Как научить мозг ничего не забывать? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-09-16 09:42 Великий шахматист Михаил Таль часто жаловался жене, что у него болят ноги. Ноги у Таля болели потому, что по рассеянности он постоянно путал левый и правый ботинки. Таль воспитал у своего мозга фантастическую память. Мозг Таля помнил наизусть тысячи своих и чужих шахматных партий. Помнил каждый ход этих партий, где они были сыграны, кем и когда. За одну ночь мозг Таля был способен дословно запомнить более тысячи страниц текста. Но при этом забывал какой ботинок нужно обувать на какую ногу или что правильно сперва сделать в ванной — намылится или включить воду? А как научить мозг ничего не забывать? А никак. Мозг обязательно что-нибудь да забудет. Мозг вообще забывает гораздо больше, чем помнит. Уже в течение первого часа мозг забывает 60% всех новых данных, а через десять часов сохраняет в памяти только треть. Через неделю — только пятую часть. И это — очень хорошо. Если вы недовольны забывчивостью вашего мозга, то совершенно зря. Мозгу очень важно забывать потому, что «забывание» — огромная часть его текущей работы. Мозг собирает намного больше информации, чем нужно. И ему необходимо избавляться от большей ее части. Вот, к примеру, вы сидите за столом и учите английский. Вы хотите выучить английские слова. Но вместе с новыми словами мозг запоминает, как вы сидите, на каком стуле, в какой позе, где стоит чашка с чаем — слева от учебника или справа. Вам стало жарко — вы открыли окно, стало темно — включили свет, попутно вспомнили, что на кухне перегорела лампочка и надо бы ее купить и заменить. В какой-то момент вы глянули в окно, там пролетела птица, мозг ее тоже запомнил. Все эти птицы, чашки с чаем, окна и выключатели мозг считает бытовым мусором и отправляет его в мусорную корзину. Заодно часто туда попадает и информация о том, что нужно купить новую лампочку. Вообще у мозга есть много личных преференций по поводу того, что помнить, а что забыть. Разборкой данных ваш мозг занимается по ночам, когда вы спите. В это время он определяет, что сохранить в памяти, а что отправить в корзину. Если новая информация явно противоречит старой, то мозг забывает новую, поскольку старой, проверенной доверяет больше. Именно поэтому вы не можете запомнить свой новый номер телефона, хотя прекрасно помните старый. Поэтому, а не потому, что «память стала барахлить». Любую информацию об изменениях привычных паттернов вашего мира мозг ценит больше, чем информацию, этих паттернов не меняющую. Именно поэтому вы не помните, в каком свитере вчера пришел на работу ваш сослуживец, но прекрасно помните, как месяц назад он как-то очень странно оделся. Эмоциональные воспоминания — и приятные и неприятные — мозг ценит больше нейтральных. Поэтому вы хорошо помните свадьбы или ссоры и хуже — обычные, эмоционально нейтральные коммуникации и события. Плюс ваш мозг постоянно, как умеет, заботится о вашей безопасности. И поэтому в первую очередь запоминает то, что несет угрозу. А то, что угрозы не представляет, забывает намного легче. Помните, как вы обожглись в детстве? А как вчера включали плиту? Ну вот. Хотите верьте, хотите нет, но весь процесс работы мозга с новой информацией по большей части состоит из забывания. У мозга есть три памяти. Сперва новая информация подает в супер-кратковременную память. И большая ее часть забывается уже через четверть секунды! Остальная — попадает в кратковременную память и здесь забывается через двадцать секунд. Только незначительную, самую важную часть новой информации мозг передает в долговременную память. Но и она состоит из двух частей — активной и пассивной. Постоянно доступна только та информация, которая находится в активной части долговременной памяти. А чтобы достать что-то нужное из пассивной части придется повспоминать. Любопытно, что даже при такой жесткой цензуре мозгу необходимы огромные объемы для того, что сохранить ту информацию, которую он собирает. По оценке нейролингвиста Татьяны Черниговской, объем долговременной памяти