АНАЛИЗ ПРОЕКТА ПРАВИТЕЛЬСТВА О «ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ЦОС) |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-10-08 13:05 Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» 26 июня 2020 года Минпросвещения опубликовало проект Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» (https://regulation.gov.ru/projects#). Для реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и создания цифровой образовательной среды Правительство Российской Федерации решило с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. провести эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых. Этим проектом Постановления предусмотрено утверждение Целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых (далее – ЦОС). Участниками эксперимента являются Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утвержден постановлением, привлекающие органы местного самоуправления – на добровольной основе; участники цифровой образовательной среды, в том числе обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), образовательные организации, потребители контента, поставщики контента и образовательных сервисов – на добровольной основе. П. 6 Постановления устанавливает, что проведение этого эксперимента Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляется в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете. Следовательно, необходимые кадровые и финансовые ресурсы будут изыскиваться за счет остальных функций, осуществляемых данными министерствами. «Пилотными» регионами, осуществляющими внедрение Целевой модели ЦОС, являются Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область-Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Как прямо заявляют авторы этого Постановления в пояснительной записке, «эксперимент проводится с целью создания и апробации ЦОС и обеспечение возможности использования ЦОС на постоянной основе, на всей территории Российской Федерации» (Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых», л. 2). Следует отметить, что к этой цели цифровизаторы шли давно. Представляя приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года, тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что формирование цифровой образовательной среды – это стратегическая государственная задача. Своих замыслов организаторы не скрывают: «Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте. Именно на решение части этих проблем и направлен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». (...) Проектом предусмотрено, что в 2017 году онлайн-обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся, а к концу 2025 года – более 11 миллионов» (Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».). С учетом того, что к 2024 году численность школьников предварительно оценивается почти в 20 млн (Счетная палата сообщила о резком сокращении числа школ в России), очевидно, что на онлайн-обучение распространится примерно на половину обучающихся. Следует отметить, что конкретные цифры в различных источниках разнятся. В описании Федерального проекта ЦОС, входящего в национальный проект «Образование», на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации говорится, что к 2024 году предусматривается внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей (Национальный проект «Образование»). Другие параметры указываются в паспорте федерального проекта «Цифровая школа», разработанного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 предусматривающего к 2024 году создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Согласно целевым показателям этого федерального проекта доля образовательных организаций, обеспеченных доступом к сети Интернет с высокой скоростью (выше 10 Мбит), от общего числа образовательных организаций, и доля обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих деятельность по стандарту (целевой модели) цифровой школы к 2024 году должны составить 100 % (Паспорт федерального проекта «Цифровая школа»). Согласно п. 4 Постановления, в 60-дневный срок со дня его вступления в силу, Министерство просвещения РФ должно определить оператора федеральной государственной информационной системы «Моя школа», осуществляющего деятельность по ее созданию, развитию, интеграции (взаимодействию) с внешними информационными системами и сервисами, эксплуатации, а также организацию, осуществляющую организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение проведения эксперимента, из числа подведомственных ему организаций. Целевая модель цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых (далее – целевая модель), которую предполагается утвердить рассматриваемым проектом Постановления Правительства, определяет цифровую образовательную среду (ЦОС) как «совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». В функциональных требованиях к платформе ЦОС также подчеркивается возможности проведения занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Целью создания ЦОС Целевая модель провозглашает обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогическим работникам доступа к платформе ЦОС, формирования в образовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации цифрового образовательного пространства с использованием контента и образовательных сервисов, соответствующих требованиям, установленным Минпросвещением России. «Основными принципами создания ЦОС являются безопасность ЦОС, приоритет отечественным технологиям при создании ЦОС, многофункциональность использования ЦОС, первостепенное обеспечение равных условий для получения качественного общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых и создание равных условий качественного обучения детей вне зависимости от места их проживания» (п. 2.1). Однако все эти громкие заявления на самом деле являются пустыми декларациями. Если государство не обеспечивает бесплатно всех детей домашними компьютерами и иной необходимой техникой, то о каких равных условиях их образования можно говорить? Очевидно, что эти условия будут зависеть от уровня материального благополучия их родителей. Поскольку обучение будет проходить дистанционно, то едва ли его можно назвать качественным по сравнению с традиционным образованием. С учетом того, что длительное время дети будут вынуждены проводить за компьютером, о безопасности этой формы обучения также говорить не приходится. Весьма интересно и определение федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС (далее – платформа ЦОС), которую дает Целевая модель: «совокупность информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которые используются в сфере образования, и информационных систем и ресурсов, обеспечивающих достижение целей функционирования информационных систем и ресурсов, используемых в сфере образования, обеспечивающая возможность применения при реализации задач в сфере образования единых стандартов информации, механизмов идентификации и аутентификации, ролей и атрибутов, обеспечивающих алгоритмизированное решение задач участников ЦОС». Итак, платформа ЦОС замышляется не просто как набор определенных образовательных информационных систем и соответствующей инфраструктуры, но в обязательном порядке содержит и способы идентификации и аутентификации использующих ее лиц, что вполне может подразумевать под собой принуждение к сдаче биометрических персональных данных. Если вопрос с биометрией остается открытым, то п. 8 Положения совершенно однозначно говорит, что образовательные организации, обучающиеся, родители обучающихся (законные представители) обеспечивают апробацию платформы ЦОС посредством использования возможностей ЕПГУ и ЕСИА. Последняя будет использоваться для получения согласия участников отношений в сфере образования ЦОС на обработку персональных данных: «Предоставление данных участников ЦОС органам, организациям осуществляется с согласия участника ЦОС, подтверждаемого в том числе с использованием функционала федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». При предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций и осуществлении иных услуг в сфере образования данные участников ЦОС предоставляются в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» (п. 5.4 Целевой модели). Доступ к данным участников ЦОС будет предоставляться участникам ЦОС при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций и осуществлении иных услуг в сфере образования по запросу. Для обучающихся моложе14 лет, будет создаваться учетная запись в ЕСИА, связанная с учетной записью их родителей (законных представителей). Весьма показательно, что авторы этого нормативного акта вводят понятие «поставщики данных участников ЦОС», что является прямой отсылкой к гражданско-правовым отношениям купли-продажи. Этими поставщиками будут являться участники ЦОС, в том числе федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им федеральные, региональные и муниципальные организации (там же, пп. 5.2- 5.3). Сама использованная формулировка наводит на мысль, что персональными данными детей и их родителей и будут торговать эти поставщики из представителей органов власти всех уровней. Что же касается ЕПГУ, то пп. "г" п. 4 Положения о проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды разъясняет: «развитие технологий и решений централизованной обработки и управления информацией об участниках ЦОС и объектах образовательного процесса на базе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ), федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА)». ЕПГУ и ЕСИА также планируется интегрировать с федеральной информационной системой «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО) и федеральной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема) и иными информационными системами, входящими в состав платформы ЦОС (п. 6.1 Положения о проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды). Таким образом, планируется создание достаточно всеохватывающей электронной системы, отслеживающей почти все данные об учениках и их родителях. Пп. "в" п. 4 Положения о проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды ставит одной из целей создание «видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, позволяющего в постоянном режиме осуществлять мониторинг организации образовательного процесса в образовательных организациях». Электронный контроль, таким образом, становится еще более всеохватывающим. Согласно п. 7.5. данного Положения, в течение 12 месяцев с даты начала эксперимента осуществляется создание и ввод в эксплуатацию следующих элементов ЦОС: электронного документооборота; планирования финансово-хозяйственной деятельности; электронного дневника; электронного журнала; электронного расписания; электронной библиотеки образовательных материалов; учета освоения дополнительных общеобразовательных программ; учета достижений обучающихся по результатам их участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, в соответствии с Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239; коммуникационной среды участников образовательного процесса и системы быстрого обмена сообщениями; электронной отчетности. Помимо собственно идентификации и аутентификации подразумевается постоянное электронное отслеживание деятельности использующих эту систему лиц, о чем свидетельствует определение «данных участников ЦОС»: «информация о физическом и (или) юридическом лице в электронной форме, представленная в рамках его участия в образовательном процессе, включающая видео- и аудиозаписи, хронологию взаимодействия с другими участниками ЦОС, и информацию о таком взаимодействии, в том числе о результатах обучения, полученных квалификациях, о трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках». Пп. «в» п. 4.6 Целевой модели предусматривает передачу «сведений об использовании контента в образовательные организации, в которых