Платон, Марк Аврелий и Джордано Бруно о кибернетике

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-08-20 22:04

Философия ИИ

Одно из наслаждений, доступных философу, — обнаруживать созвучие мыслей у мудрецов, живших в разные времена и говоривших на разных языках. Казалось бы, совершенно разные люди; но в попытке приблизиться к истине они находят одни и те же ответы и даже образы. Это удивительно и прекрасно.

Сегодня речь пойдет о важности кибернетика. Слово пришло из греческого языка. «Кибернетик» (kybern?tik?) — это кормчий. Тот, кто правит лодкой, кораблем. В философском смысле это тот, кто направляет корабль нашей личности по водам жизни.

О важности кормчего, капитана корабля говорили разные мудрые люди. Впервые метафору кормчего можно встретить в диалогах Платона:

Так вот, представь себе такого человека, оказавшегося кормчим одного или нескольких кораблей. Кормчий и ростом, и силой превосходит на корабле всех, но он глуховат, а также близорук и мало смыслит в мореходстве, а среди моряков идет распря из-за управления кораблем: каждый считает, что именно он должен править, хотя никогда не учился этому искусству, не может указать своего учителя и в какое время он обучался. Вдобавок они заявляют, что учиться этому нечего, и готовы разорвать на части того, кто скажет, что надо. Они осаждают кормчего просьбами и всячески добиваются, чтобы он передал им кормило. Иные его совсем не слушают, кое-кто отчасти, и тогда те начинают убивать этих и бросать их за борт. Одолев благородного кормчего с помощью мандрагоры, вина или какого-либо иного средства, они захватывают власть на корабле, начинают распоряжаться всем, что на нем есть, бражничают, пируют и, разумеется, направляют ход корабля именно так, как естественно для подобных людей. Вдобавок они восхваляют и называют знающим моряком, кормчим, сведущим в кораблевождении того, кто способен захватить власть силой или же уговорив кормчего, а кто не таков, того они бранят, считая его никчемным. Они понятия не имеют о подлинном кормчем, который должен учитывать времена года, небо, звезды, ветры все, что причастно его искусству, если он действительно намерен осуществлять управление кораблем независимо от того, соответствует ли это чьим-либо желаниям или нет. Они думают, что невозможно приобрести такое умение, опытность и вместе с тем власть кормчего.

(«Государство», VI книга)

Почему каждому человеку нужен кормчий в его жизненном плавании? Ответ вроде бы очевиден: в своей жизни мы хотим не просто плавать, а куда-то приплыть. Значит, кто-то должен всем процессом руководить. Но кто? Вот тут, собственно, Платон и формулирует основную проблему: моряков на корабле много, но кто из них достоин звания кормчего? Тот, кто самый сильный? Самый знатный? Самый хитрый? Самый благородный?

Символически это означает, что нами в жизни могут управлять (и ведь управляют!) разные стороны нашей натуры. Иногда мы движимы желанием получить удовольствие. Иногда — страхом. Порой — выгодой. Иногда — разумом. Каждый из вас без труда назовет еще несколько подобных «кормчих», управляющих нами в течение всего одного дня.

Именно об этом, мне кажется, пишет философ и, по совместительству, римский император Марк Аврелий:

Какое употребление делаю я теперь из моей души? Вот вопрос, который следует себе ставить во всяком положении и исследовать далее, что происходит с тою частью моего существа, которую называют руководящей. Чья душа теперь у меня? Не ребенка ли? Не юноши ли? Не слабой ли женщины, или тирана, или скота, или дикого зверя?

«К себе самому»

Марк Аврелий считает, что недостойно благородного человека быть руководимым разными по природе импульсами. Ведь когда тобой руководят разные «кормчие», когда твой корабль направляют разные капитаны, то успех плавания под вопросом: вряд ли разные капитаны одинаково видят конечную цель. В конечном итоге кто-то должен стать главным. И опять тот самый вопрос: кто?

 

Ту же самую метафору корабля и капитана продолжает философ и подвижник Джордано Бруно:

Призыв трубы под знамя капитана

Порой тревожно воинов зовет,

Но кое-кто спешит не слишком рьяно

Занять места, кто вовсе слух запрет;

Кого убьют; кого не пустит рана,

Так многих в строй отряд не соберет.

Так и душа свести в ряды не может

Стремления их смерть и время гложет.

И все ж, влеком одной мечтой,

Я лишь одной пленяюсь красотой,

Лишь пред одним челом я голову склоняю.

Одна стрела пронзает сердце мне,

В одном пылаю я огне.

И лишь в одном раю я быть желаю.

«О героическом энтузиазме»

Джордано Бруно еще раз напоминает нам о важности одного, единого капитана. А то, что об этом же говорят Платон и Марк Аврелий, возможно, лишний раз укрепит нас в этой мысли: нужен один капитан.

Только вот кто? Дочитавшие до этого места определенно заслуживают того, чтобы узнать ответ. Но узнать они его смогут только самостоятельно, ведь философия тем и отличается от руководства по эксплуатации холодильника, что говорит не о том, что делать, а о том, почему и ради чего. Предоставляя каждому уникальную возможность найти свое что.

И это совсем не отговорка: ведь мы все разные и каждый по-своему уникален. Вряд ли возможны одинаковые ответы для всех. Каждому из нас предстоит самостоятельно найти того самого одного, единого капитана. Кормчего. Кибернетика. Того в нас, кто направит корабль нашей жизни по фарватеру предназначения.


Источник: bez-granic.ru

Комментарии: