Основы формальной и математической логики. |
||||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-16 18:30 Малое предисловие от автора: 1) В данной статье я разберу основы математической и формальной логики. 2)Прежде всего статья направлена на людей не знакомых с логикой и далеких от математики. 3)Может когда-нибудь этот цикл перейдет в основы аналит.философии 4)Длинное вступление, но желательного дочитать его до конца Предисловие к новой статье. Не очень я люблю говорить тирады, но сейчас придется. В данной статье я решил объяснить принципы формальной логики. Весь цикл статей по моим ±расчетам будет состоять из двух частей. В первой части следует рассказать о как таковой формальной логике (Аристотель, операторы, законы, etc), а позже, когда дойду математической — вести диалог о Расселе и прочих. На повестке дня — истоки и становление формальной логики. Кстати, если в монологе о классической музыке я мог предоставить свою неподкупность и объективность, лишь указав пальцем на пуфик от фортепиано, то в данной ситуации следует сказать, что у меня шизо-математическое образование(если можно так выразиться) можете не беспокоиться за объективность и качество контента. Содержание статьи Изначально я хотел опираться только на учебник по формальной логике, но вспомнил о старой лекция по формальной логике Марго. С некоторыми стейками из его лекции я не согласен, да и выглядит она не до конца полной(законы Моргана, закон Дунса Скота об импликации чего угодно из противоречия, лог.квадрата, etc), но мне понравилась последовательность рассуждений. Сама статья будет опираться на учебник, а глава про предикатную логику будет основана тезисах из «альтернативного учебника» ? если нашли ошибку/противоречие, то, скорее всего, вам придется спорить с учебником, но в тексте будут мои рассуждения и примеры(я вас сразу оповещу об этом). https://www.youtube.com/watch?v=0OzIUGnqRm4 лекция: Основы формальной логики – UberMarginal Пару слов о книгах Всю логику я изучал в унике, когда рейдил пары молодых людей с кафедры прикладной шизы, т.к сам учусь на химическом, а знание лишь одного высшего матана [без теории множеств, дискретной шизы, etc] маловато для экстраполирования математических операторов на какие-либо области знания. Кстати, матан (в отличие от логики) не интенционален в любом дискурсе, а логические законы всегда верны почти в любом движе. Однако из-за того, что мне нужно писать статью по логике, я решил найти какой-нибудь хороший учебник для молодых людей, т.к не у всех есть время рейдить пропащих андедов с соседней кафедры. Мой взгляд пал на 2 учебника(Ивина и Челпанова). Скажу так — учебник Челпанова ±неплох, но там маловато «гуманитарной» информации. Если вы собираетесь использовать логику в корыстных целях(в философско-аналитическом движе), то данного произведения будет маловато. Кстати, если вы хотите изучать логику ради матана, то сразу стоит изучать учебники по мат.логике, но прочитать работы по формальной логике лишним не будет. Произведение Ивина мне более понравилось, т.к там много полезной информации именно для философского движа(Парадокс Рассела, апории Зенона, стейки о неклассической логике, многое другое). Есть и минусы — многовато лишнего. Если будете читать, то скипните 3-5 главы(книжной версии), т.к данные главы понравятся лишь тем, кто не испытывает экзистенциальный ужас перед текстом. Еще очень странное перечисление законов, т.е там кроме трех классических законов и принципа Лейбница в законы записали почти все. Просто, если вы назовете кроме трех «классических» законов формальной логики что-либо еще вышеперечисленное в диалоге с оппонентом, то вашу преонтологическую дескрипцию насадят на метафизический кукан. Будьте аккуратнее при чтении. Еще странно, что там нет предикатной логики первого порядка, а есть лишь логика предложений, т.е о кванторах там ни слова[Объяснить основы данной шизы я смогу, можете не переживать]. Некоторые тезисы я буду брать прямиком оттуда. Кстати, если вы гуманитарий, то можете спокойно читать данное произведение, т.к 10-ти этажных формул там не будет. Редко можно увидеть настолько «лояльное» произведение к читателям. Вступление Если говорить о появлении формальной логики, то, как дисциплина, она появилась в Древней Греции и отцом-основателем ее является — Аристотель. Долгое время она несильно дополнялась (Кант сравнивал логику с Евклидовой геометрией и считал, что эти дисциплины уже полностью окончены и не подлежат дополнению). За всю историю всего было три крупных дополнения в формальной логике: Готлиб Фреге(кванторы), Курт Гёдель(теорема о неполноте) и Готфрид Лейбниц(ПДО, мат символика, т.п). Если говорить о «классической» логике, то отец-основатель назвал её — ???????(Органон, т.е инструмент или метод). Сейчас будет малое отступление. «O??????»(Аристотель) Изначально я хотел сделать отдельную статью по данной вещи, но посвящу ему отдельную главу. Итак, зачем в 4 веке до нашей эры Аристотель придумал Органон? Кто читал диалоги Платона, помнят о софистах (Протагор, Фрасимах и прочие букашки). Эти негодяи учили выступать и выступали на Агоре (Т.е вели речи на заседаниях 1) «Категории»— Если кратко, то «философ» подводит каждую вещь, (которая интенциональна) под одну из десяти категорий. Данные категории предназначены для перечисления всего, что может быть выражено без структуры(т.е всего, что может быть или предметом или свойством предмета суждения.) Если говорить о назначении «инструмента», то помимо метода устранения всяких софистических негодяев, сам «философ» предполагал своему детищу быть каркасом любой дисциплины. Какая-либо наука(по Аристотелю): умосозерцательная(первая философия, вторая философия, арифметика, геометрия), практическая(политика, этика, экономика), ну и поэтическая (риторика и эстетика). Любые из данных дисциплин должны быть основаны на логике, чтобы в этих учениях не было противоречий и прочего(мы же не в диалектике). Т.к учение без логики — континентальная философия(шутка с долей правды, но шутка). Ну, так или иначе, любая наука должна базироваться на логике, ведь совершенствуя какую-либо дисциплину без логики, ничего толкового не получится, чаще всего будет казуистика, а не четко выверенная дисциплина. К слову, насчет Органона, я дал самую необходимую информацию о нем, когда-нибудь я посвящу отдельную статью данному «инструменту», а сейчас продолжим говорить о становлении логики. Глава 1. Логика первого порядка Далее речь пойдет лишь о логике высказываний, т.е о логике предложений. Данная логика исходит из двух допущений: Изначально необходимо разобраться, что именно мы должны изучать. Если рассматривать методы рассуждений в логике, то их можно разделить на две категории: Дедуктивные и индуктивные. Дедуктивный метод размышления — это метод мышления, следствием которого является логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок. Теперь разберем на винтики эту вставку из википедии. Если говорить коротко, то, как было написано выше, — это просто метод размышления от общего к частному, в котором истинность условия обуславливает истинность умозаключения. Возьму пример дедуктивного умозаключения из произведения «Смерть Ивана Ильича» Толстого: Тот пример силлогизма, которому он учился в логике Кизеветера: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен. Мы с помощью грязных(от общего к частному) трюков смогли получить новое утверждение, комбинируя уже имеющиеся общие истинные предпосылки для получения новых знаний. Индуктивный метод размышления — это метод мышления, следствием которого является логический вывод, который не всегда является истинным, даже при условии верных предпосылок. По сути — это тоже самое, но есть различие в том, что верные предпосылки не всегда гарантируют верный вывод. Данный момент очень важен. Для более наглядного понимания приведу пример: В Макондо месяц идет дождь ? следующий месяц в Макондо тоже будет идти дождь.Если кратко, то из данных предпосылок не всегда можно вывести истинный вывод. Абдуктивную шизу Пирса я разберу в разделе «неклассической логики» Законы формальной логики. Изначально я думал разобрать операторы формальной логики(т.к сразу бы формально их записал), но без понимания основных принципов будет сложно объяснять механизм работы некоторых операторов, под медленно проплывающую картинку из википедии. Если говорить о назначении законов, то они необходимы, чтобы устранять противоречия в силлогизмах, иначе можно будет доказать все что угодно, но об этом потом. Кстати, Всего есть три закона и один принцип: Закон тождества Далее подробно разберем каждый из них. Закон тождества Сам закон записывается — «A?A» или же — «A тогда и только тогда, когда A», подробнее о записи буду говорить, когда разберу все операторы, но скажу сразу, что запись через двухстороннюю импликацию будет правильнее, чем через обычную импликацию, но об этом позже. Теперь разберем, что означает данный закон, и как его всякие негодяи нарушают. Закон непротиворечия Сам закон выглядит формально «¬(A ?¬A)» или же — «Неверно, что A и не A»; —Так вы говорите: никаких убеждений нет? Данный стейк взят из романа Тургенева(«Рудин»), можете почитать на досуге. Закон исключенного третьего Сам закон записывается формально — «A V¬A» или же — «A или не A»; Фридрих фон Харденберг умер в возрасте 29 лет из-за того, что заразился туберкулезом от Шиллера Как можно увидеть из примера выше — из двух противоречащих утверждений, одно из них будет истинным(1), а другое всегда будет ложным(2), третьего не дано. Я просто так подробно акцентирую на этом внимание, т.к скоро я дойду до логического квадрата и там нужно очень хорошо понимать данный закон. Принцип достаточного основания Данный принцип тяжело формализовать, можно попробовать через импликацию, но особо смысла не вижу. Тут главное объяснить смысл, нежели запись. Еще он не является законом, т.е всегда следовать ему необязательно, но лишним не будет. Сам принцип гласит о том, что каждое осмысленное утверждение может считаться достоверным лишь только в том случае, когда были приведены достаточные основания, в силу которых его можно считать истинным. Не вижу смысла приводить пример, т.к принцип очень понятный для обывателя, но если все же вы собираетесь траить логику (или же до вас просто медленно доходит), то пример какой-нибудь следует дать: Сегодня поступило в продажу новое кофе без кофеина.(после данных слов вы должны кинуть вотум недоверия баристе) Если законы формальной логики придумал Аристотель и описал в своем «инструменте», то ПДО ввел в логику всеми любимый — Лейбниц в своей работе «Монадология»(32 глава). Советую почитать данную работу Готфрида, т.к она очень маленькая и там много полезной информации по атомизму. Дам маленькую выдержку оттуда, где впервые был сформулирован данный принцип: «И на принципе достаточного основания, в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны».Мы разобрали все законы формальной логики, далее следует приступить к операторам. Глава 2.Операторы формальной логики Перед тем, как мы разберемся с операторами, нужно понять, что существует два типа высказываний — простые и сложные. Простым называется высказывание, не содержащие другие высказывания в качестве своих частей(ничего не напоминает?). Еще Фреге в своем «О смысле и значении» упоминал высказывания, которые не могут раскладываться на составные части(не теряя при этом смысл). Например, простыми являются высказывания: «Берлин — столица Германской империи», «Вода кипит при 100 градусах», «Гегель — шарлатан с лицом трактирщика»; Как бы мы не деконструировали данные высказывания на бинарные оппозиции, но по отдельности они не будут представлять собой что-либо внятное. Таблица истинности Кстати, необходимо разобраться с важной «аналитической» вещью. Если кратко, то данная таблица позволяет здраво рассуждать о любой логической функции(т.е о любом сложном высказывании, которое содержит в себе переменные). Хоть мы и пропустим булевую логику(не от слова булла), но все равно следует разобрать важный принцип, который в ней есть. В данной таблице есть два значения 1(true) и 0(false). Они нужны, чтобы при подстановке переменной в высказывание, мы смогли здраво рассмотреть все возможные значения и сделать правильный вывод. Сейчас будет монотонная вставка из pain'tа, где я разберу все на примере. Например, самое простое утверждение — «A?B»(А равносильно B)[Эквивалент]. Так, теперь разберем по винтикам каждое утверждение. Отрицание Для данного оператора делать таблицу истинности не буду, т.к будет намного проще объяснить принцип. Самый простой оператор для понимания. Отрицание (записывается «¬») означает лишь то, что можно брать все что угодно, кроме «А». Например, «¬А?B»(Если не А, то это B). Я вернусь к отрицанию, когда буду говорить о законах Дунса Скота. Конъюнкция. Конъюнкция или связка «и». С помощью данного оператора мы два высказывания объединяем в одно более сложное. Запись у данного оператора выглядит вот так — «?», но иногда можно встретить и такую запись — «&», «•»; Последними двумя примерами редко кто пользуется, т.к «?» более привычнее. Конъюнкция — это самый простой оператор для понимания, т.к данная конструкция истина лишь в тех случаях, когда верно утверждение А и утверждение B, в других случаях конъюнкция — ложна. Например: Дизъюнкция(строгая и нестрогая) Более сложный оператор, т.к его подразделяют на два вида: строгую дизъюнкцию «?»(исключающую) и нестрогую «?» (включающую). Данный оператор равносилен союзу «или», только есть одна загвоздка. Отличие состоит в том, что во «включающей» дизъюнкции можно взять два высказывания, а в исключающей лишь одно. Например, «Ты читал работы Платоны или Аристотеля?», в данной дизъюнкции могут быть истинными сразу два утверждения(что я читал и Платона, и Аристотеля), и дизъюнкция будет верной. Данная уловка является очень специфической, т.к в разговорной речи мы не предполагаем сразу два истинных(не противоречащих друг другу) варианта. Исключающая дизъюнкция предполагает, что мы возьмем лишь одно утверждение. Далее рассмотрим таблицу истинности и поговорим, когда дизъюнкция является верной. Как видно из таблицы — если в дизъюнкции хотя бы один оператор является истинным, то вся дизъюнкция является истинной. Материалистическая импликация Один из самых сложных для понимания операторов. Сама связка «если, то…» называется условной связью, или материалистической импликацией. Перед тем, как мы будем рассматривать все случаи, приведенные в таблице, давайте добавим одно маленькое нововведение в запись. Если когда-нибудь мы будем рассматривать Фреге, то в его работе —«О функции» он добавил пробег значения(все возможные значения функции). Я хочу сделать ±также для упрощения разбора примеров. «A?B»=f(A,B). [Где f(A,B)=1 или 0]. I. «Если пойдет дождь(истина), то мы останемся дома(истина)»=1 Эквивалент Эквивалент — это более «строгая импликация», записывается она — «?» или — «??». Эквивалент еще можно назвать двухсторонней импликацией, но так мало кто делает. Сама связка «Если и только если» или «Тогда и только тогда, когда», фактически — это значит, что два утверждений равноценны. Например, «Треугольник равносторонний тогда и только тогда, когда все его углы равны между собой», следовательно, можно вывести, что «Если углы треугольника равным между собой, то треугольник равносторонний». Думаю, ничего сложно в этом нет, далее разберем таблицу истинности для него. Как видно из таблицы выше — эквивалент будет равен «1» лишь тогда, когда оба члена данного оператора будут или истинны, или ложны. Именно из-за этой причины я формализую закон тождества как «A??A», а не «A?A»; «Также надо сказать пару слов о тавтологии»Тавтология в логике — это всегда верные или всегда ложные конструкции, не зависящие от утверждений, которые вы подставили в данную систему. Рассмотрим 3 основополагающих примера. Все это я уже описывал, когда рассказывал о законах форм.логики, здесь я просто все формализовал, еще следует разобрать те места, которые вызывают противоречия.? данный символ — это пустое множество, т.е множество, не содержащее ни одного элемента, разбирать подробнее будем в следующей части статьи. В данном контексте символ указывает на то, что подобного заключения быть не может/неопределенность. Глава 3. Правила формальной логики Далее пойдут некоторые своеобразные законы. Их не следует воспринимать как «классические» три закона формальной логики, данные конструкции более похожи на формулы сокращенного умножения в математике [(a+b)?=a?+2ab+b?] — по сути, данные правила служат для таких же манипуляций, когда необходимо из одного утверждения перейти к другому(и наоборот). Закон двойного отрицания и транзитивности. Сначала нужно разобрать два простых правила — двойного отрицания и переходности. Законы Де Моргана и законы контрапозиции. Далее пойдут тоже простые для понимания принципы. Законы Дунса Скота и закон Клавия . Один из самых основополагающих правил, которое упоминал Марго в своей старой лекции по логике, думаю, что нужно развернуть поподробнее данный стейк. Впервые упоминание закона принадлежит средневековому схоласту и философу Дунсу Скоту, прозванному «тонким доктором» схоластики. Смысл этого закона можно передать так: из ложного утверждения высказывания(имплицирует) вытекает какое угодно утверждение. Внимание: Сейчас пойдет самая неоднозначная вещь в статье, т.к я попытаюсь с помощью разных грязных трюков вывести данный закон(таким никто не занимался, т.к брал данный принцип за аксиому), следовательно, хоть таблицы истинности сошлись, но воспринимайте следующие два примера скорее как логическую магию, нежели серьезное доказательство. Если вы не хотите слушать бред безумного безумца, то можете пропустить данную часть и сразу прейти к рассмотрению примера Рассела. UPD2: Еще важно сказать, что если пойдете в инженерную/математическую шарагу, то не советую использовать нижеприведенные примеры где-либо на практике. Как говорил один философов — «Если бы я верил во что-то подобное, то держал бы это в тайне». Надеюсь, что вы приняли мое предостережение, т.к в противном случае, преподаватель до конца вашего обучения будет тыкать в вас пальцем и смеяться. Пример 2: через отрицание — Есть одна выводная формула, о ней следует сказать именно сейчас, т.к ранее смысла не было. ¬AVB=A?B. Смотрите, отрицание А — это все, чем не является А. Т.е, если я скажу, что не-А является ложным, то отрицание его является истинным (т.е А). Дизъюнкция является верной в случае, когда истинным является хотя бы один член конструкции(т.е B), следовательно если не-А ложно, то А истинно, тогда A(т.е 1)?B(т.е 1). Для большей красоты и понятности сравним таблицы истинности, если A?B и ¬AVB таблицы буду совпадать, то данные операции взаимозаменимы. Следовательно, можно сказать, что ¬AVB=A?B. Однако, если мы полагаем, что утверждения А и не-А истинны, то конструкцию ¬AVB=A?B можно упросить до ¬A?(A?B), т.к если мы предполагаем, что отрицание и утверждение равны, то нет смысла вводить дизъюнкцию с отрицанием и верным утверждением, а сразу можно перейти к импликации. Данное док-во является очень сомнительным, «пример 3» мне нравится более. Разберемся с частью «B?(¬AVA)». Как мы рассмотрели выше, чтобы перейти от дизъюнкции к импликации, нам надо иметь такую форму — «¬AVB». Однако, как говорилось выше, если равны значения таблиц истинности, то данные конструкции равнозначны. Здесь похожий принцип, если ¬A и А истинны, то Z?B?(¬A?A)?B. Что и требовалось доказать. Перевернутая «A» значит — для любого.. Как видно из таблиц: «Z» — это закон исключенного третьего, а Пример Рассела Так, с кринжатурой доказательства разобрались, теперь рассмотрим один замечательный пример, который привел Рассели, и который имеет форму (¬A?A)?B: Закон косвенного док-ва и закон Клавия. Последние два закона (и одни из самых простых). После данных вещей перейдем к предикатной логике. Кратко про модусы(необязательно) Если быть кратким, то модус — это разновидность некоторой общей схемы утверждения. Разберу два основных, остальные два(отрицающе-утверждающий и утверждающе-отрицающий трайте сами). Утверждающий модус — это схема рассуждений, позволяющая от утверждения антецедента условного высказывания перейти к утверждению консеквента этого высказывания: «Если верно А, то B, и верно А, то верно B» (Если А, то B;A)/B, где «Если А, то B» — высказывание, А — посылки, B — заключение. Если все люди, живущие до и после, смертны. Думаю, что данный принцип не представляет собой что-либо трудное. Все самоубийцы являются меланхоликами Хоть Чоран и был меланхоличным философом, но жил он фактически 510 лет и умер от старости(как и Шопен). Как видно из примера — истинные посылки не гарантируют истинность заключения. Отрицающий модус — это схема рассуждения, позволяющая от отрицания следствия высказывания перейти к отрицанию основания высказывания. Логический квадрат.(обязательно к прочтению) Как я описывал уже в начале статьи — любое сложное высказывание состоит из простых, теперь стоит обратить внимание на внутреннюю структуру и их взаимосвязь между собой. Категорическое высказывание — это высказывание, в котором утверждается или отрицается наличие какого-то признак у всех или некоторых предметов рассматриваемого класса. S — имя предмета о котором идет речь Простые высказывания типа «S есть P» называется атрибутивным: в них происходит предписание какого-то свойства предмету(т.е атрибуция), противоположные атрибутивным высказываниям являются высказывания о отношениях, в которых устанавливаются отношения между двумя или большим числом предметов. (SaP) Все S есть P — общеутвердительное высказывание Фактически: «Все есть», «некоторые есть» — это своеобразная функция(функтор), в которую вы подставляете утверждения S и P, тем самым получая какое-либо новое утверждение. Далее мы с помощью кругов Эйлера распишем каждый функтор. Кстати, я бы рассказал про пустые имена и однозначные, но эту шизу уже никто не берет во внимание. Пустое имя — это имя объекта, которого не существует в недвачерском мире(например, греческих богов или кисельных рек). Единичное имя — Сократ, Платон, т.п. Фактически — это единственный объект, которого не существует в другом экземпляре. Мы разобрали утверждения на кругах Эйлера, теперь следует разобрать принцип работы логического квадрата. Смотри картинку с лог.квадратом I. Противоречащие высказывания (SaP и Sop; SeP и SiP), которые расположены на диагоналях, не могут быть одновременно ложными или истинными, т.к (Sap?SoP) и (SeP?SiP) равносильны закону о непротиворечии (A?¬A). Например, «SaP» — «все люди смертны», «Sop» — «Некоторые люди бессмертны».(Явное противоречие), также и с (SeP ? SiP). II. Противные высказывания (SaP и Sep) могут быть вместе ложными, но не могут быть истинными. III. Подпротивные высказывания (SiP и SoP) не могут быть одновременно ложными, но могут быть одновременно истинными. IV. В отношении подчинения находятся попарно высказывания: SaP и SiP; SeP и SoP. Из подчиняющего высказывания логически следует подчиненное: из SaP вытекает SiP и из SeP вытекает SoP. Также из истинности подчиняющего высказывания логические следует истинность подчиненного и из ложности подчиненного следует ложность подчиняющего. Например, из высказывания «Все люди смертны» следует высказывание «Некоторые люди смертны», также и для (SeP и SoP). Я разобрал базу использования лог.квадрата. С помощью его, вы можете подставить любые S и P в какой-либо шаблон четырех утверждений, рассмотреть их противоречия, подчинения, истинность и ложность. Думаю, что это нетяжело. лава 4. Предикатная логика первого порядка Предикатная логика первого порядка — это расширенная логика высказываний, допускающая высказывания относительно переменных, функций и предикатов. Как видно из монотонной вставки из википедии, предикатная логика — это «логическое» продолжение логики высказываний, в которой появляются несколько новых операторов. Основная телега будет вокруг кванторов, которые впервые ввел Готлоб Фреге в своей работе «Запись в понятиях», которая являлась революционной для своего времени, но малопонятной для человека, который не привык траить сложные работы(А я читал Фреге и скажу, что хоть там и были шизойдные конструкции, но понять их можно). Однако конструкции Фреге не были изначально приняты, а обычную запись «?» и «?» были введены Генценом и Пирсом соответственно. Давайте разберемся с сигнатурой(и нет, это ни на чем вы катаете в дотку).. R — множество символов для отношений переменных Данный список — это переформулированная группа символов ИП, которая допустима в дискурсе логики предикатов. (Мат. логика и теория алгоритмов ст. 42). Кстати, в моем повествовании часто можно будет увидеть P(x), Q(x), A(x), etc(Т.е предикаты). Данные конструкции — это логические функции, которые содержат в себе несколько переменных. Например: A(x): x=x — это одна валентная(местная) функция, в которой содержится лишь одна переменная «x». Или P(x): x?+y?=0 — это бинарная функция, в которой содержится две переменные. Кстати, важно, чтобы условные переменные: x, y , z, etc — были гомогенными, т.е принадлежали к условному одному множеству «x ? X». Т.к, если мы возьмем какую-либо функцию в математическом движе — «sin(x)?+cos?(x)=1», то важно, чтобы «x» принадлежал к множеству вещественных чисел, а не к какому-нибудь, выходящему из математического дискурса, другому множеству. Теперь стоит разобраться с кванторами и их применением. Существует два квантора — «?» и «?». Как видно из квадрата — квантор существования вытекает из квантора всеобщности, на «противных» сторонах находятся противоположные суждения. Операциями над кванторами и прочие мелочи.I. Данные операции напоминают законы Де Моргана, только вместо отрицания конъюнкции или дизъюнкции, в данном принце отрицаются кванторы(вместе с утверждением) для перехода в другое утверждение. Например, второй пункт приложения 2. «Неверно, что существует ''x'' для которого утверждение P(x) являлся верным.» переходит в «Для любого ''x'' утверждение P(x) является ложным». Аналогичен и первый пункт.II. Кстати, в логике предикатов кроме MP(и только его) есть одно правило —«Правило обобщения». Если F?A(x), то F? ?xA(x). Если из F следует A, причем в А есть переменная «x», которой нет в F, то это значит, что А верна при любых значениях «x», если верно утверждение F. При изучении математики вы часто будете встречать подобную шизу, но т.к я вам уже рассказал как необходимо читать любую логическую шизофазию, то расшифровать данную дескрипцию будет нетрудно. Глава 5. Неклассическая логика В последних двух главах не будет много логических операторов, скорее будет история и рассуждения о логике. В начале рассмотрим логики, которые были созданы после «становления», а позже рассмотрим самые известные логические парадоксы. Статью можно было на этом окончить, но для философского движа маловатого «гуманитарной» информации ? давайте разбавим данную логическую шизу историей и становлением логического движа. Если кратко, то результатом революции, произошедшей в конце 19 века, было возникновение логической теории, получившей со временем имя ранней современной логики. Классическую логику принято ограничивать работами Аристотеля. Тот же Кант считал, что логика(как и евклидовая геометрия) полностью законченные науки, неподлежащие дополнению. У истоков современной логики стоят наряду со многими другими философами: ирландский логик Буль(булевая алгебра), американский философ Пирс(кванторы, абдуктивная шиза), немецкий логик Фреге(Предикатная логика, кванторы, попытка реализации логицистского проекта, критика психологизма), английский философ Рассел(парадоксы, предикатная логика высших порядков, etc). В их работах была постепенно реализована идея перенесения в логику тех методов, которые обычно применяются в математике, к этому и сводится логицистский проект(но о нем позже). Ранняя современная логика ориентировалась на анализе математических рассуждений. С этими связаны некоторые ее фичи, нынче расценивающиеся как недостатки. В процессе становления она оказалась одной из многих логических теорий. Разнообразные неклассические направления, составляют в совокупности довольно разнородное целое, которое принято объединять под термином «неклассической логики». Некоторые из этих направлений находились в оппозиции к классической логике, другие — направлены на её дополнение. Скажу сразу, что подробно я изучал лишь абдуктивную шизу Пирса, также немного модальную и интуиционистскую логику? дам вам «обзорное» представление каждой неклассической логики, а дальше сами смотрите — следует ли вам разбирать данную шизу или нет. Интуиционистская логика На логику всегда были нападки, не успела она еще сложиться и окрепнуть, как сделалась объектом критики, идущей с разных сторон. Одними из наиболее активных в этом отношении были интуиционисты во главе с голландским математиком Л. Брауэром. Данный негодяй считал, что источник математики – фундаментальная математическая интуиция. И не все логические принципы приемлемы для нее. В частности, так обстоит дело с законом исключенного третьего. Данный закон исторически возник в рассуждениях о конечных множествах объектов(Разделы высшей шизы Аристотелю были недоступны). Но позже данный закон попытались экстраполировать на бесконечные множества. Если множество является конечным, мы можем решить, все ли входящие в него объекты обладают некоторым свойством, проверив один за другим все данные объекты. Однако в классической(непрерывной) математике для бесконечных множеств такая проверка нереализуема. Допустим, рассматривая какую-либо конечную последовательность чисел, доказали, что не все они четны. Отсюда по закону исключенного третьего логически следует, что, по крайней мере, один член данной последовательности нечетный. При этом утверждение о существовании числа можно подтвердить, предъявив это число. Но если бы рассматриваемое множество(или последовательность) чисел было бесконечным, заключение о существовании среди них какого-нибудь нечетного числа оказалось бы непроверяемым. Таким образом, для интуиционистов, закон исключенного третьего не является универсальным. Как говорил немецкий математик Вейль — «Он может быть верным для всемогущего и всезнающего существа, как бы обозревающего единым взглядом бесконечную последовательность натуральных чисел, но не для человеческой логики». Выдвигая на передний план математическую интуицию, интуиционисты не придавали значения систематизации логических правил для данного дискурса. Только в 1930 годах окончательно систематизировали интуиционистскую логику. В данной логике помимо «Исключенного третьего» отбрасывается ряд других законов, позволяющих доказывать существование объектов, которые нельзя построить или вычислить. В число отвергаемых попадают: двойного отрицания, закон приведения к абсурду, etc. Еще в ней существует теорема Крейга об интерполяции и теорема Бета об определимости, которые работают лишь в некоторых логиках. Еще можно было рассказать о многозначных логиках, но это своеобразные системы, в которых закон о непротиворечии попал в дурку. Модальная логика В логике Аристотеля вещь существует или не существует, других вариантов нет. Однако как в обычной жизни, так и в разной прикладной шизофазии приходится говорить не только действительности, но и о том, что должно быть, или не должно быть. Данную нишу занимает модальная логика или «логика возможностей». Стремление дополнить классическую логику привело к возникновению модальной логики. Основная зада МЛ – анализ рассуждений, в которых встречаются модальные понятия, служащие для конкретизации устанавливаемых нами связей и их оценки. Еще Аристотель начал изучение наиболее часто встречающихся модальных понятий, как «необходимо», «возможно», «случайно». Нынешняя логика выделяет наиболее важные из этих групп и делает их предметом исследования. Она изучает общие принципы модальной оценки, справедливые для всех групп модальных понятий. Паранепротиворечивая логика Любой здравомыслящий дискурс непримирим к противоречиям и всегда старается бороться с ними. Однако в «становлении» многих теорий, имеются периоды, когда в них присутствуют внутренние противоречия. Логика причинности(абдуктивная шиза) Понятие причинности является одним из центральных как в прикладном дискурсе, так и в любом(почти) философском движе. Причинная связь не редуцируется к логическим отношениям. Однако то, что причинность не сводима к логике, не означает, что проблема причинности не имеет никакого логического содержания и не может рассматриваться с помощью логических операторов (и когда подобная глупость останавливала философа?). Задача логического исследования абдуктивной шизы заключается в систематизации тех правильных схем рассуждений, посылками или заключениями которых служат высказывания. В логике причинности связь причины и следствия представляется особым условным высказыванием – «каузальной импликацией». Последняя иногда принимается в качестве исходного, не определяемого явным образом понятия. Смысл задается множеством аксиом. Но чаще такая импликация определяется через другие, более ясные или более фундаментальные понятия. В их числе понятие онтологической необходимости, понятие вероятности, etc. Так, вроде все важное рассказал. Теперь стоит перейти к последней части. Глава 6. Логические парадоксы (заключение, не диагноз) Разберем основные парадоксы и закончим на этом. Дам лишь необходимые, без которых вам не обойтись. Если кратко, то парадокс в логике — это противоречие, имеющее не ложную форму(выведены правильно) и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Парадокс лжеца Наиболее известным и самым интересным из всех логических парадоксов является парадокс «Лжец»(данный парадокс является разновидностью парадокса Рассела). В простейшем варианте «Лжеца» человек произносит всего одну фразу: «Я лгу». Или говорит: «Высказывание, которое я сейчас произношу, является ложным». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду, и значит, сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Оказывается, таким образом, что, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. В средние века распространенной была такая формулировка: – Сказанное Платоном – ложно, – говорит Сократ. Возникает вопрос, кто из них высказывает истину, а кто ложь? Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на греков(в древней Греции он и был открыт). И легко понять почему. С виду простое высказывание, но своей парадоксальностью заставляет пересмотреть некоторые взгляды на логические конструкции. В 20 веке данный парадокс будет переоткрыт и формализирован Расселом… И поверьте, под раздачу попали все: Фреге, Гильберт, Кантор, но об этом позже. Неразрешимый спор В основе одного античного парадокса лежит небольшой казус, случившийся ±2300 лет назад, но не забытый до сих пор. – Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то заплатит согласно этому решению. Однако Еватл был не из робкого десятка, поскольку ответил Протагору: – Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего договора Кстати, Протагор посвятил этому спору с Еватлом особое сочинение «Тяжба о плате», но данный трактат, как и большая часть написанного Протагором, не дошло до нас. Например, Лейбниц, т.к был юристом по образованию, также отнесся к этому спору всерьез. В своей диссертации «Исследование о запутанных казусах в праве» он пытался доказать, что все случаи, даже самые шизойдные и «неопределенные», подобные тяжбе Протагора и Еватла, должны быть разрешены с помощью логики и здравого смысла. По рассуждению Лейбница(из его диссера), суд должен отказать Протагору за несвоевременностью предъявления иска, но оставить за ним право потребовать уплаты денег Еватлом позже, после первого выигранного им процесса. Парадокс Рассела Данный парадокс очень важен для логического движа. Обнаружил его Рассел и сообщил его в письме к Фреге. Дело в том, что Готлоб Фреге пытался реализовать логицистский(сведение аксиом математики к логике), попытка данного действия была реализованная с помощью «наивной теории множеств» Кантора, но Рассел нашел противоречие в работах Кантора, следственно опрокинул попытку Фреге реализовать логицистский проект(Потом еще Гедель все добил). Приведу выдержку из письма. Только в одном месте я встретился с трудностью. Вы утверждаете (с. 17)(Begriffsschrift), что функция может быть неопределённым элементом (т.е. играть роль функциональной переменной). Я тоже раньше так думал, но сейчас этот взгляд вызывает у меня сомнения из-за следующего противоречия. Пусть w есть предикат «быть предикатом, который не приложим к самому себе». Приложим ли предикат w к самому себе? Из любого ответа на этот вопрос вытекает его противоположность. Поэтому мы должны заключить, что w не есть предикат. Точно так же не существует класса(как целостного образования) тех классов, которые — как целостные образования — не содержат самих себя. Отсюда я заключаю, что понятию класса при определенных условиях не соответствует чего-либо целостного. Ничего страшного, если вы не поняли с первого раза. Давайте разберем на простых понятиях(из выдержки наивной теории множеств). Изначально в парадоксе речь шла о множествах, т.е о множествах различных объектов, например, о множестве всех немцев или о множестве действительных чисел. Допустимо также множества рассматривать как некоторые объекты и говорить о множествах множеств. Можно ввести такие понятия, как множество всех множеств или множество всех понятий. Относительно любого взятого множества возможно спросить, является оно своим собственным элементом или нет. Множества, не содержащие себя в качестве элемента = обычные. Необычными будут множества, являющиеся собственными элементами. Например, множество, объединяющее все множества, представляет собой множество, которое содержит само себя в качестве элемента. Рассмотрим теперь множество всех обычных множеств. Если множество обычное, то, согласно своему определению, должно содержать само себя в качестве элемента, поскольку содержит все обычные множества, логично. Но это означает, что оно является необычным множеством, т.к содержит себя как элемент. Допущение, что данное множество представляет собой обычное множество, приводит к противоречию. Это значит, что оно не может быть обычным. С другой стороны, оно не может быть необычным: необычное множество содержит само себя в качестве элемента, а элементами нашего множества являются только обычные множества. В итоге приходим к выводу, что множество всех обычных множеств не может быть ни обычным, ни необычным множеством, что нарушает закон искл.третьего. Апории Зенона Создать карусель Заключающий подпункт. Буду очень краток, разберу лишь основные мотивы. «Ахиллес и черепаха» «Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.»Данный парадокс походит на предел функции, где условное значение Ахилла всегда приближается к черепахе, но никогда не достигнет её. Довольно простой и понятный парадокс, можно его еще через сходящиеся ряды решить, но кому это нужно. Я вам лишь представление даю о парадоксах, а не их решение. Апория «Медимн зерна» Зенон предложил еще один софизм – «Медимн зерна». Стрела Зенона Последняя из списка — апория про стрелу, но она очень важная для философского движа. «Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.» Третья форма доказательства состояла, согласно Аристотелю, в следующем. Зенон говорит: «Летящая стрела находится в покое, и именно потому, что движущееся всегда находится в равном себе «теперь» и равном себе «здесь», в неразличимом»; стрела – здесь и здесь и здесь. Мы можем сказать о стреле, что она всегда одна и та же, так как она всегда находится в одном и том же пространстве и в одном и том же времени; она не выходит за пределы своего пространства, не занимает другого, т. е. большего или меньшего пространства, но это мы называем не движением, а покоем. В «здесь» и «теперь» упразднено становление иным; в них, правда, положена ограниченность вообще, но она положена лишь как момент; так как в «здесь» и «теперь», как таковых, не содержится различия, то выдвигается непрерывность против мнения о разности, которое есть лишь мнение. Каждое место есть разное место, следовательно, оно есть одно и то же место; не в этих чувственных отношениях, а лишь в духовном мы встречаем истинное, объективное различие. В первых двух доказательствах непрерывность в поступательном движении является преобладающим моментом; нет абсолютной границы, а есть лишь выхождение за пределы всякой границы. Здесь же фиксируется как раз обратное; фиксируется именно абсолютное ограничение, перерыв непрерывности, но без перехода в другое; исходя из предпосылки дискретности, мы в действительности признаем непрерывность. Аристотель говорит об этом третьем доказательстве: «Оно возникает из того, что Зенон принимает, будто время состоит из теперь, ибо, если мы не согласимся с этим, не получится вывода». Мы это же встречаем и в области механики; в последней спрашивают, которое из данных двух тел движется. Чтобы определить, которое из них движется, требуется больше двух мест, по меньшей мере три. Но верно, во всяком случае, то, что движение всецело относительно; движется ли глаз в абсолютном пространстве или покоится, это совершенно то же самое. Или, согласно положению Ньютона, если два тела движутся кругообразно друг вокруг друга, то спрашивается, находится ли одно из них в покое или оба движутся. Ньютон хочет решить этот вопрос посредством внешнего обстоятельства, посредством натяжения нитей. Когда я, находясь на корабле, иду в направлении, противоположном направлению движения корабля, то это – движение по отношению к кораблю и покой по отношению к чему-либо другому. Гегель с Аристотелем(Данный негодяй дал свое мнение на апории Зенона в своем трактате «Физика») стоят на постулате непрерывности времени и пространства. С позиции данных злодеев «Стрела» решается очень, даже решать её не нужно, ибо она нацелена на дискредитацию сторонников дискретного пространства-времени. Цель апорий — показать, что наше (математическое) представление о движении противоречиво. Кстати, поэтому элеатов в древности называли афизиками, т.е противниками науки о природе. Вроде все самое необходимое рассказал. Авторское отступление. Сказать, что я хочу самоуничтожиться — ничего не сказать. Я надеюсь, что я смог кого-либо сподвигнуть к самостоятельному изучению логики. На этом первая часть статьи окончена. В следующей части(если я не повешусь на дверном проеме) мы разберем математическую логику. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|||