числятся обучающиеся». Использование неких алгоритмизированных решений может подразумевать под собой внедрение искусственного интеллекта в процесс образования. П. 2.2 Целевой модели провозглашает задачами ЦОС, помимо прочего, развитие технологий и решений централизованной обработки и управления информацией об участниках ЦОС и объектах образовательного процесса (включая реализацию системы хранения, обработки и защиты персональных данных и принципа однократного ввода информации), а также развитие технологий анализа массивов больших данных с возможностью представления статистических и прогнозных отчетов в режиме реального времени. Таким образом, над учениками и их родителями с помощью ЦОС будет установлен тотальный цифровой контроль. Участников ЦОС Целевая модель определяет как государственные и муниципальные общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации (далее – образовательные организации), участники отношений в сфере образования, органы управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный уровень), а также поставщики и потребители цифрового образовательного контента и образовательных сервисов. Потребителями контента являются физические и юридические лица, использующие контент и образовательные сервисы в образовательных целях. Образовательными сервисами в представлении авторов этого документа являются цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, обеспечивающие автоматизацию образовательных процессов сферы образования, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках реализации ЦОС. Опять-таки возникает вопрос: если автоматизировать сферу образования, то о каком качестве последнего можно говорить? Однако именно одной из задач создания ЦОС провозглашается развитие технологий и решений, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, «включая деятельность образовательных организаций за счет унификации и автоматизации процессов» (п. 2.2 Целевой модели). Отдельно от участников ЦОС Целевая модель определяет участников отношений в сфере образования ЦОС, под которыми подразумеваются теперь уже только обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), педагогические работники. Поставщиками контента и образовательных сервисов будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующими правами на владение, пользование и распоряжение контентом и образовательными сервисами, включенные в реестр поставщиков контента и образовательных сервисов, формируемый в соответствии с порядком установленным Минпросвещением России, и предоставляющие соответствующий контент и образовательные сервисы. Потребителями этого контента и пользователями образовательных сервисов станут физические и юридические лица, использующие контент и образовательные сервисы в образовательных целях. Очевидно, что поставщики контента будут в первую очередь заинтересованы в получении прибыли, которую им будут должны обеспечивать потребители их контента. Можно предположить, что при сохранении какой-то бесплатной части значительная часть образовательных услуг станет платной. Тем самым будет фактически нарушена статья 43 Конституции РФ, гарантирующая общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Весьма важным является вопрос и о безопасности всей системы. Говоря о ЦОС, вице-спикер СФ Андрей Турчак признал, что «сейчас в стране для организации учебного процесса в режиме онлайн используются в основном зарубежные программные решения. И здесь остро встаёт проблема обеспечения информационной безопасности». Выход он видит в переходе на отечественные аналоги, однако открытым остается вопрос, почему нельзя сначала их разработать, а лишь затем создавать систему, в которой будут храниться данные миллионов детей и их родителей. Следует отметить, что вице-спикер СФ подчеркнул, что дистанционное образование, конечно, будет использоваться как вспомогательный инструмент, но ни в коем случае не заменит традиционное образование. В этом же уверяла и председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, подчеркивающая, что никто не ставит вопрос замены традиционной школы дистанционным обучением, которое является составной частью образовательного процесса (А. Турчак: Дистанционное образование не заменит традиционное, но будет использоваться как вспомогательный инструмент). Однако в рассматриваемом проекте Постановления Правительства РФ ничего не говорится о том, как будет проходить обучение для той части обучающихся в «пилотных» регионах, которые не захотят входить в ЦОС либо этого не захотят делать их родители. Отсутствие какой-либо альтернативы в рассматриваемом документе может свидетельствовать о том, что детей и их родителей самыми разнообразными способами будут фактически принуждать к вхождению в ЦОС, а упоминание об их участии на добровольной основе так и остаться красивой декларацией. Если это действительно будет так, то это повлечет за собой целый ряд весьма неблагоприятных последствий. ЦОС предлагает использование только электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Кроме того, она не предусматривает сохранение бумажного документооборота, использования каких-либо носителей информации без регистрации на госуслугах. Следовательно, данные всех участников цифровой образовательной среды, в том числе обучающихся и их родителей (законных представителей) будут собираться в информационных системах, передаваться на формируемый портал ЦОС и там накапливаться. Это фактически нарушает статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Ее следующая статья определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Здесь же мы видим, что неотчуждаемые права человека ставятся ниже прав цифровизаторов для достижения цели эксперимента — запуска платформы ЦОС и наполнению ее данными. Фактическая принудительная регистрация на порталах ЕПГУ и ЕСИА существенно ограничивает право людей к доступу на получение информации. Без регистрации на порталах ребенок не получил доступ к ЦОС, т.е. к урокам, материалам библиотеки и т.п. С другой стороны, при отсутствии каких-либо альтернативных способах получения информации и родители без этой добровольно-принудительной регистрации не получат доступ к контролю учета успеваемости детей и не будут иметь полной информации о содержании учебных программ. Тем самым нарушается ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Поскольку получение информации об уроках или оценках детей традиционным способом является абсолютно законным, то фактическое принуждение получать ее исключительно электронным способом является попранием данного конституционного положения. Поскольку речь идет об эксперименте, то подобная безальтернативность прямо противоречит ст. 21 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Здесь же мы имеем дело с попыткой опыта над миллионами детей. Необходимо вспомнить и п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который прямо устанавливает: «Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям». Насколько известно, в отношении ЦОС не проводилось никаких исследований, которые бы гарантировали ее безопасность для психического и физического здоровья детей, всесторонне оценивали ее влияние на организм детей и персонал школ, отсутствуют соответствующие СанПиНы и нормативы. Поскольку ЦОС предполагает достаточно длительное нахождение ребенка за компьютером, неизбежно становится вопрос о необходимости соблюдения требования п. 1 ст. 27 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": «Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека». Пп.8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) прямо устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя «обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность». Исследователи отмечают, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях организма учащихся: на зрение, нервную систему, костно-мышечный аппарат человека, осанку и электромагнитное изучение (Мартынова З. Е. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся). Кроме того, как уже отмечалось выше, принятые документы предполагают для внедрения ЦОС в образовательных организациях использование высокоскоростного Интернета. Следовательно, для обеспечения здоровья как детей, так и педагогов должны быть разработаны отдельные СанПиНы для вышек высокоскоростного интернета и для соответствующего оборудования в школах, гарантирующие безопасные для человека уровни различных излучений в помещениях. В противном случае ЦОС не будет являться безопасной средой, что является прямым нарушением статьи 42 Конституции РФ, гарантирующей каждому человеку право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В этом случае должен вступить в действие п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020): «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается». Как уже говорилось выше, ЦОС будет тесно увязана с ЕПГУ, ЕСИА и предполагает обязательную идентификацию и аутентификацию. Следовательно, если родители не захотят сдавать свои персональные данные и данные своих детей в ЕСИА, то они не смогут пройти идентификацию в ЦОС, что в отсутствии альтернативы в виде традиционной школы фактически лишает их детей права на образование. Тем самым сдача персональных данных превращается из добровольной в добровольно-принудительную, что грубо нарушает ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», которая определяет, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Поскольку речь идет об образовательных услугах, то авторы концепции ЦОС заодно нарушают и п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому граждане имеют право получать государственные и муниципальные услуги как в электронной форме, так и в иных формах по выбору заявителя. ЦОС, которую на постоянной основе цифровизаторы хотят внедрить на всей территории всей Российской Федерации, фактически приведет к замене традиционного обучения ребенка в школе его самостоятельным обучением в заочной форме дома за экраном компьютера. Результаты этого видны уже на примере столицы: «Московские родители, на детях которых отрабатывают пилотный проект Московской электронной школы, массово бьют тревогу на предмет ухудшения здоровья детей и падения качества знаний. Однако до настоящего момента ответов на многочисленные жалобы московских родителей не дано» (Дистанционное электронное образование как эксперимент над детьми. Что делать?). Оценки за пройденный материал, процесс чего также собираются автоматизировать, будут выставляться ученику как бы в школе. Следует иметь в виду п. 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации": «При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся». Итак, сидящий дома ученик будет продолжать числиться в школе и формально можно будет говорить о соблюдении статьи 43 Конституции РФ. Совершенно очевидно, что благодаря широкому внедрению автоматизации и искусственного интеллекта существующее количество педагогов будет представляться реформаторам явно избыточным. Таким образом, внедрение ЦОС приведет к уничтожению традиционного очного образования, что представляет собой страшную угрозу всему будущему нашей страны. Другими угрозами являются потенциальный вред здоровью, установление тотального электронного контроля за детьми и их родителями, возможность бесконтрольного распространения их персональных данных как путем легальной торговли ими, так и нелегального хищения из содержащих их систем, а также потенциальная возможность того, что с течением времени будущее детей будет определять искусственный интеллект. Поскольку проект Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» фактически нарушает Конституцию РФ, федеральные законы, представляет угрозу здоровью и праву на нормальное образование наших детей, просим принять все возможные меры для его отклонения. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|