О генетических механизмах умственной отсталости |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-09-07 19:42 Появилась интересная статья о генетических механизмах умственной отсталости. Умственная отсталость (олигофрения) проявляется задержкой умственного развития (интеллектуальный коэффициент IQ<70), врожденной или приобретенной в раннем возрасте. Характеризуется социальной дезадаптацией, неспособностью к адекватному поведению в, по крайней мере, двух областях из таких как межличностное общение, забота о себе, социальная адаптация, здоровье, безопасность, работа и других. Умственная отсталость весьма распространена и затрагивает не менее 1-3% от всей популяции Homo sapiens. Интересен вопрос, в какой мере генетические механизмы отвечают за задержку умственного развития. Общий подход в исследовании этого вопроса заключается в том, чтобы попытаться привязать известные случаи умственной отсталости к каким-либо первичным (врожденным) нарушениям работы генов в одних и тех же индивидуумах. Авторы работы, на которую я ссылаюсь, провели генетический анализ многочисленной семьи из Бразилии, в которой есть 9 человек с тяжелой формой умственной отсталости. Поведение их, кроме низкого IQ, также характеризуется параноей, галлюцинациями, изменчивостью настроения, сверхвозбудимостью и асоциальным поведением. В истории этой семьи за последние десятилетия было 28 кровнородственных браков. Таким образом, этот случай предоставляет уникальную возможность проследить распределение измененного (мутантного) гена, если таковой имеется, внутри узкой группы людей, и связать генетические особенности с измененным фенотипом (умственной отсталостью). Предварительно авторы провели полное геномное секвенирование образцов ДНК, взятых у 59 членов этой семьи и показали, что те 9 индивидуумов с умственной отсталостью все имели одинаковую мутантную копию гена IMPA1 (инозитол-монофосфатаза-1). Этот мутантный ген передавался детям от гетерозиготных родителей (из двух парных генов один - нормальный, второй - мутантный) при кровосмесительных браках, которые часто происходили в истории этой семьи. Далее, вопрос: какова биологическая связь этого гена IMPA1, т.е. нарушения его работы, с интеллектуальными характеристиками мозга и его носителя, человека? Прямое экспериментирование на людях в силу этических причин невозможно. Поэтому авторы воспользовались технологией iPSC для того, чтобы вырастить нервные клетки (нейроны) "в пробирке" и с их помощью попытаться понять биологическую роль гена IMРA1. Авторы взяли клетки крови, и также другой тип клеток у членов этой семьи, фибробласты (из которых состоят хрящи) и с помощью известных сегодня технических протоколов трансформировали их сначала в искусственные стволовые клетки (iPSC), а затем в ранние клетки - предшественники нейронов и глиальных клеток (структурные клетки мозга, которые формируют пространственную сеть нейронов). А уже из этих клеток получались нейроны или глиальные клетки. Тот протокол, который использовали авторы, приводил к появлению нейронов, соответствующих нейронам зубчатой извилины гиппокампа. А гиппокамп является парной структурой мозга, отвечающей за долговременную память и распознавание образов. И вот они показали, что если исходные клетки крови (или фибробласты) были взяты из индивидуумов с умственной отсталостью (у которых присутствует неработающий ген IMPA1), то формирование предшественников нейронов и самих нейронов из клеток промежуточной стадии (iPSC) резко замедлялось, а сами формировавшиеся клетки погибали с высокой частотой. Больше того, если к растущим в клеточной культуре нейронам добавляли инозитол (для того, чтобы обойти неработающий ген IMPA1 за счет добавления извне вещества, которое он должен синтезировать), то рост нейронов из клеток с мутантным геном IMPA1 восстанавливался. Наоборот, глиальные (структурные) клетки мозга формировались из iPSC с обычной частотой независимо от того, от кого были взяты исходные клетки (крови) или фибробласты - от обычных (контрольных) доноров или от индивидуумов с мутантным геном IMPA1, страдающих умственной отсталостью. Дополнительно авторы показали, что подавление работы гена IMPA1 замедляет формирование нейронов любого типа, а не только нейронов зубчатой извилины гиппокампа, но это доказательство нуждается в дальнейших уточнениях. Таким образом, в этой работе показано, что наследование мутантного гена IMPA1 затрудняет или делает невозможным рост нейронов зубчатой извилины гиппокампа из клеток-предшественников, что предоставляет биологическую основу для объяснения умственной отсталости у людей-носителей мутантного гена. Источник: www.nature.com Комментарии: |
|