УЧЁНЫЙ, ИЗМЕНИВШИЙ ЛИЦО СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-08-09 15:00

наука

9 августа 2020 исполняется 124 года со дня рождения Жана Пиаже (1896 – 1980), швейцарского психолога, автора работ о детской психологии, проложившего новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни. Метод Пиаже, богатство эмпирических фактов, качественный анализ детского мышления – вот то, что останется в науке навсегда.

Его детскими увлечениями были механика, изучение птиц, ископаемых животных и морских раковин. В 10 лет мальчик написал свою первую научную статью, в которой описывались наблюдения за воробьём-альбиносом. В это же время Пиаже устроился лаборантом в музей общественной истории к специалисту по моллюскам. Там он работал 4 года после школьных занятий; написал 25 статей по малакологии и смежным вопросам зоологии. Далее будущий психолог поступил в Невшательский университет. Во время учёбы он читал много книг по биологии, психологии, философии, социологии и религии. По окончании учебного заведения Пиаже получил степень бакалавра, позже – степень доктора естественных наук.

Ему удалось поработать в разных местах: в лаборатории Решнера и Липпса, в психиатрической клинике Блейера; с 1919 – в лаборатории Бине в высшей Парижской школе. Там он обрабатывал стандартные тесты на рассуждения, выполненные детьми. Результатом его исследований с применением «клинического метода» стали 4 статьи, опубликованные в 1921.

Через некоторое время Пиаже занял должность научного директора в институте Ж.-Ж. Руссо в Женеве. Там он исследовал детскую психологию: особенности детской речи, причинное мышление детей, их представления о повседневных событиях, морали и природных явлениях. На основе опытов он сделал вывод о прирождённом эгоцентризме ребёнка и о его постепенной социализации в процессе общения со взрослыми. По мнению психолога, в мышлении ребёнка обнаруживаются такие необходимые особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифицилизм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей).

Позже автор пересмотрел свои взгляды, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребёнка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Социальная жизнь, по мнению Пиаже, не может рассматриваться в целом в её отношении в психике. Вместо этого нужно рассматривать ряд определённых социальных отношений. В содержание этих отношений психолог ввёл психологический фактор – уровень умственного развития взаимодействующих индивидов.

Одно время учёный занимался тем, что пытался связать структуру бессознательного мышления взрослого и осознаваемого мышления ребёнка. В 1923–1929 он параллельно преподавал в Невшательском университете. Следующие 10 лет жизни психолог занимался генетической эпистемологией. Данная наука исследует познание с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта. По мнению учёного, генетическая эпистемология должна разрабатывать вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и фактов истории научной мысли. В своих исследованиях Пиаже широко использовал логические и математические методы. Итогом такой работы стало 3-томное сочинение «Введение в генетическую эпистемологию».

Постепенно Жан Пиаже начал применять собственную теорию интеллектуального развития детей в младенческом возрасте к созданию и обоснованию педагогических методов. С 1941 стал заниматься исследованиями интеллектуального развития более взрослых детей. Он исследовал такие образы познавательной деятельности у детей, как число и количество, движение, время и скорость, пространство, измерение, вероятность и логика. Пиаже определил основные стадии детского интеллекта и отметил, что в возрасте от 2 до 7 лет интеллект называется оперативным. В это время у детей формируется речь, собственное представление об окружающих предметах; образ и слово в качестве метода познания вытесняют движение, развивается «интуитивное», образное мышление. После этого и до 12 лет интеллект ребёнка проходит стадию конкретных операций. Из умственных действий формируются операции, которые уже в полной мере обратимы и выполняются только на реальных предметах. Последняя стадия формирования интеллекта – это стадия формальных операций. У ребёнка развивается способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, которое уже не зависит от конкретных действий.

После окончания Второй мировой войны Жан Пиаже переехал в Манчестер. В это время он получил почётные звания в университетах Гарварда, Брюсселя, Сорбонны. Занимался исследованием интеллектуальных способностей умственно отсталых детей; продолжал разрабатывать генетическую эпистемологию, выпускал публикации на эту тему. В 1955, получив субсидию от Рокфеллеровского фонда, основал международный центр генетической эпистемологии.

Умер 16 сентября 1980 в Женеве.

Предлагаем читателям ознакомиться с работами Жана Пиаже, имеющимся в фондах библиотеки СмолГУ.

Комментарии: