Семиотика традиционных гаданий: коды |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-08-24 11:30 Гадания являются важной составной частью любой культуры. Они относятся к её прогностической сфере, влияющей на формирование, выбор программ поведения как отдельного человека, так и значительных по численности социальных, социально-профессиональных групп. Как правило, они используются в «критических ситуациях», в состоянии перехода: смена качества, неопределённость. А это в основном переломные моменты в жизни индивида, общества, природы. С помощью гаданий не только узнаётся, проясняется будущее (близкое или далёкое), но и определяется стратегия поведения. Из нескольких возможных программ развития ситуации выбирается одна, определившаяся результатом гадания: строить – не строить жилище на этом месте и в это время (1); определение брачного партнёра и реальности – нереальности замужества (2); голодным или изобильным будет наступающий год (3) и т. п. Наличие в культуре этноса специального прогностического блока объясняется тем, что причины изменения «правильного» (в переделах нормы) хода событий, многие, как правило, ключевые моменты будущего скрыты от человека. Сведения об этом, согласно традиционным представлениям, известны обитателям других, нечеловеческих пространств (миров). Для получения такой информации необходимо установление контакта с ними. Гадания и являются одним из таких инструментов. В них может использоваться один символ*: монета («орёл – решка»), палка, палочка (для определения жребия) или, намного чаще, несколько, имеющих различную форму проявления (слово, действие, вещь...) и организованных в различной степени сложности системы. Подобные информационные, организованные по определённым законам системы мы относим вслед за Н.И. Толстым к семиотическим «текстам» (5). Проблемам соотношения знака, символа и текста, выявления законов создания и функционирования семиотических текстов посвящено немало работ (6). Однако в них по преимуществу анализируются языковые тексты. Н.И. Толстой, как и ряд других исследователей, расширил это понятие, относя к нему не только словесные, письменные, но и другие информационно организованные и завершённые формы культуры: обряд, танец, архитектурный комплекс, сад/парк, обрядовую пищу, костюм и т. д. Правомерность такого расширительного толкования семиотического текста наглядно демонстрируют гадания. Более того, предназначенные для получения информации из «других миров», они минимально отягощены несемиотическими элементами (техническими, утилитарными). Каждое гадание в отдельности, независимо от степени простоты или сложности, представляет собой завершённый текст, и почти всё, что в нём используется, обладает символической нагрузкой. Данное наблюдение противоречит выводам некоторых авторитетных специалистов в области семиотики. Например, Г.Г. Почепцов отмечает, что «минимальным количеством знаковых состояний» может быть два и приводит пример: наличие – отсутствие цветка на окне, использующегося для тайного сообщения (4). На наш взгляд, этот тезис ошибочен, а пример неудачен. В данном случае смешаны два явления: цветок = знак/символ и наличие – отсутствие = значение, сообщение. В гаданиях восточнославянского населения Кубани независимо от тематики используются достаточно разнообразные по формам проявления, по манифестациям символы и «языки». Тематика и некоторые мировоззренческие (семиотические) аспекты гаданий мы рассматривали в ранее опубликованной статье (7). В данном случае мы коснёмся прежде всего таких вопросов, как коды («языки»), и некоторых закономерностей парадигматического и синтагматического свойства, прослеживающихся в этом блоке традиционной культуры. В каждом конкретном гадании, как отмечалось ранее, в большинстве случаев используется несколько кодов. В целом их состав достаточно разнообразен. Предметный код.
*Дижа— деревянная емкость, предназначенная для приготовления теста, квашня. **Другие названия этой травы — «кукушкина трава», «кукушкин лён», «кукушкины слёзы». В целом предметный ряд, достаточно полный перечень предметных символов выглядит следующим образом. Элементы костюма: обувь, шапка, пояс (мужской, женский), кольцо, перстень, гребешок (для волос), штаны, юбка, коса (девичья), лента, чулок (носок), «намысто / намисто» (монисты), венок, крестик (нательный), волосы, накосники. Посуда, утварь, инструменты, оружие: «дижа/дежа», кочерга, макитра, ложки, веник, карандаш (ручка), молоток, сабля, стакан, нож, вилка, ножницы, полотенце (в т. ч. новое), зеркало (в т. ч. новое). Части жилища, ограды, «макеты» надворных построек и сооружений: окно, калитка, ворота, замок и ключ, «колодец» (из кукурузных кочерыжек, спичек, камыша, соломы), «кладочка» (мостик из спичек, камыша, соломы), колья / столбы (в изгороди), кора, сучки на них, камыш (с крыши). Продукты, пища: зерно (пшеница), хлеб, пышки, лепёшка, пирожок, блин, коровай, паска (пасха), соль, каша, кутья, «крыхты» (крошки хлеба), жаворонки (из теста), кресты (из теста), лук (дольки лука), картофель, яблоко (дольки). Выпечные обрядовые изделия из теста: жаворонок, коровай, крест практически всегда используются в совокупности с ещё одним символом – монетой, запечённой в них. Домашние и дикие животные, корм: петух, курица, овца, шерсть, свинья, гуси, вол (бык), кукушка, собака, сено (из-под кутьи, из копны). Природные стихии, объекты: вода, огонь. А также прямо или косвенно связанные с ними элементы: дрова, спички, свечи, щепки, палочки, веточка (вишни), уголёк, зола, «пичина / печина» (затвердевшая глиняная обмазка печи). Помимо этого применялись земля (из-под пятки), ямки (в земле), отпечаток (на снегу), вполне конкретная куриная кость, «кобылка», пуповина. Из мифологических персонажей в особом гадании фигурирует «хазяин/ хозяин» (домовой). Важное значение в гаданиях играют движение, перемещение и, как противоположное состояние, неподвижность, стояние, толкуемое часто как сохранение прежнего состояния, качества. Акциональный код. 1. (Ночь под Рождество). Ставили зерно, зеркало и вносили петуха. Смотрели, к чему он подойдет и что будет клевать. Если к зерну – муж будет хлебороб, к воде – пьяница, к зеркалу – хвастун. В других гаданиях этого же периода важное значение имели такие действия, как открывание (открывание = соединение двух пространств), переход из одного (своего) пространства в другое, внешнее (= уход со своего пространства). 2. Девушке завязывали глаза, в руках у неё был хлеб. Её отпускали. И если ей удавалось выйти через специально открытые для этого случая ворота, калитку, то это означало, что она выйдет замуж (17). 3. Символическое значение имело и такое действие, как переворачивание предметных символов, использовавшихся в гаданиях. После рождественской вечери девушки складывали свои ложки в одну миску. Сверху ставили «хлибыну» (булку хлеба) и оставляли на ночь. Чья ложка перевернётся, та первой в новом году выйдет замуж* (18). *Показательно, что точно так же, но с участием всех членов семьи могли гадать и о том, кто из членов семьи умрет в наступающем году, что косвенно может подтверждать восприятие замужества как символическую смерть. Вынимание, вытаскивание своеобразного жребия, завязывание глаз: 4. Отец писал записки трёх видов: «счастье», «полусчастье», «несчастье» (на каждого члена семьи такой комплект записок). Записки на ночь оставляли в шапке. Утром отец перемешивал их, и каждый тянул записку (19). 5. Или под Новый год, перед сном в один сапог клали золу, а в другой – хлеб. Утром с закрытыми глазами доставали сапог. Если попадался с золой, то муж будет пьяница (в других вариантах – злой. – Н.Б.), если с хлебом – хлебороб (20). 6. На Новый год девушки по очереди закрывали глаза, бросали в стакан кольца. Если попадёт – выйдет замуж (21). 7. С завязанными глазами переходили улицу и хватали руками первый попавшийся в изгороди столб. Если столб в коре – муж будет богатый. Без коры – бедный (22). 8. Ходили к скирде и с завязанными глазами ртом вытягивали соломинку, травинку. Если соломинка «лохматая» (с листьями), то жених будет богатый. Если без листьев – бедный (23). 