«Феномен 100-й обезьяны» Возможно ли коллективное сознание?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Футбольные болельщики, имевшие счастье побывать на битком заполненном стадионе, знают, что такое участие в "волне". Стоит подняться на трибунах нескольким десяткам человек, как начинается процесс, напоминающий цунами. Люди рядом тоже начинают вставать, в то время как давшие старт процессу присаживаются — через некоторое время "волна" обегает всю чашу стадиона. Таким образом, действия определенного количества людей вызывают неосознанные действия практически всех болельщиков.

Цезарь, персонаж х/ф "Планета обезьян: Война"
Цезарь, персонаж х/ф "Планета обезьян: Война"

Вышеприведенный пример является наглядной демонстрацией того, что в науке получило наименование «эффект сотой обезьяны».

Суть этого явления заключается в том, что при достижении определенного (критического) количества личностей обладающих определенным навыком, практически сразу же вся популяция обучается этому поведению или умению. Если обобщить, то «эффект сотой обезьяны», демонстрирует необыкновенно стремительное распространение новаторской идеи или новой способности группы лиц среди всех жителей определенного региона и даже планеты в целом.

Первые сведения, связанные с «эффектом сотой обезьяны» широкой общественности стали известны благодаря предисловию к книге «Ритмы виденья» написанной Лоуренсом Блэром и изданной в 1975 году. В 1979 Лайалл Уотсон опубликовал свое произведение «Правила жизни». В обеих книгах описывался ранее невиданный феномен, имевший место в 1952 году на острове Якусима принадлежащем Японии, специалистов изучала поведение диких макак. Однако никто устанавливать истину не стремился, вполне довольствуясь перепечатками и вторичными источниками, которые аутентичными назвать было совершенно невозможно.

Итак, эти подвергшиеся искажениям источники рассказывали, что ученые начали подкармливать обезьян бататом (сладким картофелем), который бросали им просто в песок.

Ученые подкармливают обезьян бататом, бросив клубни прямо на песок. Источник изображения: kknews.cc
Ученые подкармливают обезьян бататом, бросив клубни прямо на песок. Источник изображения: kknews.cc

Обезьяны полюбили лакомство, хотя песок им по вкусу явно не пришелся, но первоначально они избавляться от песка не умели. А затем ученые заметили, что некоторые обезьяны начали мыть бататы. Есть даже сведения, что первопроходицей в этом деле оказалась самка по кличке Имо, которая то ли сама научилась этому процессу, то ли была обучена японскими специалистами.

Вскоре началось распространение (поначалу медленное) нового навыка среди младших представителей обезьяньей стаи, которые наблюдали за умеющими отмывать батат собратьями и повторяли их действия. Далее в книге Уотсона сказано, что стоило количеству обезьян, умеющих мыть бататы, достичь некоего определенного критического количества особей (около сотни), как остальные члены стаи, в том числе и вполне взрослые, автоматически приобрели новый навык, который к тому же неведомым образом распространился на окружающие острова, хотя обезьяны с соседних островов никак не контактировали с исследуемой стаей.

Обезьяна отмывает клубень батата от песка. Источник изображения:dailymail.co.uk
Обезьяна отмывает клубень батата от песка. Источник изображения:dailymail.co.uk

В дальнейшем обнаруженный эффект распространял Кен Киз-младший посредством своей книги «Сотая обезьяна», он преподносил его как феномен некоего коллективного сознания. Произведение имело успех, а история про взрывообразное обучение вошла даже в издания нескольких известных педагогов, как один из способов группового обучения.

Гром грянул в 1985 году, когда Элен Майерс проштудировала подлинные документы проводимого Японским центром по изучению обезьян в 1952 году эксперимента на Якусима. Эти данные публиковались в томах 2,5,6 журнала «Приматы».

Обезьяны моют клубни батата в воде. Источник изображения: фото-музей дикой природы Йошида
Обезьяны моют клубни батата в воде. Источник изображения: фото-музей дикой природы Йошида

Выяснялось, что никакого взрывообразного ускорения обучения не было, а приматы старшего поколения попросту так и не научились мыть бататы. Практика мытья батата действительно появилась у всех членов обезьяньей стаи, но очень не быстро, и только после естественного отмирания старшего поколения. Таким образом, сама Элен Майерс утверждает, что собранного фактического материала просто недостаточно, чтобы говорить о каком-либо феномене коллективного сознания.

Позднее с опровержением «эффекта сотой обезьяны» выступил Рон Амандсон, который также пришел к выводам схожим с результатами Элен Майерс. А еще он опроверг и распространение навыка мытья батата на других островах, хотя одна из обезьян переплыла небольшой пролив и прожила на соседнем острове не менее 4 лет.

В общем, «эффект сотой обезьяны» на данный момент не более чем мистификация, не подтвержденная какими-либо весомыми доказательствами.


Источник: zen.yandex.ru

Комментарии: