Кем были праиндоевропейцы? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-26 03:07 В 1786 г. работавший в Индии английский юрист и филолог Уильям Джонс потряс образованный мир, заявив, что Санскрит – священный язык Вед – родственнен латинскому и древнегреческому. Тогда же родилась идея об индоевропейской семье языков и гипотеза о праиндоевропейском языке – древнем языке, от которого происходят языки всех нынешних представителей индоевропейской группы (или т. н. «ариафонных» народов: кельтов, италийцев, германцев, балтов, славян, иранцев, индийцев, армян и некоторых других). Впоследствие изучением и реконструкцией праиндоевропейского языка занимались многие лингвисты, такие как Август Шлейхер, автор знаменитой басни Шлейхера (https://youtu.be/pEcABb8MnxI) и Фердинанд де Соссюр, создатель теории структурализма в лингвистке и автор гипотезы праиндоевропейских ларингалов – особых звуков, исчезнувших во всех произошедших от праиндоевропейского языках. Так же в XIX в. было замечено, что древние религии индоевропейских народов – такие как религия Вед и Авесты, древнегреческие и римские верования, мифология кельтов, славян и германцев - так же имеют значительные общие черты. Например, во всех ключевым божеством является Небесный Отец, важную роль играет культ Солнца и культ героев, особую роль играет домашний очаг. Французский исследователь-структуралист Ж. Дюмезиль открыл трехчастную индоевропейскую идеологию – и мироздание, и человек, и общество делились на три иерархические части – небо богов, землю живущих, подземный мир мертвых; голову, торс и чресла; сословие жрецов, сословие воинов и сословие простолюдинов. С точки зрения Дюмезиля каждой из трех функций в разных индоевропейских мифологиях соответствовало определенное божество. Немецкий филолог и ориенталист Макс Мюллер в 1861 г. предположил, что индоевропейские языки распространялись неким древним народом – арийцами (так в Ведах называются северные племена, завоевавшие в древности Индостан у аборигенов-дасью и принесших туда санскрит и Веды). Английский археолог Вир Гордон Чайлд в своей книге «Арийцы. Основатели европейской цивилизации» (https://vk.com/wall-165232108_5446) попытался реконструировать общественные порядки и быт арийских племен. Долгое время идея о происхождении «ариафонных» народов от древних арийцев была фактически превалирующей в науке. Тем не менее, из-за того, что «арийский миф» активно использовался в идеологии немецкого нацизма в последующую половину XX столетия он стал крайне непопулярен. В находящейся в состоянии послевоенного шока гуманитарной науке стало негласно считаться, что никаких арийцев не существовало, а индоевропейские языки и черты верований распространялись путем культурного заимствования – доиндоевропейские народы просто перенимали культуру своих индоевропейских соседей. Фактически, заниматься индоевропеистикой, не встречая при этом немых вопросов долгое время могли только лингвисты и мифологи (из-за которых в современном обращении сохранился термин «ариафонные народы», то есть народы, говорящие на языках индоевропейской группы) Во второй половине XX века появились многие гипотезы о прародине индоевропейских языков, месте, где праиндоевропейский язык появился и откуда он распространялся. Для этого применялся метод лингвистической реконструкции – на основании того, что во всех индоевропейских языках есть слово, значащее примерно одно и то же и восходящее к одному праиндоевропейскому корню, мы можем заключить, что у праиндоевропейцев оно было. Например, на основании наличия в праиндоевропейском слов *h?e?wos (лошадь, астериском обозначается реконструированный характер слова) и *k?ek?l?m (колесо) можно заключить, что его носители знали лошадь и колесо. Таким образом, мы знаем, что праиндоевропейское общество было патриархальным, невесты переходили из рода отца в род мужа, занималось скотоводством и знало колесный транспорт, было довольно воинственным: имело войска, которые брали пленных и обладали особой дружинной культурой, включающей в себя распитие медовухи и пива, общество же состояло из племен и управлялось военными вождями и королями. Следует теперь рассказать немного о борьбе различных гипотез о прародине и недавней победе одной из них. Североевропейская гипотеза, согласно которой родиной праиндоевропейцев был север Европы и Скандинавия (которой придерживался в том числе российский археолог Л. С. Клейн), по сути, была самой шаткой. Фактически, единственными ее серьезными аргументами были т.н. «Аргумент Лосося» и «Аргумент Бука»: на основании того, что в праиндоевропейском были слова *lo?s (лосось) и *b?eh??os (бук), то его носители могли проживать только в зоне обитания лосося и произростания бука, то есть в Скандинавии. Тем не менее, им вполне могли называть Черноморского лосося (Salmo Trutta) и восточный бук (Fagus Orientalis). Существовал ряд гипотез об азиатской прародине. Гипотеза Гамкрелидзе и Иванова о прародине индоевропейских языков на Кавказе была довольно популярна в Советском Союзе в 70-90-е гг. В Индии существовала идея о происхождении всех индоевропейских языков из Индии. Однако самой мощной из «азиатских» гипотез была Анатолийская гипотеза, основным защитником которой был английский археолог сэр Колин Рэнфрю. Рэнфрю считал, что индоевропеизация и неолитизация Европы были одним процессом: индоевропейские языки, по Рэнфрю, распространялись вместе с племенами ранних неолитических земледельцев, мигрировавших в IX-VII тыс. в Европу из Анатолии. Основной проблемой для этой гипотезы было то, что неолитические земледельцы не знали ни лошади, ни колеса, ни металлов ни многих других вещей, которые были в лингвистической реконструкции праиндоевропейской культуры. Из-за этого Рэнфрю вообще не принимал идеи лингвистической реконструкции, иллюстрируя это тем, что согласно ним так как во всех современных романских языках есть слово «cafe», значит у древних римлян были кафе. Наконец, литовская исследовательница Мария Гимбутас выдвинула свою Курганную гипотезу. Согласно ней наиболее близкой к реконструированной праиндоевропейской культуре была Ямная культура Северного Причерноморья первой половины III тыс. до н.э. Это была культура энеолита – ямники использовали как медные (топоры, долота, топоры-молотки, ножи, шила, молоты), так и каменные орудия (скребки, резаки, наконечники копий и стрел). Своих умерших ямники хоронили в одиночных погребенгиях под курганами по обряду трупоположения в перекрытых ямах (откуда и название культуры). В то же время, в III-II тыс. в Европу распространяются культуры, как и ямная хоронящие умерших в курганах и несущие с собой использование бронзы. Гимбутас видела значительное различие между этими культурами, носящими патриархальный, иерархический и воинственный характер, с культурами неолитической «Старой Европы», поклонявшейся, согласно Гимбутас, пантеонам из богинь и живших в более эгалитарных, матриархальных и мирных обществах. Одним из аргументов в пользу Курганной гипотезы была еще примитивная палеогенетика рубежа XX-XXI вв. - было замечено, что гаплогруппы R1, превалирующих у современных индоевропейских народов распространялись именно с территории Ямной культуры ранней бронзы (о гаплогруппах и мифах о них смотрите мою статью - https://vk.com/@roman_iron_age-pro-gaplogruppu-r1a-genialnyh-internet-genetikov-i-slavyanВ). Для некоторых исследователей аргументы от гаплогрупп все же были недостаточно убедительны и они продолжали отстаивать свои позиции. Однако в 2014 г. после расшифровки генома человека генетики научились выделять генетический материал с аутосом. Это позволило проводить полногеномный анализ материала из древних тел и в немыслимых до этого деталях выяснять родство и происхождение древних людей. После этого произошел невиданный взрыв палеогенетических исследований. Фактически, к настоящему моменту, говорить что-то о происхождении народов без учета данных после 2014 г. на достойном научном уровне невозможно. И, конечно, в 2015 г. было опубликовано большое исследование древних европейских генетических образцов (https://www.nature.com/articles/nature14317). Результаты этой статьи, как и шквала последующих и дополняющих исследований не оставляли поля для сомнений – индоевропейские языки в Европе оказались вследствие масштабного и жестокого вторжения из восточноевропейских степей, «Steppe DNA» (Степная ДНК) – ДНК ямников – представлена во всех современных европейцах, причем ближе всего генетически к протоиндоевропейцам современные северные европейцы, а идея о древнем народе праиндоевропейцев, распространявшем в ходе миграций и завоеваний индоевропейские языки и культуру по миру практически за ночь стали из полумаргинальной неполиткорректной гипотезы фактически общепринятым научным мейнстримом. Это стало фактически могильным камнем для всех гипотез, кроме Курганной. В итоге сам сэр Рэнфрю, главный пропонент Анатолийской прародины, как и подобает настоящему ученому, признал свое поражение и истинность Курганной гипотезы Гимбутас. Больше о современном взгляде на вопрос происхождение праиндоевропейцев и распространение индоевропейской культуры можно узнать из книги ведущего индоевропеиста Дэвида Энтони "The Horse, the Wheel and Language: How Bronze-age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World" (https://vk.com/wall-165232108_5770) 1 - Керносовский идол - изображение индоевропейского бога-громовержца (имя реконструируется как *Perkwunos), занимающего одно из центральных мест в индоевропейской мифологии, поздняя Ямная культура, ~2800-2600 гг. до н. э. 2 - Украшения Ямной культуры - ожерелье из костяных пронизок и клыков хищника и характерные ямные молоточковидные булавки - предшественники фибул. 3 - Изделия из меди Ямной культуры - нашивная бляха и ножи-кинжалы 4 - Ямное погребение из Волгоградской области России 5 - Карта, показывающая генетическую близость современных европейских популяций к праиндоевропейцам Ямной культуры. Ямный ареал на наибольшем размахе очерчен фиолетовым. Источник: www.nature.com Комментарии: |
|