Психоанализ очень хорошо дружит с теорией научения и нейробиологией.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-10 14:17

Психология

Системы мозга, отвечающие за сексуальное поведение, имеют биологическое основание: ребенок рождается с ними. То есть лимбическая система в мозге младенца существует изначально и так же изначально содержит в себе такие структуры как кортикомедиальная миндалина, опорное ядро концевой полоски, преоптическая область, вентральная область покрышки, околоводопроводное серое вещество. Вот эти структуры на фМРТ горят бенгальскими огнями, когда человек испытывает эротическое возбуждение или ревность.

Сексуальный инстинкт - это врожденное явление, которое получает активацию еще в младенческом возрасте. Вопрос: зачем? Мозг ребенка находится в процессе развития. По мере этого развития ребенок формирует навыки поведения. Навык сексуального поведения (особенно в человеческом обществе) - довольно сложная штука, окрашенная различными формами табу, торможения и отрицания. То есть ребенку в процессе своего развития нужно накапливать навыки сексуального поведения точно так же, как и навыки социального взаимодействия с другими, навыки речевой коммуникации и т.п.

К слову, на одну только речь уходят годы обучения (как направленного, так и спонтанного): необходимо освоить язык, чтобы уметь его понимать и использовать, причем с хорошей интеграцией запретов и табу в этом языке (например, запрет на применение мата или выражения оскорблений в адрес определенных людей).

На формирование таких навыков уходят миллиарды нейронных связей, которые сводятся к тому, чтобы адаптировать человека к той среде, в которой ему жить и выживать. Что происходит с теми, кто плохо адаптировался к среде? Изоляция. В древности - это институт изгоев. Сегодня - это пенитенциарная система.

Нейробиологические системы мозга, отвечающие за сексуальное поведение (миндалина + гипоталамус), первоначально не содержат в себе ничего, кроме сексуального инстинкта. Инстинкт активируется потребностью, когда заряд психической энергии в системе повышает свое напряжение. То есть потребность активирует инстинкт, который и побуждает к действию. Это, в свою очередь, запускает систему поиска объектов, посредством которых должен быть утолен инстинкт.

И вот уже процесс поиска формирует сложные системы психических структур: эти структуры становятся надстройкой над нейробиологической основой. В памяти откладываются объекты, способные удовлетворить сексуальный инстинкт, а вот уже характер взаимодействия с этими объектами развивает сложные связи объектных отношений.

Например, первым объектом сексуального инстинкта для мальчика становится мать, то есть в сущности первый живой человек, который находится с ним в постоянной близости: день и ночь.

Однако попытка утоления инстинкта сталкивается с запретом: например, мать не позволяет целовать ее в губы. Психика реагирует на этот систематический запрет и фиксирует его: мол, нельзя. Зато потом этот мальчик видит, что папа без преград целует маму в эти самые губы. Психика реагирует на это ревностью: ему можно, а мне нельзя?! Мало того, что сам вид желаемого акта запускает нейробиологическую систему сексуального поведения (если вам показать обнаженную натуру, то это мгновенно откликнется в связке амигдалы и гипоталамуса в лимбической системе мозга), так еще и нет возможности активированный инстинкт удовлетворить. А это уже фрустрация, то есть неудовольствие.

Фрустрация тут же запустит систему, отвечающую за агрессивные инстинкты, задача коих - уничтожить объект, препятствующий удовлетворению потребности. Кто этот препятствующий объект? Отец: ему всё, мне - ничего.

Тут же вопрос: а почему не мать? А потому, что мать - желанный, идеальный, супер-ценный объект. Разрушить отца - не потерять ничего (только позже отец станет крайне ценным объектом, то есть носителем всех положительных качеств, которые надо перенять, чтобы нравиться маме). А вот разрушить мать - утратить всё: привязанность, любовь, заботу, питание, ласку... Кого разъяренный мужчина бьет, если застает супругу в постели в любовником? Вот-вот.

И вот выходит, что в формировании сексуального поведения участвует громада сложных процессов. Нельзя социальному существу удовлетворять свои потребности при первой активации инстинкта с кем/чем попало. Не примут, отвергнут, забьют. То есть сначала ребенку приходится как бы наобум искать объекты, с помощью которых он сможет удовлетворить свой инстинкт.

Если эти объекты ему запрещают такое поведение, это откладывается в различных системах мозга, особенно в префронтальной коре, которая начинает тормозить сексуальный инстинкт. Но торможение - это лишь временная остановка, а не заглушение двигателя. Соответственно, психика вновь активирует систему поиска и занимается поиском похожих (!) объектов, но таких, где не будет торможения ни со стороны префронтальной коры (объект хоть и похож, но не тот), ни со стороны этого объекта.

Именно по такой системе "научения" у человека может возникнуть связь между сексуальным инстинктом, аффектом сильного вожделения и... женской туфлей. А почему? А потому, что сексуальный инстинкт может быть смещен с первичного объекта (мать) на вторичный объект (туфля) по ассоциации: мама носит туфли.

Еще раз повторюсь для понимания! Речь идет об инфантильной сексуальности, еще не окрашенной взрослыми формами поведения, являющими собой совокупность опыта (научения и фантазирования) и гормонов.

Комментарии: