Психические расстройства — всего лишь «залипание» разума |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-09-23 12:00 Что такое психические расстройства? Ответ на этот вопрос важен: он позволит понять, как исследователи подходят к их трактовке, как в обществе относятся к страдающим такими расстройствами и какие методы лечения следует разработать. Несмотря на важность вопроса, единого ответа до сих пор нет. Одни считают, что психические расстройства — это заболевания мозга. Другие уверены, что они лишь служат обществу предлогом для того, чтобы приструнить необычное поведение некоторых его членов с помощью лекарств. Кто-то называет психические расстройства адаптивными поведенческими реакциями, которые утратили свое значение в современном мире. Ошибкой в когнитивной «кодировке» ума. Есть и те, кто уверен, что такие расстройства — нормальная реакция на потрясения. Когда я начинал учиться на клинического психолога, меня приводило в смятение то, насколько диаметрально разными были представления о психических расстройствах и о том, следует ли считать их расстройствами или дисфункциями. Поэтому, приступив к кандидатской диссертации, я решил четко определиться с понятием, которое лежит в основе психиатрии, клинической психологии, да и в принципе определяет наше представление о психическом здоровье. Поделюсь своим первым наблюдением: то, как мы воспринимаем психическое расстройство, тесно связано с нашим представлением о работе человеческого тела и разума в целом. Например, цитолог считает, что психическое расстройство — болезнь мозга, а социолог — социальный конструкт. Понимание работы тела человека влияет на интерпретацию «дисфункциональности». Например, если бы мы навестили Рене Декарта с помощью машины времени и спросили у него про психические расстройства, он бы ответил исходя из своего дуалистического понимания связи разума и тела. Возможно, он бы предположил, что психическое расстройство свидетельствует об испорченности души или же так душевные травмы отражаются на состоянии шишковидной железы в мозгу. Это наблюдение вызывает несколько интересных вопросов: может ли одна точка зрения объяснять психические расстройства лучше других? Поможет ли это глубже понять психические болезни? Сужая рамки исследования, эти вопросы привели меня к позиции «телесного энактивизма». Телесный энактивизм — набирающее популярность направление в философии разума и когнитивных науках. С одной стороны, это — «биологическая» позиция, признающая, что физиологические процессы человека влияют на его поведение. С другой, она придает значение и личным интерпретациям событий. Таким образом, это течение не преуменьшает важность одного или другого. Именно эта широта рассмотрения вопроса привлекла меня к энактивизму, с позиции которого можно рассматривать психические расстройства. Телесный энактивизм подходит к поведению человека с разных сторон, не исключая ни его внутренний мир, ни окружение. Углубляясь, телесный энактивизм характеризует разум как материальный, участвующий и анализирующий. «Материальный» — потому что разум полностью материален и включает в себя как сам мозг, так и все связывающие его с телом системы. Он не просто двигатель скелета, но и наше Я. Под «участвующим» имеется в виду глубокая и двухсторонняя связь разума с окружающими миром, которая очень сильно влияет на поведение. Мы живем в физической и социокультурной среде. Мы влияем на нее, и она влияет на нас. Под «анализирующим» имеется в виду то, что мы воспринимаем смысл чего-либо через цель своего существования как живого организма. Мир — это не набор сухих фактов, у всего в нем есть свое значение. Это значение не предписано извне и не задано нами, оно рождается при столкновении объективной действительности и нашего стремления продолжать жить. Мир для нас имеет свой смысл. Телесный энактивизм заставляет нас думать о мозге, теле и окружающей среде как о единой, сложной системе. Такой широкий подход оправдан и тем, что в случае психических расстройств все, от генов до культуры, влияет на их становление. Появляется все больше и больше свидетельств того, что психические расстройства вызывают не только биологические явления (например, дисбаланс нейромедиаторов в мозге), но еще и целые группы механизмов, которые выводят из равновесия систему «мозг-тело-окружающая среда» и провоцируют неадаптивное поведение. Вместе с этим телесный энактивизм имеет определенное мнение о нормах и ценностях, считая их реальной и необходимой вещью для людей в силу их зависимости от окружающей среды. Такая позиция позволяет устранить существующее противоречие между «субъективистами», которые полагают, что психические расстройства определяются нормами и ценностями, и «объективистами», уверенными в их биологической природе. С точки зрения телесного энактивизма психические расстройства зависят и от норм, и от окружающей среды: это модели поведения, мысли и эмоции, которые находятся в противоречии с образом жизни. Существует дилемма, которая подтверждает преимущество видения психических расстройств через призму телесного энактивизма. И эту точку зрения поддерживает все больше людей. Психические расстройства предпочитают рассматривать как сложный механизм без четких рамок, а не болезнь с конкретными симптомами. И все же, несмотря на взаимосвязь мозга, тела и окружающей среды, можно выделить узнаваемые нарушения, — вроде депрессии и тревожного расстройства, — которые не являются смесью жизненных проблем. Почему так? Телесный энактивизм предполагает, что определенные паттерны мыслей, поведения и эмоций «залипают» в системе «мозг-тело-окружающая среда». «Залипание» — это концепция скопления в точке притяжения аттрактора в математике. То есть такое состояние, в котором держится система, несмотря на различные вводные данные. Проще говоря, психические расстройства могут быть паттернами мыслей, поведения и эмоций, в которые заваливается система «мозг-тело-окружающая среда», и изменить их трудно, поскольку они сами себя поддерживают. Депрессия является депрессией отчасти потому, что это — модель мышления, поведения и эмоций, в которую залипает система «мозг-тело-окружающая среда». С этой точки зрения психические расстройства — неоднозначные, но реальные закономерности в мире, которые проще обнаружить, а не определить. Но самое главное — это то, что мы можем попытаться их объяснить. Чтобы лучше понять эту концепцию, представьте себе, что вы держите обеими руками контейнер размером с кошачий лоток. На его дне расположились холмы и долины. Теперь мысленно поместите туда небольшой шарик и подвигайте лоток, чтобы шарик покатился. Обратите внимание, как он застревает в долинах и скатывается по холмам; как он катится по тропинкам. В этом примере шарик в контейнере — это различные состояния человека, а пейзаж — совокупность воздействий, от химических до культурных, которые влияют на его поведение. В левом верхнем углу находится особенно глубокая долина — депрессия или другое психическое расстройство. Если шарик застрял в этой долине, нужно встряхнуть контейнер с особой силой, чтобы он выпал оттуда. А пока он там, он может двигаться только вперед-назад, как бы «залипая» в одном положении. Так, если мы собираемся объяснить депрессию (или другое психическое расстройство), мы должны понять механизм, создающий и поддерживающий долину. Нам надо разобраться, почему психика поощряет именно такую модель поведения, мыслей и эмоций, если это вредит приспособленности человека к существующим условиям. Я не утверждаю, что телесный энактивизм — последнее слово в понимании психических расстройств. Скорее, я думаю, что он представляет собой один из возможных ответов на вопрос, что такое психические расстройства. Ответ, который очень помогает мне в процессе обучения. Если мы хотим, чтобы общая психиатрия развивалась, мы должны задаваться такими вопросами и перепроверять ответы. По материалам Aeon Переводила: Екатерина ЕгинаРедактировали: Екатерина Кузнецова, Ана Островская Источник: m.vk.com Комментарии: |
|