9. Наливали воду в кружку (в других вариантах в ведро, вёдра. – Н.Б.), рядом клали замок. Ключом «замыкали» воду в кружке и с замком переносили под кровать. Ключ прятали под подушку и говорили: «Замкнула кружку с водою. Кто придёт за ключом, тот моим женихом будет» (24). 10. Девушка «замыкала» косу и ложилась на печь, загадывая: кто косу отомкнёт, за того замуж пойду (25). 11. Перевязывали косынкой калитку, и кто её снимет, за того она и выйдет замуж (26). Умывание – вытирание: 12. Вечером перед сном девушка умывалась, но не вытиралась и помещала полотенце под подушку. Спать ложилась на новом месте. Кто во сне придёт и вытрет полотенцем, за того и замуж выйдет (27). Бросание (в воду, посуду), перебрасывание через «границу», ныряние (в венках): 13. На Ивана Купалу девушки плели венки и ныряли в них. Смотрели, в какую сторону венки поплывут – туда и замуж выйдут (28). 14. Девушки бросали венки в реку и смотрели, куда поплывут. Если венок прибило к берегу, то муж будет местный. Если венок поплыл далеко, то и муж будет издалека (29). 15. Через хату девушки бросали чувяки (сапоги…), (реже веник, скалку для теста) и определяли, откуда жених, в какую сторону замуж выйдут (30). 16. Набирают кружку воды, крестятся и читают молитву. По ходу чтения молитвы зажигают и бросают в воду спички. Если они тонут, то человека сглазили (31). Ездить, «езда» (верхом на кочерге): 17. Девушку «сажали верхом» на кочергу, завязывали глаза, несколько раз обкручивали вокруг и отпускали. Если она попадёт в открытые ворота («выедет»), то в этом году выйдет замуж (32). Вращение вокруг оси: 18. (Гадали на молодой месяц после Нового года). Становились на пятку правой ноги, три раза крутились вокруг оси на пятке. Землю из-под пятки заворачивали в бумагу или тряпочку и клали на ночь под подушку со словами: «Скажи мне, кто у меня жених будет?» (33). Соединение, перевод через преграду, «границу»: 19. Под кроватью кладут параллельно две кукурузные кочерыжки (или палочки), изображающие берега реки. Третью кладут поперёк. Это кладочка. Кто во сне через кладочку переведёт, тот и жених (34). Падать, падение: 20. Вечером девушки выходили в сад и спиной падали в снег. Утром смотрели на отпечаток. Если он неровный («похлыщенный»), полосами, то муж будет драчливый, будет бить (35). Тянуть, вытягивать, ловить, выбирать: 21. С завязанными глазами находят первый попавшийся столб. Какой столб – такой и жених. В коре – богатый (36). 22. Гадающие прятали ленту, гребешок, кольцо. Если девушка нашла, вытащила ленту, то замуж не выйдет. Гребешок – выйдет, но не сразу. Кольцо – к замужеству (37). 23. Ночью ловили овцу и перевязывали лентой. Утром смотрели, «какой жених достанется» (38). 24. Парни «обнимали» колья в заборе (сколько захватит), а затем считали. Женится или нет (39). 25. Ночью девушки шли на «бычню» (ферму). Гадающая подходила к лежащему быку и говорила: вставай (раз), вставай (два), вставай (три)… Если бык поднимался на второй раз, значит, замужество наступит через два года. На третий раз – через три (40). 26. С утра стелили постель ко сну. Садились есть. Девушка откусывала один раз от куска хлеба, а остальное прятала под подушку. Вечером делала колодец из спичек, ложилась спать, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи ко мне вечерять и напейся из моего родника водички» (41). 