Почему мы смеемся в трудные времена? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-24 16:54 «Возвращение юмора — верный признак того, что человек выздоравливает, потому что найти смешное в непростой ситуации означает уметь дистанцироваться, уметь управлять собой, уметь воспринимать происходящее с разных сторон, а это и есть основа здоровой человеческой жизни», — считает доктор Стивен Гимбел, профессор, эксперт по философии юмора. Первый квартал 2020 года войдет в учебники как период, когда в жизни людей всего мира доминировал COVID-19. Спортивные залы, фитнес-центры, конференц-холлы, школы, университеты, рестораны и бары, развлекательные заведения и подобные «второстепенные» предприятия вынужденно закрывались или экстренно меняли режим и порядок работы. Людей просили соблюдать правила самоизоляции или придерживаться социального дистанцирования, чтобы замедлить распространение вируса. Врачи, младший медицинский персонал, службы экстренного реагирования, санитарные работники и работники сферы общественного питания оказались на передовой и бросили все силы на помощь людям. Без преувеличения можно сказать, что после этих месяцев неуверенности, страха, финансовой и информационной зависимости мы оказались в другом мире. И привыкаем к новому образу жизни, а наше восприятие происходящего постепенно меняет тональность. Смешные анекдоты и шутки возвращаются. Возможно, это происходит из-за принятия бессилия перед ситуацией и понимания, что от нас мало что зависит. В исторической ретроспективе всплеск народного юмора — признак не самых лучших времен. При этом юмор был и остается одним из здоровых и эффективных методов взглянуть на трудности под другим углом. Он словно расширяет перспективу и помогает отстраниться от кризисной ситуации. Однако нужно учитывать, что тем, кто эмоционально погрузился в кризис, тяжело воспринимать шутки на эту тему. Так происходит потому, что человек на уровне эмоций ощущает себя слитым с проблемной ситуацией. Психологи рекомендуют воздержаться от шуток с теми, кто в данную минуту переживает трудные времена и болезненно реагирует на происходящее. Со временем дистанция между проблемой и человеком увеличивается, и тогда начинает работать терапевтический эффект смеха. В стрессовый период полезно обратиться к юмору или сарказму, если это позволит почувствовать себя счастливее. Такой юмор не обесценивает ситуацию, а позволяет абстрагироваться и дает возможность «перевести дыхание». Как отметил профессор Гимбел, когда человек обменивается шуткой с другими, появляется ощущение близости. Даже когда на наших глазах происходит нечто смешное, мы непроизвольно оборачиваемся, чтобы увидеть, заметил ли это кто-то еще. И если такие находятся, то хихикать начинают все вместе. Эта связь рождается с юмором и создает ощущение единства. Шутки забавны, потому что основаны на общих впечатлениях: воспоминаниях, пережитом опыте, общественных ценностях и всенародных убеждениях. У юмора есть нейробиологический аспект. Смех приносит радость и удовольствие, которые связаны с мыслями — познанием, и чувствами — эмоциями. Когда люди заставляют других смеяться, между ними возникает симпатия, основанная на радостных мыслях и чувствах. Теории смеха Единой точки зрения о том, что такое юмор и как он работает, нет до сих пор, хотя этими вопросами человечество задавалось еще в древности. Платон: теория превосходства Эта теория утверждала, что смех возникает тогда, когда мы чувствуем себя менее глупыми, уродливыми, несчастными или слабыми по сравнению с окружающими. Платон считал юмор негативным явлением, потому что в его основе лежит злоба и зависть. Смех часто вызван несчастьем или неудачей других или шутками над стоящими ниже по положению. К этой же категории относятся расистские и запугивающие шутки, то есть агрессивный юмор. И хотя Платон детально не изучал природу смешного, он пришел к весьма важному выводу, что смех может иметь серьезные последствия, в том числе и для жизни целого государства. Аристотель: теория игры Аристотель рассматривал шутки как проявление «образованного высокомерия». Он отмечал такие черты комического: «Смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное». По мнению философа, юмор предполагает игру слов или предметов. Для детей естественно играть и смеяться, а взрослые теряют эту способность. Вместо физической игры взрослые играют словами и мыслями, то есть шутят. Аристотель стал первым, кто ввел понятие об эффекте неожиданного или триггерного смеха. Эта идея была напрочь забыта его последователями и нашла поддержку только через две тысячи лет в работах Канта и Шопенгауэра. В отличие от Платона Аристотель допускал, что в умеренных количествах юмор может быть полезным. Фрейд: теория утешения Фрейд рассматривал смех прежде всего как физиологическую реакцию организма на нервное напряжение и перевозбуждение. Согласно этой концепции, смех — следствие сильной эмоции, и, смеясь, человек «освобождается» от эмоционального груза. Обладающий чувством юмора постоянно шутит для того, чтобы избежать негативных эмоций, уйти от несовершенной действительности и таким образом продемонстрировать свою неуязвимость. Шутка — это когнитивное высвобождение желания посредством слова, а не действия. Накопление в нашем сознании чего-то страшного не происходит бесконечно. Это тяжелый груз, от которого нужно периодически освобождаться. Юмор снимает напряжение и вызывает смех. И это совершенно здоровая и правильная реакция человеческой психики. Теория несоответствия Многие теоретики считают, что это самая популярная теория юмора. По этой теории юмор порождают предметы или ситуации, которые не подходят друг другу, и именно этот факт вызывает смех. По сути, человек смеется тогда, когда наблюдает со стороны абсурдное явление, подчеркнутое несоответствие героя и происходящего с ним. Эта теория хороша тем, что оправдывает почти любой, даже черный, юмор, так как не ищет в нем оскорбительного подтекста. Эти теории помогают понять, почему людям свойственно шутить в трудные времена. Разумеется, нынешний кризис со здоровьем — не повод для смеха, но при этом юмор помогает высвободить позитивные нейрохимические вещества в мозге и поддерживает социальные связи, которые жизненно важны в трудный период. Как только человек сможет внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и увидеть ее по-новому, смысл найдется даже в негативных обстоятельствах. Смех помогает воспринимать проблему под другим углом зрения, и это нередко приводит к эмоциональному исцелению. Но при этом нужно понимать, что в некоторых обстоятельствах юмор становится травматичным. Недаром доктор Гимбел сравнивает его со швейцарским армейским ножом: «Юмор — это не примитивный инструмент, это «мультитул», который можно использовать для любого количества целей». Очевидно, что в кризисной ситуации юмор может быть как полезным, так и вредным. И рассказывая новую шутку или отправляя кому-то забавный мем, нужно тонко чувствовать потенциальную пользу или вред нашего юмора. В этом заключается понимание ценностей и потребностей не только близких людей, но и общества. Эмоциональная безопасность так же востребована, как и мир во всем мире. Поделитесь с нами своим мнением Источник: www.psychologies.ru Комментарии: |
|