Означаемое нейробиологии |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-09-15 08:17 Означающее, которое предоставляет сегодня нейробиология в поле культуры, является лакомым кусочком для тех, кто стал обеспокоен выискиванием инстанции окончательного Знания. Знание это, распространившись в повседневном, произвело не революцию в чьих-то мнениях, но обновление символического, процесс чего дает некоторую отсрочку и надежду в изнурительном поиске истины. Нейробиология стала "вещью", как некий абстрактный контейнер однажды стал женской сумочкой. Иными словами, в этом тексте мы будет говорить о мифологеме, а не о какой-то науке. Человеческое познание, как неизбежное познание посредством языка, всегда и всюду демонстрирует свою тягу к проговариванию, а точнее - к наименованию. Персонификация (как самая удобная модель для называния) и подготавливающая её концептуализация постоянно производят имена нарицательные. Я говорю не о лингвистических механизмах и категориях, но о тактиках нашего мышления, которое вынуждено проектировать реальность здесь и сейчас. Указать пальцем, спаять понятие и вещь, распределить полученные данные в некой таблице или сетке сущностней - привычная практика для любого мышления, будь то первобытное колдовство или ботаника классической эпохи. Обосновавшееся в западной эпистеме позитивное знание, как знание, объединяющее в себе и функциональное называние, и чувствование этого знания посредством отчужденного опыта-эксперимента, высветило для человеческого познания и самого Человека. Теперь надлежит расчертить в границах таблицы нечто, что назовут природой человека. Тот всеобъемлющий взор универсального плана, который терзал и называл "естественную историю", теперь обратился в сторону самого наблюдателя. Однако всем известно, с каким наслаждением принято указывать на то, как человека постепенно выбили из центра мироздания - Коперник и Дарвин не столько повредили религиозное сознание, сколько создали для Символического современного человека некоторые лакуны (сразу же вмененные всему обывательскому), функция которых - стать негативом для утверждения новых имен. "Выбили из центра мироздания не меня, а вас, я же с помощью знания об этом завладел истиной, то есть некой сингулярностью бытия, а не его повседневным топографическим ядром". Воображаемые страхи и страдания верующих прошлого и настоящего рядом с ликом научной истины - настоящий фантазм, который обслуживает желание приобщенного к Науке. Итак, мы размещаем человека в границах системы, которая замыкает в себе любой его помысел. А если он конечен, если он попросту циркулирует где-то там в глубине, хоть и невидимой, но названной, если Я обременено тяжестью собственного механизма осмысления, то и нет нужды что-либо говорить и далее: вопрос закрыт, поставлена точка и обозначена конечная причина, обнаружен "атом" любого поведения. Чувство локализовано, ему уготована структурная изоляция, всё лишнее (поэзия, философия и так далее) изгнано. Любая твоя радость, будь то поцелуй с любимым человеком, повышение на работе или игра с кошкой - всё это актуальная работа хитро устроенных нитей, за которые дергает некий автомат, застывший в вечной синхронии. Истина ускользает ещё не появившись, всё пространство заняло Знание, распределившее человека в его же организме. Уплотнив свою природу, мы поместили истину по ту сторону - в своём суждении о получившемся биомеханизме. Истина эта, непознанная, но активно играющая с нашим желанием, дана на откуп посторонним сцепкам означающих. Как только мы произвели позитивное - например, назвали "выработкой определенных гормонов" любовь или ненависть, - мы одновременно углубили на фоне новую негативность. Другими словами, в этот же самый момент проецирования истины в собственное суждение мы расчистили место для её порочной антитезы, но не в себе, а в чьем-то знании, которое отныне будет осмеянным. Конечно, тот, кому вменили это неполноценное знание, не узнает об этом, покуда ему об этом не сообщат. Здесь и разыгрывается та ситуация, ради которой призывают нейробиологию в повседневном: момент позитивного акта называния (это - лишь гормон) необходимо засвидетельствовать в присутствии того, кто якобы теперь страдает нехваткой такого знания. Будет ли он убежден (то есть подчинен твоей системе наименования) или обращен в неистовство (уличен в своём бессилии перед твоей Истиной) - не имеет значения. Важно то, что обладающий Знанием указал ему, что теперь тот отмечен нехваткой и находится в заблуждении. Научно-популярная книжка по нейробиологии мало что скажет о том, как и почему так или иначе действует человек (хотя активно производит тиранические означающие, избегая того обширного поля флуктуаций культурного: "как мозг заставляет нас ..."), так как эта истина всё ещё блуждает в "гуманитарных науках". Повседневность превращается пену, наводимую выверенной работой мозговых субстанций. Человек счастлив постольку, постольку вырабатывается дофамин: всё редуцируется к простому рефлексу (а в сущности - попросту вытесняется). Всё, что будет сверх и около того - случайная вариация, информационный шум без собственного смысла. В итоге такая книга ценна вовсе не той скупой позитивностью, которую она образует в нашем знании, но той богатейшей негативностью, которую она тут же создает в воображаемом нами знании каждого встречного. Теперь можно указывать на любого проходимца - вот она, машина, подчиненная смесям нейромедиаторов, и я знаю это! Гормон персонифицируется, становится сознающим и чуждым самому человеку гомункулу, который самовольно управляет и решает. Но сей плут отбирает у нас волю лишь временно - вернет он её обратно тому, кто о нём первый и прознает (посмотрите на картинку или обложку - "знай что с чем смешивать!", "мозг прирученный"). Получившейся диспозиции знающего и неведующего далее суждено суетно воссоздаваться в спорах, видео-блогах, во всем публичном пространстве. Другой должен узнать, что он, на самом деле, кое-чего и не знает. Означающее нейробиологии расщепляет означаемое: по одну строну копится мир всеобщего детерминизма, по другую - толпа неразумцев, вместе они создают взаимное напряжение. Тот, кто пользуется этим означающим, помещает себя между - отсюда ему видно знание, которое и вытаскивает его из толпы. В этом ритуале обеспечивается магическая защита от самого детерменизма - если ты познал его (то есть назвал), то тут же завладел им или вступил с ним в сделку, то есть уберег себя от неведения и тем самым сохранил непорочность своего "рационального" разума - короче, стал его предсказывать. Cogito осталось на престоле, при этом обзаведясь новой стражей. У этого трона всегда можно увидеть следующее: соизмерение вещей с миром названного, выяснение правомерности присваивания имен, выделение "научного" и "ненаучного", укоренение истины в жесткой сцепке означающих, тщательная нейтрализация (а порой и демонизация или примитивизация с помощью шкалы прогресса) всего "историчного" (имена, обладающие своим диахроническим измерением - эфир, гумор, фибры и все те дискурсы, которые могли бы задействовать их), тем самым и утверждение истинности настоящего, которому до сих пор мешали и будут мешать все те предрассудки. Комментарии: |
|