Скандинавская мифология как древнее описание строения психики (часть 1)

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-12 18:00

Психология

Скандинавская мифология как древнее описание строения психики (часть 1)

Введение: Зачем Я написал этот текст

Три уровня вселенной и три поколения богов

Первое поколение: «Йотуны01» великаны и драконы — Рептильный мозг

Второе поколение: «Ваны02» — Лимбическая ситема

Третье поколение: «Асы03» — Неокортекс

Эволюция психического содержания на примере фигур Одина и Локи

Локи как Тень Одина

Выводы

Введение: Зачем Я написал этот текст

В своем выступлении на TED[1] ученый-когнитивист Дональд Хоффман утверждает что мы не видим мир, какой он есть на самом деле, мы создаем (реконструируем) в своем сознании некую «реальность», достаточно условную (он проводит аналогию с интерфейсами современных операционных систем с иконками), которая позволяет нам выживать и приспосабливаться в своей среде обитания, взаимодействуя, в основном, с близкими нам самим по свойствам объектами.

Я считаю, что сознание человека нарративно драматургично и антропоморфично — мы воспринимаем действительность и накапливаем опыт необходимый для выживания и приспособляемости к окружающей среде, в той форме которая нам наиболее привычна и удобна. И, следует учитывать, что данная «привычка» формировалась на протяжении миллионов лет эволюции всей жизни на земле.

Мы социальные животные и поэтому человеческие существа это основные объекты с которыми мы взаимодействуем в жизни, и по частоте, и по значимости, — таким образом опыт общения с человеческими существами у нас самый обширный и мы склонны проецировать его на прочие объекты и наделять их человеческими свойствами.

Таким образом Я считаю изучение древних форм человеческой познавательной деятельности, мифологической или философской, полезной как раскрывающей как раз структуру нашей собственной (человеческой) психики, так как древний мыслитель, в своей наивной любознательности, проецировал на действительность свое собственное психическое содержание.

Самопознание, понимание устройства собственной психики и принципов ее функционирования — важный этап на пути саморазвития.

Три уровня вселенной и три поколения богов

Скандинавская космология говорит о существовании девяти миров: Асгард — это царство Асов, Лёссальфхейм — цаpство альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков), Муспельхейм (название означает «обитель огня» или «царство страсти») — это место подобно электрической энергии, постоянно расширяющейся от своего источника, Ванахейм — это обитель Ванов, ваны являются разумными силами, управляющими органическими процессами и природным изобилием, поэтому Ванахейм иногда назывался «местом мира и изобилия», Мидгард — в этом "Среднеземье" живет человечество, Йотунхейм — это обитель гигантов, наделенных исполинскими размерами и великой силой, это царство интеллекта и воображения; и то и другое обладает устрашающей мощью, Нифельхейм (название означает «обитель туманов») — противоположность Муспельхейму, взаимно дополняющая его, место иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутренней сущностью наблюдателя, Свартальхейм — свартальвы-сваpтэльфы то же, что "карлики"-цвеpги (карлики, как и лайтальвы, являются духами предков и полубогами, но они лишены интеллекта и духовности, олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру), Хель — царство мертвых, а также сил вселенского разрушения.

Условное деление скандинавской космологии на верхний, средний и нижний миры можно соотнести с делением психики, как в топографической модели доктора З. Фройда на: сознание, предсознательное и безсознательное (в более поздней обновленной модели: Суперэго «Сверх?Я», Эго «Я», Ид «Оно»), так и со структурой психики по доктору К.-Г. Юнгу: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное.

С другой стороны, население этих миров появилось не всё одновременно, а имеет свооё происхождение и историю. Фрейя Асвинн, анализируя северную мифологию делает вывод что: великаны — инеистые, горные и огненные — символизируют грубые силы Природы в их первозданном виде. Вероятнее всего, что изначально великаны были богами первобытных людей с анималистическим мировоззрением, населявших в древности территорию Северной Европы. Новая религиозная идеология, основанная на поклонении Земле и культе плодородия породила новых богов — Ванов — божества воды и земли, а предыдущие боги стали их противниками. Асы же — божества огня и воздуха. Они, по-видимому, появились позже ванов и на других территориях и сменили их в ходе переселения племен и завоеваний. Отражение смены социально-культурных традиций в народной памяти нашло свое место как генезис небожителей и войны между ними.

Меня в этом интересует аналогия в смене поколений «богов», через восстание последующего поколения, победу над предыдущим и установление своей власти — аналогия с эволюцией психики, с повышением уровня осознания и сложности психической жизни, как в масштабе всей эволюции видов, так и на уровне развития личности.

Первое поколение: «Йотуны» — «рептильный» мозг

Согласно скандинавской мифологии самое первое живое существо — великан Имир возник от взаимодействия тепла и холода в Мировой Бездне. Из капель его пота возникли его сын и дочь, а от них пошло «исполинское» племя — инеистые Великаны «Хримтурсы». И первый великан, и его родичи были «злыми и глупыми», «жестокими и коварными, как лед и пламя, их создавшие» и было у них «только желание рушить и убивать».

Йотуны являются непримиримыми врагами Асов, но их характеры описаны лишь общими штрихами, только один из них — Локи, являющийся одной из осевых фигур скандинавской мифологии, раскрыт более подробно.

Великаны ассоциируются с хаосом, со стихийными силами природы — мощными, неподконтрольными и потому опасными, они обитают в мире называемом «Утгард», буквально «то, что за оградой», который описывают как чужую, враждебную людям землю, не окультуренную человеком, «не знающую семени и сохи». Происходящий из рода великанов бог Локи — напрямую называется «богом огня», и говорится что Асы приняли его к себе за «необыкновенный ум и хитрость», а так же за то что он неоднократно выручал Асов своей «изворотливостью и сообразительностью» из больших опасностей, которым сам же часто и подвергал своими «проделками и шалостями». Локи описывается как «высокий ростом, смел и красив, но он очень зол и коварен». «От бога огня всегда можно ждать и плохого и хорошего, и поэтому никто не может на него положиться.» Его образ амбивалентен и имморален.

Так же великаны имеют животные черты — «кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла...». Локи так же в своих приключениях неоднократно проявляет животные черты или способности к оборотничеству: он превращается в муху докучающую гному-кузнецу Синди, в образе лосося спасается от гнева Асов, и даже способности смены пола: превратившись в кобылу он сманил коня Свидильфари и родил от него восьминогого коня Одина Слейпнира, или принимает образ великанши Токк.

По многим признакам, как внешним, так и функциональным, Я так же считаю образы драконов идентичными образам великанов: и те и те представляют собой древние гигантские создания, являются «детьми земли», обладают огромной силой и животными чертами, персонифицируют природные стихийные силы не подвластные воле и разуму человека, и представляющие потенциальную опасность, а при неправильном обращении — разрушительные и смертоносные.

В структуре психики эти персонифицированные структуры представляют безсознательные, инвазивные процессы и импульсы, скорее относящиеся к коллективному безсознательному—фундаментальные видовые инстинкты.

Ранее, Я ассоциировал эту часть с «ретикулярным/рептильным мозгом» (R-complex) из теории «триединого мозга» Пола Маклина (Пауль Мак-Лин) (так же приобрела популярность благодаря книге Карла Сагана «Драконы Эдема» 1977), но в процессе подготовки данного текста выяснил, что сейчас теория считается ошибочной, но если не воспринимать ее буквально «анатомически» она хороша в качестве образной и интуитивно понятной метафоры.

Это функции базового поведения, выживание вида, основанное на простейших реакциях (сражаться / бежать / замереть), на которых основаны инстинкты питания, защиты территории и размножения. Это автоматическое реагирование в критических ситуациях.

Второе поколение: «Ваны» — лимбическая система

Параллельно с Имиром появилась корова Аудумла, она лизала соленые камни и на третий день вылизала из них новое существо, «во всем подобное человеку, хоть и не такое большое как Имир, но вовсе не злобное». «Его прозывают Бури, что значит Родитель. Он был высок и хорош собою. У него родился сын по имени Бор — Рожденный. Он взял в жены Бестлу, дочь великана Бёльторна, и она родила ему трех сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего Ве. Это были первые асы».

О Ванах, как и Йотунах, нам известно не многое, кроме тех из ник кого приняли в Асгадр.

Один из таких Ньёрд — бог моря. «Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого». «Нйорд богаче всех Асов и, как и все Ваны, очень добр».

Богиня любви Фрейя — богиня плодородия, любви, красоты. «Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен, а когда она плачет, из ее глаз капают золотые слезы».

Фрейя — самая деятельная из богинь. Она одновременно и валькирия, и диса, так как одно из её имён — Ванадис. В первую очередь, она — богиня любви и войны, жизни и смерти. По своим функциям она противостоит Одину и, в то же время, дополняет его. Оба эти божества — шаманы, оба путешествуют между мирами в обличье животных. Оба получают равную долю воинов, павших в сражениях, и примечательно, что право выбирать первой принадлежит Фрейе. Как и большинство северных богинь, Фрейя связана с солнцем, которое ассоциировалось на севере с женским началом.

Сын Ньёрда Фрейр (близнец и двойник Фрейи) — бог лета и урожая. Он прекрасен собою и могуществен. Ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные. Его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей».

Здесь, и в предыдущих разделах, ваны представлены как чрезвычайно добрые существа, в отличии от злобных и хаотичных йотунов или рациональных и воинственных асов, похоже они представляют эмоциональную сферу психического и ответственны за социальные связи и взаимодействия. Я ассоциирую Ньйрда с Посейдоном, так же богом моря, он символизирует эмоции, которые могут быть переменчивы как морская погода, неистовы как шторм и глубоки как пучина. Эмоции могут воздействовать на рассудок и интеллект — «управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды», но так же содержат необходимые ресурсы мотивации для достижения благ и богатства.

Фрейя персонифицирует функции воспроизводства, любви и привлекательности, а так же эмпатию и сострадание. Так же, что мне кажется интересным, она обладает оборотническими способностями, как и другие, упоминающиеся в эпосе ваны, в отличие от которых асы совершенно не способны по своей воле и желанию изменять свой облик и неизменно антропоморфны. Это, как мне кажется, говорит о том что ваны и йотуны символизируют психические функции общие для людей и животного мира, асы же — исключительно человеческие.

Согласно представлениям современных нейроанатомов лимбическая система — это совокупность сложных регуляторных структур мозга, и в нее включают то что Пол Маклин ранее выделял в «рептильный мозг». Она выполняет три основные цели для выживания: доминантность, питание и размножение (выживание вида). Лимбическая система человека в мозге выполняет следующие функции: формирование эмоций, чувств и переживаний; память; выбор и коррекция модели подходящего поведения; обучение, переобучение; выработка пространственных навыков; оборонительное и поведение поиска пищи; выразительность речи; приобретение и поддержание различных фобий; работа обонятельной системы; реакция осторожности, приготовление к действию; регуляция полового и социального поведения (эмоциональный интеллект). Получая нервные импульсы от органов чувств (обоняния, зрения, слуха, а так же информацию о состоянии организма) лимбическая система передает команды более глубоким слоям (подкорке / «рептильному мозгу») о регуляции функционирования тела и поведении, при некотором контроле сознания (неокортекса).

Мне кажутся очевидными пересечения функций персонифицируемых ванами, на примерах Ньйорда, Фрейра и Фрейи с функционалом лимбической системы мозга. Или же части «Эго», в некотором роде предсознательные или частично осознаваемые.

Неокортекс и лимбическая система крепко связаны между собой множеством проводящих путей. Новая кора выступает в качестве регулятора животных инстинктов: прежде, чем совершить какое?либо действие, спонтанно вызванное эмоциями, человеческая мысль, как правило, проходит ряд культурных и моральных инспекций. Кроме контроля эмоций, неокортекс оказывает вспомогательное действие. Чувство голода возникает в глубинах лимбической системы, а уже высшие корковые центры, регулирующие поведение, осуществляют поиск пищи. Данное взаимодействие отражено в скандинавском эпосе в форме мифа о войне между Асами и Ванами, которая длилась очень долго с переменным успехом, так как силы были равны и никто не мог добиться победы. «Наконец, все устали от этой войны и назначили встречу для заключения мира. Но так как обе стороны по-прежнему не доверяли друг другу, Один предложил обменяться заложниками».

Как мы видим на примере Локи, Ньйрда и Фрейра/Фрейи, некоторое психическое содержание низших уровней психики, или наследие предыдущих этапов развития оказывается настолько ценным и полезным для сознания, что привлекает к себе внимание и интегрируется.

(с) Victoria Erna

Комментарии: