О цифровом пробуждении |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-10 10:45 Человека окружает хаос данных. Строго говоря и наше тело, и внешний мир, включая других людей, непрерывно генерируют тонны шума. А нервная система, по умолчанию, структурирует этот шум. Структурирование происходит таким образом, что на уровень сознания (т.е. рефлексии опыта и ощущений) попадают лишь жалкие горстки уже отфильтрованных данных, превращенных в упорядоченную информацию. Упорядочивание осуществляется как с помощью встроенных фильтов мозга (в результате биологической эволюции), так и с помощью освоенных алгоритмов (в результате обучения). Мы, например, совершенно не чувствуем и не думаем об управлении кровяным давлением или о перестальтике желудочно-кишечного тракта - а это тоже результат множества фильтров и принятий автоматических решений нервной системой; аналогично мы, уже сознательно, приоритезируем рабочие задачи, создаем классификации и причинно-следственные зависимости для множества объектов, формируем теории и модели реальности. Позитивные, естественные науки позволяют довольно точно моделировать мир и прогнозировать его поведение, но требуют страшной специализации и многолетних тренировок. При этом, любой человек, прямо сейчас, должен принимать хоть какие-то решения в областях, о которых он имеет зачастую самое поверхностное представление. Задача такая, как сформулирована в первом абзаце, нужно отфильтровать сырые данные в потоке шума и как-то организовать то, что осталось, чтобы получить рабочую информацию. Для этого и нужна философия, как некий фреймворк, позволяющий задавать системы координат для непосредственного хаоса воспринимаемого опыта. А иначе мы просто утонем, либо будем действовать на автоматизмах, которые уже созданы нашей культурой и выполнят роль "внешней системы управления" - т.е. созданной обществом, культурой, поколениями других людей, а значит не факт, что хороших и адекватных нашим, сознательно поставленным и рационально обоснованным задачам. Метафизика здесь создает базовые наборы категорий, т.е. верхнеуровневые ограничители опыта: "сущность/номинализм", "реализм/анти-реализм", "целое/часть" и т.п. - примеры верхнеуровневых, метафизических категорий, которые сознательно или нет применяет любой мыслящий индивид как часть своего познавательного фреймворка. Онтология работает на уровне ниже - опираясь на категории метафизики она выстраивает целостную, неразрывную картину мира, создавая иллюзию единого, реального, того с чем можно взаимодействовать и получать прогнозируемый результат. Если оценивать представления большинства людей о реальности, нетрудно убедиться, что позитивного, строго научного знания в этих представлениях мало - но проблем не возникает, т.к. все "белые пятна" представлений закрываются онтологией, которая, как в компьютерной игре, создает что-то вроде виртуальных заплаток в картине мира индивида, и позволяет ему жить, принимать решения, а не трепетать от хаоса ощущений и глубины непознаваемости бытия. Этика работает как система социальных координат, устанавливает нормативы хорошего и плохого, позволяет взаимодействовать с другими людьми, в т.ч. репрезентуя другим людям собственные поступки и историю личности. Эстетика близка к этике, потому что прекрасное близко к хорошему, и должному, но все же отличается, относясь больше не к социальным, а к художественным восприятиям (которые безусловно связаны с социальным, но не совпадают полностью - выполняя роль чего-то вроде учителя человека). Наконец гносеология (эпистемология - в зависимости от ваших философских учителей) - это раздел философии, рассказывающий нам о том, как правильно добывать и организовывать знания о мире. Тут все очевидно - без этого инструмента целенаправленное, эффективное познание реальности затруднено, а получающиеся в его результате модели реальности недостоверны (как если бы для измерения расстояний мы бы использовали не современный теодолит, но доверялись интуиции). И получается, что любой человек в любой области, как Лафкрафтовский герой - столкнувшийся с хтоническим ужасом, с хаосом бытия, должен либо: А. Сойти с ума (иначе говоря не справиться со сложностью); Б. Выбрать путь счастливого неведения (иначе говоря предпочесть сознательной работе с реальностью культурные стереотипы и отключить сознание, критику и рефлексию); В. Стать в каком-то смысле ученым. Последнее заключается в том, чтобы: 1. С одной стороны разобраться в вопросах философии и найти свой философский стек (ту метафизику, онтологию, этику, эстетику и теорию познания, которая позволит жить и думать в условиях шума данных и неопределенности); 2. С другой сформировать набор знаний и компетенций, актуальный для того жизненного контекста, в котором человек находится (чтобы он мог выжить и добиться стоящих перед ним целей). Там, где абсолютной истины не существует (где она трансцедентна наблюдаемому миру) - можно поставить онтологическую заплатку, например, в духе гегельянства, провозгласив что существуют законы истории, и мы должны прийти к новому человеку и новому обществу - тому царству труда и свободы, которое позволит в полной мере реализовать потенциал каждого человека и спасет нас от кризисов капитализма. Да, это не будет обоснованно и строго доказуемо, но этого и не нужно - в таких вопросах нам нужна структура реальности и фильтры для входящего опыта, и здесь вполне разумно устанавливать нормативное, волевое решение, в качестве критерия истинности! Затем, эту картину можно подкрепить уже вполне истинными, научно доказуемыми данными, интерпретируя их как подтверждение исходно чисто философского допущения - например, о недостатках текущей экономической системы, заболеваниях людей в современных мегаполисах, экологическом кризисе и износе нашей биосферы. Наконец, двигаясь в сторону конструкта светлого будущего, можно на практике использовать наиболее эффективные техники принятия решений, собирать статистику, экспериментировать, обучаться и т.п. - как это делают бизнесмены или ученые-практики. Теоретически можно даже заложить в эту историю механизмы обратной связи и корректировать онтологию, в зависимости от получаемой информации по мере продвижения к установленной сверхцели, и если станет понятно, что онтология и заявленная сверхцель плохие - отказаться от них, заменив на что-то другое. Пример выше показывает, как живет и действует любой человек в любой момент времени. Сознает он этого или нет, но это сочетание философских обобщений, ценностных (этических) убеждений, некоторой доли фактов интерпретированных в духе философских обобщений, и более низкоуроневых, но зачастую вполне уже научных и эффективных эвристик, техник взаимодействия с реальностью и составляют в итоге каждого, отдельно взятого человека. Разница между людьми заключается лишь в широте их картин мира, наборе используемых инструментах, логичности и эффективности получившихся систем (у обывателя менее широкие, логичные и эффективные, предназначенные для решения узких задач личного выживания; у ученого, творца, революционера - гораздо более широкие, системные, специально заточенные для достижения высоких результатов в выбранной специализации). Как люди, обладающими ограниченными способностями познания и живущими внутри бесконечного мира, мы периодически испытываем это давление хаоса бытия, и очень соблазнительно либо уйти в какой-то мистицизм, либо сдаться, встать в позу и заявить бессмысленность Бытия как такового, чтобы как Кириллов у Достоевского в "Бесах" покончить с собой... Но это эгоистичные, плохие решения. На вопрос что делать и как с этим справиться, мы, к счастью или к сожалению, можем дать только один ответ - продолжать познавать мир и адаптироваться к нему, отражая то, что хорошо работает в нашей культуре и исключая из нее то, что работает хуже, или вовсе не работая причиняет один только вред... Комментарии: |
|