27. Открывали в русской печи трубу, в печь ставили две зажжённые свечи, зеркало. В печь залезала девушка. Её там закрывали. Она смотрела в зеркало, в котором должно было появиться изображение жениха (42). Сюда же следует отнести молчание, счёт (как действия), различные формы скрывания, прятания предметного символа (колец в воде, под полотенцем или завязывание глаз, запекание монеты); плетение (венков), завязывание (узелков на ленте); ступание (на полотенце); сон (как действие / состояние), зажигание (огня, свечи, спички); загадывание (сна). Характерной особенностью многих из них является то, что это акциональные символы-условия, а не символы-трансляторы, источники информации. Важным в гаданиях является и такое действие, как расстановка (по местам) используемых символов и самих участников гадания. Да и само гадание, любой конкретный текст — это тоже действие, совершаемое по определённым правилам и включающее в себя ряд частных символических действий, располагаемых в строгой временной последовательности. Числовой код («язык» чисел). Счёт и число в некоторых гаданиях являются базовыми символами. В первую очередь это относится к гаданиям женильной тематики, в которых актуализируются несколько вариантов числового кода: загадывание конкретных чисел, неопределённый числовой ряд (от первого до последнего), чёт-нечет. 28. Брали охапку дров и вносили их в дом. Девушка раскладывала их попарно. Чётное (парное) число предвещало замужество (43). Для конкретизации, что будет представлять собой жених и его семья, загадывали перед началом число, но обязательно чётное: 12-й, 20-й. 29. В плетне отсчитывали 10 кольев. Если кол сучковатый, то у жениха много братьев (44). Могли считать колья с первого до двенадцатого. Конкретно могли число не определять, а считали все от начала изгороди до конца («од угла и до угла»). И в этом случае важным было их чётное или нечётное количество. Могли считать не колья, а спички в коробке. Чёт, парность проявляются и через другие предметные символы: при «замыкании» воды (чаще «замыкали» два ведра «непочатой воды»), строили «колодец» в 4, 6 срубов. В другом варианте числового кода базовым является число 3 и производные от него: 9, 27. 30. Считали колья три раза по девять (3*3 = 9, 3*9 = 27. – Н.Б.) (45). 31. Считали колья 9 раз по 9. Последний перевязывали, а утром шли смотреть: в коре – жених богатый, без коры – бедный (46). В гаданиях фигурирует и число 7. Считали колья семь раз по девять (7?9 = 63). В других вариантах число определялось количественными характеристиками объекта, с которым связано гадание. Например, для долгосрочного прогноза погоды, на весь год, брали 12 долек лука (яблока, картофеля) или 12 ложек и насыпали в них соль. Каждая из них символизировала один из месяцев года. Или в другом гадании, о замужестве: 32. Девушка подходила к «свынынцю» (свинарнику) и говорила: «Тю-тю (ц-ц), на цэй год?» Если свинья молчала, продолжала: «Ц-ц, на той год?», «Ц-ц, на трэтий год?» Если свинья хрюкала на первый раз, значит, девушка выйдет замуж в этом году, на второй год – в следующем (47). Этот же принцип действует и в гаданиях с кукушкой: «Кукушка, кукушка, сколько лет я проживу?» Количество, число кукований, следовавшее после этого вопроса, воспринималось как ответ на него (48). К ключевым числовым символам следует отнести и единицу в таком её значении, как первое, начальное. 33. Девушка первой брала первую ложку кутьи и выходила на «Святую гору» (на крыльцо, к святому углу. – Н.Б.). С какой стороны петух запоёт – туда и замуж выйдет (49). 34. Брали «курей» и сажали их в русскую печь. Чья курица первой выскочит из печи, та девушка первой и выйдет замуж (50). Однако единица в гаданиях фигурирует и в другом качестве, как провоцирование, «нарушение» нормы, отсутствие чётности (парности): 35. Девушка ложилась спать в одном носке или чулке. Суженый придёт во сне и снимет носок (51). Звуковой код. К звуковому коду, достаточно активно используемому в гаданиях, относятся любые звуки – знаки, символы, не являющиеся человеческой речью. Источниками таких звуков обычно являются домашние или дикие животные или мифологические персонажи. 36. В 12 часов ночи девушка с кутьёй в руках выходила на крыльцо и слушала, в какой стороне залает собака (там живёт будущий муж) (52). 37. Девушка первой (из членов семьи. – Н.Б.) брала ложку и выходила на «Святую гору» (на крыльцо. – Н.Б.). Слушала, где запоёт первый петух (в ту сторону и замуж выйдет) (53). 38. После ужина на Новый год брали хлеб и выходили на улицу. Слушали, в какой стороне залает собака (туда и замуж) (54). 