составляет около 5,5 петабайт. В переводе на русский понятный — это примерно 3 миллиона часов сериалов. Неудивительно, что для того, чтобы найти что-то в таком объеме, иногда приходится помучиться. Проще говоря, забывать и не помнить — абсолютно нормально (до определенных пределов конечно). Мы все забываем большую часть того, что узнаем. И это происходит в любом возрасте, вне зависимости от образования или интеллекта. Великий немецкий математик Давид Гильберт был гением. Он разработал огромное количество фундаментальных идей во многих областях математики. Однажды Гильберты ждали гостей. Все было уже готово, стол накрыт. И тут жена Гильберта Кете заметила, что ее муж надел не вполне подходящий галстук. Она попросила Давида переодеться. Гильберт отправился в спальню, снял галстук, а затем, думая о чем-то своем, продолжил по инерции раздеваться дальше и, раздевшись, лег спать. Похожая история случилась с известным советским математиком Лазарем Ароновичем Люстерником. Лазарь Аронович вместе со своей женой Ираидой Фоминичной пошел в театр. Не потому, что любил большое искусство, а потому что жена настояла. В антракте Ираида Фоминична попросила мужа спуститься в гардероб и принести ей платок. Лазарь Аронович взял номерок и отправился в гардероб. Пока шел, забыл зачем идет. Платок выветрился из головы, заполненной решением проблемы нелинейного анализа. В гардеробе Люстерник отдал номерок, получил свое пальто, оделся, вышел на улицу, взял такси и поехал домой. — Можно ли все-таки как-то повлиять на то, что мозг помнит, а что забывает? Полностью взять на себя контроль за этим процессом нельзя, Мозг сам решает, какую информацию забыть, а какую передать на хранение. И не откажется от этого права. Но с мозгом можно договориться. Для этого нужно не навязывать мозгу свои правила, а использовать его собственные. Если вы хотите в принципе улучшить память, то самое главное — спать достаточно долго и в соответствии со своим хронотипом. Всю ту новую информацию, которую мозг не успел разобрать, пока вы спали, он по умолчанию отправляет в забытье. Подробнее про это — в главе «Когда правильно будить мозг?» Кроме того, проверьте свою диету. Многие диеты для мозга опаснее плохого алкоголя. Потому что первыми из меню обычно выкидываются жиры и углеводы, и мозг, оставшись без необходимых ему для работы глюкозы и жирных кислот, начинает голодать и страдать. Омегу-3 пьете? Нет? Начните. Но это все — для общего улучшения памяти. А вот как запоминать что-то конкретное. Если вы хотите что-то запомнить какой-то факт или небольшой объем информации, то эту информацию можно специальным образом «помечать», чтобы мозг относился к ней посерьезнее. Вот как это делается. Если вы хотите запомнить большой объем новой информации — например, выучить иностранный язык или подготовиться к экзаменам, то можно воспользоваться методом Мейса. А если вы хотите что-то вспомнить, вытащить из долговременной памяти, то проще всего воспользоваться «методом спецслужб». Ну и наконец можно дать памяти буст с помощью специальных препаратов, которые становятся все более и более популярными — подробнее о них в главе «Как ускорить мозг?». — А почему тогда у одних людей память, как решето, а другие помнят все и всегда? По тем же причинам, по которым одни люди бегают быстрее других. Тренировка. С появлением Интернета нам стали доступны огромные хранилища информации. Это с одной стороны облегчает нам жизнь, с другой стороны способствует ухудшению памяти. Ведь гораздо проще залезть в интернет и там найти нужную информацию, чем напрягать память. Но без постоянных тренировок наша память «заплывает жиром». Например, группа нейробиологов из Университета штата Пенсильванья под руководством профессора Пин Ли (Ping Li) установила, что изучение иностранных языков развивает взаимосвязи между нейронами мозга. Причем анатомические изменения наблюдались даже в мозге пожилых людей. Эти изменения фиксировались с помощью магнитно-резонансной томографии, поэтому их можно считать объективными. Владимир Яковлев Комментарии: |
|