По мере того как мы живем на свете, копим знания и воспоминания, в мозге формируется что-то вроде слепка, отражения, информационной модели мира. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-12 16:03 По мере того как мы живем на свете, копим знания и воспоминания, в мозге формируется что-то вроде слепка, отражения, информационной модели мира. Именно эта модель – основа нашего мышления и планирования. Каковы ее свойства? Почему с годами не все становятся умнее и мудрее? Что реально происходит в нервной системе, когда мы думаем? Как сделать данный процесс более эффективным? На эти вопросы мы попросили ответить доктора биологических наук, профессора МГУ, нейрофизиолога Вячеслава Дубынина. Информационная модель мира есть, конечно, и у животных. У тех, кто проще, она основана на врожденных способностях. Только что вылупившейся из яйца морской черепашке никто не объясняет, что нужно ползти в сторону океана. Но у птиц, млекопитающих обучение делает эту систему по-настоящему сложной, богатой данными: так достигается высочайший уровень приспособления к окружающей среде. У человека к процессу присоединяется речевая функция: всем реальным объектам, признакам, действиям даются названия. В итоге наша модель – информационно-речевая (информационно-вербальная). Основные нейросети, обеспечивающие «отражение» мира, локализуются в задней части теменно-височной коры. У ребенка к концу первого года жизни находящиеся здесь нервные клетки начинают «захватывать» сенсорные характеристики объектов, соотносить с ними звучание слов. В итоге формируются сотни и тысячи речевых центров, растет уровень знаний, информированность. А вот «мудрость» — это то, что характеризует качество связей между отдельными речевыми центрами, соответствие таких связей логике событий в окружающем мире. И здесь не обойтись без накопления жизненного опыта, постоянного любопытства и стремления проверить полученные знания на практике.Модель всегда проще объекта, который имитирует. Глобус, модель Земли, не отражает нашу планету во всей сложности, но позволяет понять, что она круглая, есть материки и океаны. Тот «слепок» мира, который формируется у нас в голове, конечно, не идеален, но вполне способен выполнять свою роль - обеспечивать планирование поведения. Мы вводим в мозг исходные данные: «А если я вот так сделаю, что произойдет?». И модель выдает вероятность успешного исхода. Чем она мудрее и лучше информирована, тем точнее прогноз и эффективнее поведение. В простых случаях вычисления занимают доли секунды («интуитивное решение»). В сложной ситуации требуются более серьезные, долгие усилия и, зачастую, вербализация: очень полезно обсудить с кем-то возникшую проблему. Движение импульсов по нейросетям, хранящим модель мира, – основа нашего мышления. В случае «интуиции» все происходит быстро, и теменно-височная область работает в согласии с префронтальной корой. В сложных ситуациях зачастую не хватает сведений или велика конкуренция разных потребностей. Тогда программы, которые предлагает реализовать префронтальная кора, особенно тщательно сопоставляются с «моделью». В том числе – с той ее частью, которая содержит наши представления о собственной личности и ее приоритетах. Такое сопоставление может привести к отказу от наиболее очевидной поведенческой программы. Отказу в пользу программы более творческой, предполагающей не столь высокие риски и т.п. Прогнозировать, мечтать, заниматься творчеством – все перечисленные функции реализуются с участием информационно-вербальной модели. При этом наше сознание, которое нейрофизиологи определяют, как наиболее яркий на данный момент фокус активности мозга, находится в теменно-височной коре. Но вот программа запущена. И тут важно сместить фокус в области, которые отвечают за ее реализацию (чаще всего, двигательные или, например, речедвигательные – при публичном выступлении). На этом этапе переключение внимания на центры мышления может даже мешать, отвлекая на себя часть вычислительных ресурсов мозга. А психологи говорят о «потоковом состоянии», которое существенно повышает эффективность деятельности, но требует профессионализма, уверенности в себе, полной концентрации на задаче. Даже когда мы в «потоке» - ведем автомобиль, выступаем с лекцией, поем с друзьями песню или медитируем, наши центры мышления не перестают работать. Не останавливаются они и во сне, влияя на сновидения. Вот почему «озарение» (сигнал, что проблема решена) может застигнуть человека когда и где угодно: в момент утреннего пробуждения, по дороге на работу, за обеденным столом. А в случае сложных проблем нет смысла торопиться с ответом. Четко сформулируйте задачу — и дайте теменно-височной области время для обработки и поиска наиболее качественного решения.Комментарии: |
|