Двигательная, или моторная, афазия.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Речь представляет один из самых древних стереотипных двигательных комплексов, и уже чисто теоретически надо было бы ожидать, что для нее существует сравнительно хорошо очерченный центр праксии. А если это так, то мыслимы патологические, случаи, когда этот центр повреждается и возникает расстройство речи не паралитического, а какого-то особого типа. .Такие теоретические соображения оправдывают­ся на практике: существует центр речевой праксии — он до сих пор носит ста­рое название «двигатель­ного центра речи» или «цен­тра Брока», существует и особое расстройство речи в связи с повреждением этого центра — оно называется двигательной афа­зией.

Двигательную, или мо­торную, афазию грубо мо­жно определить как утрату произвольной речи при сохранности понима­ния речи чужой. Разумеется, как при всякой апраксии, это расстройство не зависит от паралича речевого аппарата, так как его, говоря вообще, нет, или он не играет сколько-нибудь заметной роли.

Двигательный центр речи, или центр Брока, находится в заднем отделе 3-й лобной извилины. У правшей он расположен в левом полушарии, а у левшей — в правом; то, что я вам говорил о возможности рудиментар­ного центра соответствующей праксии в другом полушарии, по-видимому, имеет силу и для праксии речевой (рис. 72).

Двигательная афазия представляет несколько разновидностей, кото­рые выделяются главным образом по принципу психологическому — в за­висимости от того, какие элементы такого сложного психологического про­цесса, как образование речи, бывают расстроены. Вероятно, каждому из этих расстройств, выделенных по признаку чисто функциональному, соот-

Рис. 72.Левое полушарие (вид снаружи). Центры речи. ветствует и своя анатомическая подкладка, соответствуют какие-то мел­кие вариации в характере и месте повреждения речевого центра. Однако этой стороны дела мы еще не знаем, хотя и употребляем названия анато­мического порядка: кортикальная афазия, субкортикальная и т. ?. Вас не должна вводить в заблуждение эта, якобы анатомическая, терминология. Чего-нибудь реально-анатомического за ней не скрывается, и по суще­ству дело идет, повторяю, о делении по принципу психологическому, в подробности которого я входитьне буду.

Чтобы эти отдельные типы двигательной афазии можно было охарак­теризовать, вам необходимо сначала познакомиться с общей симптомато­логией этого расстройства, с теми отдельными частями, которые его создают.

1.Расстраиваться можетпроизвольная речьв тесном смысле этого слова. При крайних степенях этого расстройства больной или совер­шенно ничего не говорит, или у него сохраняются только так называемые «речевые остатки»: несколько слов, вроде «да, да», или фраз, вроде «ах, ты, господи».

Чем слабее расстройство, тем больше запас слов у больного, но зато тем ясное выступают разные типы этого расстройства. Перечислю самые главные из них. а) Больной как бы забывает некоторые слова и не может их произ­нести сам, без подсказа. Но если ему подсказать, он правильно их выгова­ривает. Внешним образом получается так, как будто человек говорит на иностранном языке, который он нетвердо знает. Отдельные слова усколь­зают у него из памяти, но он их легко вспоминает, если ему подскажут. Это называется амнестической афазией.б) Больной говорит, и даже иногда чересчур много, но он коверкает слова или даже употребляет одно слово вместо другого. Это называетсяпарафазией.

Иногда больной искажает и путает слова так сильно, что его уже почти нельзя понять, — как будто он говорит на каком-то чужом языке. Это называетсяжаргонофазией.

Все, что я до сих пор описывал, касается неправильностей отдельных слов. Школьное деление относит все, что касается отдельных слов, к обла­сти грамматики. Дело шло, следовательно, о неправильностях граммати­ческих, как той внешней форме, в которую выливается афазия. Но она может выливаться и в форму расстройств синтаксических, при которых появляются неправильности в построении фраз, в согласовании разных частей предложения. Это называют мало удачным термином: в) Аграмматизм.Фразы становится короткими и лаконическими, как в телеграмме, выбрасываются разные связочные слова, союзы, пред­логи и т. ?. Иногда такое расстройство речи называют еще и «телеграфным стилем». г) Иногда можно заметить в речи так называемуюперсеверацию,с кото­рой вы уже встречались, когда речь шла об общей апраксии. Вы показы­ваете больному ряд предметов и спрашиваете их названия Больной их сначала называл правильно, а затем на одном задержался и как будто прилип к нему. И сколько бы других предметов вы потом ни называли, он все их будет называть этим одним словом. д) Иногда одним из проявлений афазии бываетнесловоохотливость больного, который раньше был очень разговорчив по-видимому речь хотя и возможна, но дается ценою такого напряжения, что человек избегает ее. Так и здоровые неохотно говорят на иностранном языке, если нетвердо его знают, и предпочитают слушать других. е) Странным образом иногда бывают исключения из этого правила-больные говорят необыкновенно охотно, говорят без конца, хотя их речь сильно расстроена, и иногда даже кажется, что они не в силах остано­виться. Это называетсялогореей.ж) Особое отношение в своей речи афазики проявляют к так на­зываемымрядам.«Ряды» — это такие группы слов, которые в свое время заучивались подряд и которые поэтому составляют все вместе некоторую единицу, некоторую замкнутую цельность. Сюда относятся такие словесные группы, как перечень дней недели, месяцев года, числительные, заучен­ные наизусть стихотворения и т п.

Вероятно, в силу групповой цельности этих слов афазики относятся к ним иначе, чем к отдельным словам Они, например, могут плохо выговаривать название какого-нибудь месяца, но стоит им начать перечислять весь «ряд», сказать вслух «январь», — как они подхваты­вают «февраль, март, апрель» и т д., и правильно договаривают до конца весь ряд.

2.Может расстраиватьсяповторение чужой речикак отдельная функция Иногда эта функция расстраивается или сохраняется совершенно независимо от произвольной речи: например произвольная речь расстроена, а повторение сохранено — это бывает при так называемой транскортикальной двигательной афазии, иногда, наоборот, — произвольная речь сохранена, а повторение расстроено — это бывает при так называемой субкортикальной сенсорной афазии. Но чаще между обеими функциями имеется некоторая степень параллелизма. В таком случае типы рас­стройств повторения чужой речи в общем такие же, что и произвольной речи: и полная невозможность повторять, и повторение с искажениями — парафазическое, и персеверация, и особое отношение к рядам.

3.Расстроено может быть уменье писать — это называетсяаграфии. Отдельных типов такого расстройства несколько. Иногда больной хо­рошо пишет каждую букву в отдельности, а все слово целиком — плохо Часто начало слова, его первые буквы, выходят правильно, а дальше идут какие-то неправильные линии, черточки, крючки и т.n. Часто отдельные буквы оказываются искаженными, — это соответствует самому элементар­ному типу парафазии — парафазии буквенной, или литеральной. Иногда наблюдается уже полная замена олова — так называемаяпараграфия, которая соответствует словесной парафазии в произвольной речи. Иногда вместо правильного письма получается бессмысленный набор букв — нечто аналогичное жаргонофазии.

При изучении способности письма надо порознь исследовать: а) произ­вольное письмо, б) письмо под диктовку и в) списывание.

В общем, если иметь в виду все вообще формы афазии, то эти отдельные части функции письма могут расстраиваться более или менее самостоя­тельно, порознь, или же в разных сочетаниях, в результате чего репертуар речевых расстройств увеличивается довольно значительно.

4.Расстроена может быть способность чтения — это называетсяалексия.Чтение представляет очень сложный психофизиологический про­цесс, так, как в него входит много слагаемых: здесь есть и элементы произ­вольной речи — чтение вслух, и элементы сенсорные — понимание напи­санного, и особый процесс внутренней речи — чтение про себя, и различ­ные сочетания этих элементов. Оно поэтому тесно соприкасается с областью так называемых агнозий, о которых я буду говорить дальше, и в частности с отдельным их видом — сенсорной афазией.Поэтому расстройства чтения особенно запутаны — ив смысле своей клиники и в смысле механизма. Не вдаваясь особенно подробно в последнюю область, я опишу чисто внеш­ние формы его проявления.

Больной может совершенно не уметь прочесть ни одной буквы, а следовательно ни одного слова. Он может читать отдельные буквы, но плохо складывать их в слова. Здесь наблюдается полная аналогия с тем, что мы видим при обучении чтению: ученик уже знает буквы, но прочесть целого слова не может, — приходится обучать его сначала чтению отдель­ных слогов.

Так же, как у малограмотных, часто простые, короткие и хорошо из­вестные слова читаются лучше, чем сложные, длинные и малоупотреби­тельные. Очень обычно искажение отдельных букв и целых слов — так называемаяпаралексия — расстройство, аналогичное парафазии и параграфии. Соотношения алексии с другими афазическими расстройствами довольно капризны. Иногда больной с недурною произвольною речью, повторением чужой речи и даже чтением отдельных букв очень слаб в связ­ном чтении. Иногда, наоборот: произвольная речь и повторение сильно расстроены, а чтение вслух сохранено.

Очень обычна быстрая утомляемость при чтении — явление, анало­гичное тому, что наблюдается при обучении грамоте у детей или иностран­ным языкам у взрослых.

Из этих элементарных расстройств слагается несколько наиболее ти­пичных симптомокомплексов, несколько форм речевых расстройств.

Комментарии: