Экзистенция

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Сёрен Обю Кьеркегор (дат. S?ren Aabye Kierkegaard, 5 мая 1813, Копенгаген — 11 ноября 1855, там же) — датский религиозный философ, психолог и писатель. Основоположник экзистенциализма.

Каждый из людей, пожалуй, иногда замечал за собой некоторое непостоянство. Мы импульсивны: не только наши эмоции, но даже и наш образ мышления и убеждения склонны к постоянным изменениям. Эти изменения нельзя объяснить развитием личности или ума, так как они очень резки и непоступательны. От ситуации к ситуации мы склонны к разным оценкам будущего и текущих событий, склоняемся то к одной стратегии в жизни, то к другой, наш пессимизм в отношении жизни, себя и других людей сменяется оптимизмом, а затем — наоборот. Дэвид Юм утверждал, что мы «рабы своих страстей», а страсти эти хаотичны. Мы похожи на осколки единого образа. Как мы можем тогда что-то вообще утверждать о своей личности? Какое оно — наше Я?

Кьеркегор, вводя понятие экзистенции, отличает её от просто существования. Существует каждый из людей, но экзистенция — это нечто большее. Как кучер, заснувший при движении повозки, не правит лошадьми, хотя и держит в руках вожжи, так и человек, не преодолевший собственного раскола, ещё лишь существует, но не экзистирует. Экзистенция — центральное ядро человеческой личности, такое соединение его чувства и действий, в котором он наконец может преодолеть свою «расколотость», может действовать с постоянством, держать обещания перед другими и самим собой и, наконец, осознать свою цель в жизни и ответственность за неё. Переход к экзистенции может быть осуществлён только личным выбором, связанным с преодолением страха и отчаяния, в свете которых человеку видится его изменения себя. Отказ от сладостного подчинения страстям и обретение себя вызывают у индивида неподдельный экзистенциальный страх перед неизвестным, ему это кажется самоотречением, но, в то же время, неудовлетворённый своей расколотостью и бесцельностью не-экзистенции он испытывает внутренее отчаяние. Выбор человека тогда заключается в том, чтобы прыгнуть навстречу своему страху, либо пытаться заглушить отчаяние всё большим наслаждением от страстности, до тех пор, пока обстоятельства будут ему это позволять.

Комментарии: