «триединого мозга» Пола Маклина (Пауль Мак-Лин) (так же приобрела популярность благодаря книге Карла Сагана «Драконы Эдема» 1977), но в процессе подготовки данного текста выяснил, что сейчас теория считается ошибочной, но если не воспринимать ее буквально «анатомически» она хороша в качестве образной и интуитивно понятной метафоры. Это функции базового поведения, выживание вида, основанное на простейших реакциях (сражаться / бежать / замереть), на которых основаны инстинкты питания, защиты территории и размножения. Это автоматическое реагирование в критических ситуациях. Второе поколение: «Ваны» — лимбическая система Параллельно с Имиром появилась корова Аудумла, она лизала соленые камни и на третий день вылизала из них новое существо, «во всем подобное человеку, хоть и не такое большое как Имир, но вовсе не злобное». «Его прозывают Бури, что значит Родитель. Он был высок и хорош собою. У него родился сын по имени Бор — Рожденный. Он взял в жены Бестлу, дочь великана Бёльторна, и она родила ему трех сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего Ве. Это были первые асы». О Ванах, как и Йотунах, нам известно не многое, кроме тех из ник кого приняли в Асгадр. Один из таких Ньёрд — бог моря. «Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого». «Нйорд богаче всех Асов и, как и все Ваны, очень добр». Богиня любви Фрейя — богиня плодородия, любви, красоты. «Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен, а когда она плачет, из ее глаз капают золотые слезы». Фрейя — самая деятельная из богинь. Она одновременно и валькирия, и диса, так как одно из её имён — Ванадис. В первую очередь, она — богиня любви и войны, жизни и смерти. По своим функциям она противостоит Одину и, в то же время, дополняет его. Оба эти божества — шаманы, оба путешествуют между мирами в обличье животных. Оба получают равную долю воинов, павших в сражениях, и примечательно, что право выбирать первой принадлежит Фрейе. Как и большинство северных богинь, Фрейя связана с солнцем, которое ассоциировалось на севере с женским началом. Сын Ньёрда Фрейр (близнец и двойник Фрейи) — бог лета и урожая. Он прекрасен собою и могуществен. Ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные. Его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей». Здесь, и в предыдущих разделах, ваны представлены как чрезвычайно добрые существа, в отличии от злобных и хаотичных йотунов или рациональных и воинственных асов, похоже они представляют эмоциональную сферу психического и ответственны за социальные связи и взаимодействия. Я ассоциирую Ньйрда с Посейдоном, так же богом моря, он символизирует эмоции, которые могут быть переменчивы как морская погода, неистовы как шторм и глубоки как пучина. Эмоции могут воздействовать на рассудок и интеллект — «управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды», но так же содержат необходимые ресурсы мотивации для достижения благ и богатства. Фрейя персонифицирует функции воспроизводства, любви и привлекательности, а так же эмпатию и сострадание. Так же, что мне кажется интересным, она обладает оборотническими способностями, как и другие, упоминающиеся в эпосе ваны, в отличие от которых асы совершенно не способны по своей воле и желанию изменять свой облик и неизменно антропоморфны. Это, как мне кажется, говорит о том что ваны и йотуны символизируют психические функции общие для людей и животного мира, асы же — исключительно человеческие. Согласно представлениям современных нейроанатомов лимбическая система — это совокупность сложных регуляторных структур мозга, и в нее включают то что Пол Маклин ранее выделял в «рептильный мозг». Она выполняет три основные цели для выживания: доминантность, питание и размножение (выживание вида). Лимбическая система человека в мозге выполняет следующие функции: формирование эмоций, чувств и переживаний; память; выбор и коррекция модели подходящего поведения; обучение, переобучение; выработка пространственных навыков; оборонительное и поведение поиска пищи; выразительность речи; приобретение и поддержание различных фобий; работа обонятельной системы; реакция осторожности, приготовление к действию; регуляция полового и социального поведения (эмоциональный интеллект). Получая нервные импульсы от органов чувств (обоняния, зрения, слуха, а так же информацию о состоянии организма) лимбическая система передает команды более глубоким слоям (подкорке / «рептильному мозгу») о регуляции функционирования тела и поведении, при некотором контроле сознания (неокортекса). Мне кажутся очевидными пересечения функций персонифицируемых ванами, на примерах Ньйорда, Фрейра и Фрейи с функционалом лимбической системы мозга. Или же части «Эго», в некотором роде предсознательные или частично осознаваемые. Неокортекс и лимбическая система крепко связаны между собой множеством проводящих путей. Новая кора выступает в качестве регулятора животных инстинктов: прежде, чем совершить какое?либо действие, спонтанно вызванное эмоциями, человеческая мысль, как правило, проходит ряд культурных и моральных инспекций. Кроме контроля эмоций, неокортекс оказывает вспомогательное действие. Чувство голода возникает в глубинах лимбической системы, а уже высшие корковые центры, регулирующие поведение, осуществляют поиск пищи. Данное взаимодействие отражено в скандинавском эпосе в форме мифа о войне между Асами и Ванами, которая длилась очень долго с переменным успехом, так как силы были равны и никто не мог добиться победы. «Наконец, все устали от этой войны и назначили встречу для заключения мира. Но так как обе стороны по-прежнему не доверяли друг другу, Один предложил обменяться заложниками». Как мы видим на примере Локи, Ньйрда и Фрейра/Фрейи, некоторое психическое содержание низших уровней психики, или наследие предыдущих этапов развития оказывается настолько ценным и полезным для сознания, что привлекает к себе внимание и интегрируется. (с) Victoria Erna Комментарии: |
|