По мере того как мы живем на свете, копим знания и воспоминания, в мозге формируется что-то вроде слепка, отражения, информационной модели мира.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-12 16:03

Работа разума

По мере того как мы живем на свете, копим знания и воспоминания, в мозге формируется что-то вроде слепка, отражения, информационной модели мира. Именно эта модель – основа нашего мышления и планирования. Каковы ее свойства? Почему с годами не все становятся умнее и мудрее? Что реально происходит в нервной системе, когда мы думаем? Как сделать данный процесс более эффективным? На эти вопросы мы попросили ответить доктора биологических наук, профессора МГУ, нейрофизиолога Вячеслава Дубынина.

Информационная модель мира есть, конечно, и у животных. У тех, кто проще, она основана на врожденных способностях. Только что вылупившейся из яйца морской черепашке никто не объясняет, что нужно ползти в сторону океана. Но у птиц, млекопитающих обучение делает эту систему по-настоящему сложной, богатой данными: так достигается высочайший уровень приспособления к окружающей среде. У человека к процессу присоединяется речевая функция: всем реальным объектам, признакам, действиям даются названия. В итоге наша модель – информационно-речевая (информационно-вербальная).

Основные нейросети, обеспечивающие «отражение» мира, локализуются в задней части теменно-височной коры. У ребенка к концу первого года жизни находящиеся здесь нервные клетки начинают «захватывать» сенсорные характеристики объектов, соотносить с ними звучание слов. В итоге формируются сотни и тысячи речевых центров, растет уровень знаний, информированность. А вот «мудрость» — это то, что характеризует качество связей между отдельными речевыми центрами, соответствие таких связей логике событий в окружающем мире. И здесь не обойтись без накопления жизненного опыта, постоянного любопытства и стремления проверить полученные знания на практике.

Модель всегда проще объекта, который имитирует. Глобус, модель Земли, не отражает нашу планету во всей сложности, но позволяет понять, что она круглая, есть материки и океаны. Тот «слепок» мира, который формируется у нас в голове, конечно, не идеален, но вполне способен выполнять свою роль - обеспечивать планирование поведения. Мы вводим в мозг исходные данные: «А если я вот так сделаю, что произойдет?». И модель выдает вероятность успешного исхода. Чем она мудрее и лучше информирована, тем точнее прогноз и эффективнее поведение. В простых случаях вычисления занимают доли секунды («интуитивное решение»). В сложной ситуации требуются более серьезные, долгие усилия и, зачастую, вербализация: очень полезно обсудить с кем-то возникшую проблему.

Движение импульсов по нейросетям, хранящим модель мира, – основа нашего мышления. В случае «интуиции» все происходит быстро, и теменно-височная область работает в согласии с префронтальной корой. В сложных ситуациях зачастую не хватает сведений или велика конкуренция разных потребностей. Тогда программы, которые предлагает реализовать префронтальная кора, особенно тщательно сопоставляются с «моделью». В том числе – с той ее частью, которая содержит наши представления о собственной личности и ее приоритетах. Такое сопоставление может привести к отказу от наиболее очевидной поведенческой программы. Отказу в пользу программы более творческой, предполагающей не столь высокие риски и т.п.

Прогнозировать, мечтать, заниматься творчеством – все перечисленные функции реализуются с участием информационно-вербальной модели. При этом наше сознание, которое нейрофизиологи определяют, как наиболее яркий на данный момент фокус активности мозга, находится в теменно-височной коре. Но вот программа запущена. И тут важно сместить фокус в области, которые отвечают за ее реализацию (чаще всего, двигательные или, например, речедвигательные – при публичном выступлении). На этом этапе переключение внимания на центры мышления может даже мешать, отвлекая на себя часть вычислительных ресурсов мозга. А психологи говорят о «потоковом состоянии», которое существенно повышает эффективность деятельности, но требует профессионализма, уверенности в себе, полной концентрации на задаче.

Даже когда мы в «потоке» - ведем автомобиль, выступаем с лекцией, поем с друзьями песню или медитируем, наши центры мышления не перестают работать. Не останавливаются они и во сне, влияя на сновидения. Вот почему «озарение» (сигнал, что проблема решена) может застигнуть человека когда и где угодно: в момент утреннего пробуждения, по дороге на работу, за обеденным столом. А в случае сложных проблем нет смысла торопиться с ответом. Четко сформулируйте задачу — и дайте теменно-височной области время для обработки и поиска наиболее качественного решения.

Комментарии: