Галлюцинации без наркотиков: Dream Machine, сенсорная депривация и управляемые сны |
|||||||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-09-18 01:16
Стремясь к самопознанию, люди на протяжении всей истории искали способы выйти за пределы привычного восприятия реальности. «Теории и практики» вспомнили самые эффективные способы расширить сознание, не прибегая к психоделикам.
Dream machine появилась в 1961 году в результате совместных экспериментов писателя Уильяма Берроуза, художника-cюрреалиста Брайона Гайсина и математика Иэна Соммервиля, вдохновившихся книгой нейрофизиолога Грея Уолтера «Живой мозг». Гайсин описывал ее эффекты так: «Видения начинаются с калейдоскопа цветов на плоскости перед глазами и постепенно становятся все более сложными и красивыми, как бьющийся прибой на берегу. Через некоторое время видения стали постоянны, и я был как будто в середине сцены безграничной модели, образовывавшейся вокруг меня. За все время во мне существовало почти невыносимое чувство движения пространства вокруг меня. Потом я обнаружил, что мое восприятие мира выросло очень заметно. Все вокруг как будто приостановилось, а житейские проблемы оставили меня…». Прибор, дающий такие впечатляющие результаты, оказался не слишком сложным для изготовления. Он состоит из цилиндра с отверстиями, проделанными по определенной траектории, в середине которого находится лампочка мощностью 100 Вт. Цилиндр вращается со скоростью примерно 78 оборотов в минуту — а значит, свет мерцает с частотой около 8–13 Гц, что соответствует альфа-ритмам мозга, вводящим человека в состояние глубокого расслабления. Чтобы испытать на себе воздействие машины сновидений, достаточно сесть перед цилиндром, расслабиться и закрыть глаза. Когда мерцающий свет воздействует на зрительный нерв, изменяются электрические колебания мозга и человек начинает видеть необычные и сложные комбинации различных цветов, складывающиеся в причудливые образы. С помощью dream machine можно войти и в легкое гипнотическое состояние. Гайсин и Берроуз хотели вывести свой психоделический стробоскоп на широкий рынок — но научные исследования доказали его способность вызывать припадки у людей, склонных к эпилепсии. Поэтому устройство так и не завоевало массовую популярность, хоть и приобрело немало поклонников среди экспериментаторов с сознанием. Берроуз в своих романах «Билет, который лопнул» и «Нова Экспресс» представлял машину сновидений как средство против манипулирования сознанием. Впрочем, это не помешало противникам устройства строить конспирологические теории. В частности, существует легенда о том, что смерть Курта Кобейна вызвана его чрезмерным пристрастием к dream machine — на одном из сеансов он якобы услышал голос, приказывающий ему «самоустраниться». Но у этой теории так и не нашлось никаких подтверждений. Способность осознавать свои сновидения на протяжении многих веков исследовалась в восточных медитативных практиках. В частности, тибетские буддисты начали уделять ей внимание еще в VIII веке. О возможности осознанных сновидений рассуждал и Аристотель. Впрочем, с более или менее проработанной концепцией контролируемого сна европейцы познакомились только в 1867 году, когда небольшим тиражом вышла книжка маркиза д'Эрве де Сен-Дени «Сны и искусство ими управлять». Хотя сам термин «осознанное сновидение» был введен голландским психиатром и писателем Фредериком ван Эденом только в 1913 году. Долгое время ученые относились к этой концепции скептически — но возможность человека входить в подобные состояния была несколько раз доказана экспериментально, и сейчас в США существует официальный Институт осознанных сновидений, исследующий этот феномен под руководством психофизиолога Стивена Лабержа. Осознанные сновидения могут возникать либо в переходе из бодрствования в сон, когда человек не перестает терять осознанность, либо в течение обычного сна, когда спящий со временем понимает, что спит. Достичь этого состояния можно с помощью специальных упражнений, развивающих осознанность в самом сне и способность сохранять сознание в момент засыпания. Люди, пережившие осознанное сновидение, часто описывают ощущение невероятной внутренней свободы. Кроме того, во сне они получают возможность взаимодействовать с собственными фантазиями и управлять ими, что может давать мощный психотерапевтический эффект. Лаберж, написавший несколько популярных руководств по осознанным сновидениям, утверждает, что в мире снов не действуют физические законы, но вполне работают законы психологические. Поэтому там есть определенные «правила игры» — например, осознанно сновидящий часто бывает не в состоянии прочесть больше одного-двух слов (в процессе чтения буквы начинают меняться), прокрутить в памяти предыдущую минуту или назвать собственное имя. Чтобы самостоятельно развить в себе способность видеть осознанные сновидения, требуется хотя бы несколько недель. Впрочем, есть возможность достичь этого и без продолжительной тренировки — на рынке уже существует несколько устройств, отслеживающих фазы сна по движению глаз и сигнализирующих пользователю мягкой вспышкой света о том, что он все еще спит. Предполагается, что этот сигнал достаточно заметен, чтобы намекнуть человеку на его состояние, но не настолько ярок, чтобы вызвать пробуждение. Некоторые народы в древности практиковали обряд, включавший в себя временное «погребение заживо» — человека закапывали в землю на короткий промежуток времени, оставляя возможность дышать — чтобы он мог побыть наедине с собой и своими страхами и стать сильнее. У этой традиции есть не только символический (опыт переживания смерти и воскрешения), но и психофизиологический смысл — это самый ранний способ достижения сенсорной депривации. Сенсорная депривация означает частичную или полную изоляцию одного или нескольких органов чувств от внешнего воздействия. Она используется в самых разных сферах — в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах, БДСМ-сессиях и реальных пытках. А все потому, что ее эффект сильно зависит от продолжительности: короткие сеансы депривации оказывают расслабляющее воздействие и совершают своеобразную «перезагрузку» мозга, активизируя участки, отвечающие за подсознательный анализ. При большей продолжительности мозг начнет компенсировать недостаток внешней информации с помощью галлюцинаций — зрительных, слуховых, обонятельных или осязательных. Но если пребывание в условиях депривации затягивается, у человека развивается заторможенность, депрессия, апатия, нарушаются ритмы сна и бодрствования, нарушаются процессы мышления и даже возникает психоз. Длительная депривация может вызвать и органические изменения — недостаточная стимуляция мозга может привести к необратимым нарушениям в работе нервных клеток. Несмотря на то, что древние ритуалы с закапыванием в землю до сих пор практикуются некоторыми оккультистами, в цивилизованном мире уже изобрели гораздо более комфортные способы погрузиться в состояние сенсорной депривации. Первый вариант — человек 24 часа лежит на кровати в абсолютно темной и звуконепроницаемой комнате. Его движения ограничены, но не физически, а набором определенных правил. Ему предоставляется пища и санитарные удобства, и он волен покинуть комнату раньше положенного срока. Второй вариант — так называемый флоатинг: замкнутая небольшая камера, тоже свето- и звуконепроницаемая, где человек плавает в густом соляном растворе такой температуры, чтобы он не мог почувствовать разницы между воздухом и водой. Получается нечто похожее на состояние невесомости в абсолютной пустоте, сопровождаемое необычными ощущениями. Вот как описывает подобный опыт легендарный физик Ричард Фейнман: «Когда я находился в емкости, изолированной от внешних воздействий, я решил, что, должно быть, могу совсем покинуть свое тело. Так что мне удалось «отойти в сторону». Это сложно объяснить — я двигал руками, разбрызгивал воду, и, хотя я их не видел, я знал, что они там. Но, в отличие от реальной жизни, где руки расположены с двух сторон и опущены вниз, здесь они обе были по одну сторону! Ощущение в пальцах и все остальное было таким же, как и в нормальной жизни, только мое эго сидело вне меня, «наблюдая» все это». Комментарии: |
||||||