Зависимость человека от сети сформулирована в принципе Метклафа — ценность сети растёт пропорционально квадрату числа её пользователей. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-09-17 08:29 Зависимость человека от сети сформулирована в принципе Метклафа — ценность сети растёт пропорционально квадрату числа её пользователей. Чем больше вкладываешь, тем труднее отказаться от использования обжитого пространства. Если сначала участие в сети — это наша возможность, то со временем это становится нашей обязанностью. Кто её не выполняет, остаётся на обочине социального мира. - Переключение между разными задачами и мгновенные реакции негативно сказываются на эффективности работы. Известный психолог Ларри Розена, исследующий негативное влияние технологий на человека, в своей книге «iБолезнь» (iDisorder) приводит результаты эксперимента. Студенты, которые откладывают ответы на SMS, учатся так же хорошо, как те, кто не получает SMS; а студенты, отсылающие много эсэмэсок или сразу отвечающие на них, получают на два балла ниже, чем остальные. Способность к многочасовой концентрации на одном занятии — это навык, который в нашу мобильно-онлайновую эпоху встречается всё реже. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации. - Невозможность сделать окончательный выбор Интернет играет не последнюю роль в инфантилизации личности. Сеть мешает сделать окончательный выбор. Мераб Мамардашвили называл это качество «эмбриональным состоянием души». Обилие вариантов создаёт ощущение бесконечности возможностей. Отсюда у современных людей рождается стратегия пробования — всё пробовать, ни на чём не останавливаясь: профессию, новости, собеседников, партнёров. Сетевой человек избегает форм, и в этом смысле он ближе к хаосу, чем к бытию. Когда в нашем распоряжении есть множество вариантов, мы перескакиваем с одного на другое, напрасно пытаясь поставить на себе все гипотетически возможные эксперименты. Это типичное искушение для существа сети. - Неточное моделирование реальности Сервисы наподобие Vk моделируют сложные отношения, типа дружбы или социальных связей. Они уже давно стали надстройками над нашей реальной жизнью и оказывают влияние на неё. К сожалению, мы ещё недостаточно хорошо знаем, как работает мозг и психика, чтобы феномены типа дружбы объяснять на научной основе и точно моделировать их. Есть мелочи, которые совсем не мелочи. Как говорит автор термина «виртуальная реальность» Джерон Ланье, «малейшее изменение в дизайнерских решениях может полностью изменить поведенческие схемы». Например, изменение названия у кнопки «Мне нравится» на «Это важно» приведёт к изменению новостной ленты миллиарда людей. Неточное моделирование реальности может сыграть злую шутку не только с нами, но и с нашими привычными институтами, типами демократии или экономики. - Алгоритмы водят за нос Недооценённой опасностью является ложное убеждение в том, что технологии нейтральны. Дуглас Рашкоф в книге Program or be programmed говорит, что технологии не нейтральны, а пристрастны. В основе цифрового мира лежат алгоритмы, которые выполняют задачи своих создателей (удержать пользователей, заработать на рекламе). ЦЕЛЬ АЛГОРИТМА — ВОДИТЬ НАС СВОИМИ ПУТЯМИ ПО УЖЕ ГОТОВЫМ РЕЛЬСАМ. Для этого не нужно делать усилий. Усилия как раз нужны для того, чтобы сойти с этих рельс и пойти своим путём. Если этого не признавать, технологии и эффекты, которые они провоцируют, по-прежнему будут угрожать нам и сбивать нас с толку. Грамотность цифровой эпохи — это способность видеть наличие алгоритмов и умение применять эти алгоритмы к своему поведению. - Что такое медиааскетизм Медиааскетизм возник как размышление о том, как можно использовать аскетический опыт различных религиозных практик (например, христианской или буддийской), чтобы помочь человеку существовать и сохранять человечность в современном мире. Это образ жизни, который характеризуется пониманием работы средств электронных коммуникаций и их разумным использованием. Цель медиааскетизма — научиться разумно существовать в мире современных технологий и медиа. Как показывает общение с аудиторией, не все ещё понимают сетевые принципы, заложенные в основании нового мира, невидимое действие алгоритмов и свои новые привычки. Что касается практики, тут нет однозначных ответов, как человеку избавиться от мешающих ему состояний. Одной из практик является практика отключения, действие которой каждый может попробовать на себе. Оказалось, что на вызовы информационной среды намного лучше отвечают не психологи, а аскеты, которые работают с сознанием уже несколько тысяч лет. Безритуальный буддизм хорошо ложится на западное мировоззрение и образ жизни. Но опыт работы с сознанием есть и у других религий. У христианской церкви есть ответы, отличные от технофобных заявлений. Визуальная экология, информационная перегрузка, развитие помысла в действие, навыки концентрации — на все эти темы традиции есть что сказать. - Что такое Digital Detox Задали моду туристические агентства, а потом понеслось: журналисты бросали свои айфоны и уходили в аналоговые затворы, как в 19 веке, года Генри Торо ушёл подальше от цивилизации в лес. Digital detox — это сознательный перерыв в использовании смартфонов и компьютеров, для снятия стресса или общения. Люди устают от постоянной включенности, но признаются, что не так-то просто отказываться от использования интернета и технологий. В этом году на русском вышла книга «Как выжить без интернета после передозировки» Тьерри Круазе — французского архигика, который отказался от интернета на полгода. Тьерри пережил стресс и паническую атаку, после чего выдернул штекер из сети и описал свой опыт отключения. В конце пути Тьерри прекрасно сформулировал цель своего эксперимента: нам нужно переосмыслить своё пользование технологиями. Лучший способ для этого — отрезать себя от интернета на некоторое время, чтобы произвести отбор, выявить бесполезное и посредственное, чтобы знать, когда пользоваться сетью, а когда выходить из неё. Цель [отключения] — не поставить технологии на своё место. Цель — понять, какие преимущества и выгоду даёт их использование. Идея, которую несу и я в том числе, — каждый человек должен попробовать опыт отключения. Для этого нужно хотя бы на неделю отключиться от тех сервисов, в которых он проводит наибольшее количество времени (или от интернета совсем). Я обещаю, что для многих это будет незабываемым путешествием. Вы вернётесь в сеть немного другим человеком. Как сказал один исследователь Афонского монашества, даже неделя в монастыре потом транслируется на весь последующий повседневный опыт. Идеи Генри Торо не нашли сильной поддержки у современников. Роберт Луис Стивенсон назвал побег автора от общества трусостью. Но идеи, заложенные в его книгах, стали культовыми в 20 веке, в связи с обострением экологической проблематики и возникновением движения за сохранение окружающей среды. Я думаю, медиааскетизм ожидает подобная судьба, и мы все о нём вспомним, когда к сети будем подключаться через разъёмы в наших затылках. ПОЛНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ ОТ СЕТИ В БУДУЩЕМ БУДЕТ НЕВОЗМОЖНО. Жизнь вне сети смогут себе позволить или только очень богатые люди, или маргиналы и фрики, находящиеся вне социума. Поэтому постепенно каждый сам выработает навыки личной цифровой гигиены. Ближайший вызов исходит от «интернета вещей». Когда через пять–десять лет всё общество окутает плотная сетка «интернета-вещей», мы буквально на своём теле почувствуем, что такое технологии. Внедрение имплантатов в тело откроет заманчивые перспективы для рынка — возможность сделать тело человека местом для сбыта технологий не упустят многие корпорации. Эти явления могут породить техноаскетизм, целью которого будет содержание в чистоте человеческого тела и осознание последствий новой биореволюции. Согласно форсайту «Агентства стратегических инициатив», уже к 2035 году возможен будет доступ в нейронет через имплантаты. Тогда человек практически избавится от тела, разум, возможно, обретёт «бессмертие», и наступит эпоха тотальной прозрачности индивидов. Остаётся открытым вопрос: сейчас мы можем только приспосабливаться к наступающим реалиям или мы можем что-то изменить и повлиять? Ответ прост: изменить могут инженеры и дизайнеры, которые будут проектировать технологии и писать программы, что будут окружать нас в будущем. Аналогично трём законам робототехники можно уже сейчас сформулировать законы построения социальных сетей. Прописать цифровую конституцию. Первый шаг к этому уже сделан — в декабре 2013 года писатели со всего мира призвали создать международную хартию, ограничивающую контроль спецслужб над частными коммуникациями в Сети. НАШЕ БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ПОНИМАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что мы не просто создаём технологии для облегчения жизни. Мы проектируем устройства, которые в итоге замещают наши органы и изменяют поведение. Хотите избавиться от совести, — создайте гаджет или сервис, который будет за вас принимать решения, и ваша совесть может постепенно атрофироваться. Возможно, шаг к этому будет сделан, когда разработают алгоритм, который на основе нашего поведения будет сам ставить лайки и писать комментарии. А пока этого не произошло, можно анализировать психологические аспекты поведения в цифровой среде, по крайней мере, это довольно увлекательное занятие. Комментарии: |
|