39. В 12 часов ночи на Новый год девушки выходили на улицу и слушали, где залает собака, где гуси зашумят (туда и замуж пойдёшь) (55). 40. Девушка ловила петуха и ждала: если закукарекает, значит, она выйдет замуж (56). 41. После новогоднего ужина сметали в тарелку со стола «крыхты» (крошки) и с ними выходили на улицу. Слушали, с какой стороны «собаки гавкають, туда и замуж пойдёшь» (57). 42. Весь день накануне Крещения девушка не ела, чтобы жених хороший попался. Перед ужином брала специально испечённый для этого калач и выходила на улицу, к святому углу и слушала: «якый звук там или хто забалакає; или собака загавкає в яком конци, там твоя судьба» (58). 43. Когда домовой душит, надо спросить: к добру или к худу? Если ответит «до», то к добру, «ху» – к худу (59). Значение имели и такие звуки, как хрюканье свиньи (см. гадание №32), кукованье кукушки и некоторые другие сигналы. Вполне очевидно, что звуковая часть гаданий, по существу, связана с их пространственной компонентой – в какую сторону предстоит замужество. В меньшей степени со временем: в этот или на следующий год? сколько лет жизни? Вербальный (словесный) код. К нему следует отнести как формульные тексты: молитвы, заговоры, неформульные речевые составляющие гаданий – и, на наш взгляд, внутреннюю речь (загадывание, задумывание). Количество выявленных формульных и псевдоформульных словесных текстов пока невелико. В полночь под Рождество девушка шла считать колья в изгороди. Считали до десятого колышка и при этом приговаривали: «Кол, ковец, кол, ковец...» (кол, колец? – Н.Б.). Если на последний кол приходится слово «кол», то жених – парень. Если ковец (колец. – Н.Б.), жених – вдовец. Если в коре, то богатый. Без коры – бедный (60). Могла использоваться и несколько иная формула: «Вдовец-молодец, вдовец-молодец...». 44. Считали колья «от угла до угла», приговаривая: «Удовец, молодец. Удовец, молодец...» Какое слово придётся на последний кол, таким будет и жених (61). 45. Под Крещенье, в 12 часов ночи, воду, набранную «до зари» (до рассвета. – Н.Б.), ставили в стакане на стол. За стаканом с водой ставили зеркало и говорили: «Вода пресвятая, зеркало моё любимое, зрящее, скажи: кто будет мой жених?» (Могли гадать таким образом и для подруг) (62). 46. Перед сном рядом с подушкой ставили воду, клали кольцо и говорили: с кем век вековать, тот придёт воды набирать (63). 47. Девушка бросала кольцо в воду (в чашку, миску с водой. – Н.Б.) и говорила: «Колечко, колечко, золота колечко, мое колечко, покажи сердечко. Да мий сужыный? С кым я буду жыть?» (Смотрели в воду. Там должен был появиться образ суженого.) (64). 48. Девушка брала кольцо и через него смотрела на месяц, спрашивая при этом: что делает сейчас мой суженый? (65) 49. Девушка на кочерге с завязанными глазами должна была «выехать» в ворота. Подружки в это время пели свадебные песни и говорили, что невеста едет (66). 50. «Замыкали» в кружке воду. Рядом с кружкой клали замок и ключ. Кружку и замок переносили под кровать. Ключ прятали под подушку. Говорили: замкнула кружку с водою. Кто придёт за ключом, тот моим женихом будет (67). 51. Перед сном на ленте завязывали узелки и перевязывали этой лентой левую руку. При этом говорили: «Ложусь спать на трёх горах,/Иисус Хрыстос у головах,/Тры ангола по бокам./Одын ангол молытву читав,/Другый <ёму помогав,/Трэтий святым хрыстом ограждав.*>/Скажы мне, Господи, | С кем век вековать,/Того хочу во сне видать» (68). *Текст полностью записать не удалось, реконструкция (в косых скобках) сделана по пересказу. В качестве примера «мысленной речи» можно привести следующее гадание. 52. Пекли пышечку на соли (специально пересоленную). Перед сном её съедали и загадывали «на сон»: «кто будет моим мужем, чтобы пришёл и мине водичкой напоил». Приснится будущий муж (69). 53. Брали два зеркала, ставили их «друг против друга», по бокам располагали свечи. Смотрели в межзеркальный «коридор», приговаривая: «Суженый-ряженый, прыйди к колодцу, напейся водицы, мне покажись». Если образ покажется на мгновение, любовь будет мимолётной (70). 54. Девушки варили кашу и ночью выходили с этой кашей на перекрёсток, брались за руки и говорили: «И хорошие, и плохие, касалапые, слепые, все до нас приходите»*(71). *Хотя информаторы отнесли этот текст к гаданию, по содержанию он скорее всего является заговором. 55. Ставили «друг против друга» два зеркала и говорили: «Суженый-ряженый, приходи ко мне голову (волосы) чесать» (72). В гаданиях возможен и словесный диалог в форме вопрос-ответ. Ночью спрашивали под окнами (чужого дома): «Хозяин, хозяин, как моего жениха зовут?» (Хозяин называл имя) (73). Могли спрашивать имя через забор у проходящих мимо. Или: 56. Девушка набирала ложку кутьи, бежала на улицу и у первого встречного мужчины спрашивала его имя (имя будущего мужа) (74). 57. Девушка стояла под чужим окном и ждала, когда в доме кого-нибудь позовут. Услышанное имя – имя будущего мужа (75). 58. Под Крещенье ночью шли к чужому дому и, как правило под окном, подслушивали. Если в разговоре в доме вначале (первым) будет присутствовать слово «сядь», то сидеть девушке в этом году в девках. Если слово «иди», выйдет замуж (76). В связи с некоторыми гаданиями информаторы специально подчёркивали такое условие, как запрет на разговор. 59. В комнате ставили зеркало, и в 12 часов ночи должен был появиться образ жениха. Гадающая (гадающие) должны были молчать (77). Обязательным условием молчание было и при гадании (сидении) в конопле на Ивана Купалу, при набирании воды из реки и переносе её в жилище для приготовления специальных лепёшек, использовавшихся в гадании и других ситуациях. Слово, речь, но особая, «немая» используются не только инициатором (субъектом) гадания, но и виртуальными, вызываемыми образами (объектами). 60. Набирали два ведра «непочатой воды». Дужки вёдер замыкали замком, а ключ клали под подушку. Кто во сне придёт и попросит воды, тот и будет жених (78). Иногда слово используется как конкретизирующий маркер предметных символов. 61. Набирают в тарелку воды, пишут записки с именами парней. Капают в воду расплавленный воск, приговаривая: «Оцэ – я, оцэ – жыних, оцэ – я, оцэ – жыних...» Записки с именами раскладывали вокруг тарелки. Эти капли воска должны соединиться и приплыть к одной из записок. Имя в записке – имя жениха. (При гадании снимали с себя нательный крестик.) (79). Записки с именами и другого содержания являются графической формой вербального кода, применяемой в гаданиях. 62. На бумажках писали «счастье», «несчастье». Эти бумажки на ночь клали под подушку. Утром не глядя доставали одну из них (80). 63. Помимо «счастье», «несчастье» могли через записки загадывать и другое: «замуж», «не выйдешь замуж». Или «женишься», «не женишься» (для парней) (81). Словесный код используется и в некоторых гаданиях с животными: кратные попытки поднять вола, быка, свинью с целью узнать, через сколько лет предстоит замужество. В целом вербальный код, также как и акциональный, является весьма значительным в гаданиях. В явной (формульные или псевдоформульные тексты), а чаще в неявной (загадывание, задумывание) форме он представлен, по сути, во всех гаданиях. Цветовой код. В гаданиях, по крайней мере приуроченных к календарю, цветовой код («язык» цвета) в прямом виде, а не косвенном (ветки, травы, цветы) используется редко. Участниками Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции зафиксированы единичные случаи его проявления. 64. Смотрели сено, на котором стояла кутья в святом углу. Если в нём находили шерстинку, волос, то по ним определяли, какой масти следует покупать, держать домашний скот (82). 65. Ночью под Новый год в сарае в темноте ловили овцу и помечали её (могли перевязать лентой. – Н.Б.). Утром смотрели, какой масти овца. Если шерсть чёрная, то и жених будет «чорнявый / чернявый» (черноволосый). Если овца лохматая – жених богатый (83). Временной код. В календарных гаданиях значимым является календарное (тот или иной праздник) и суточное (день – ночь) время. В массовом порядке (групповая или индивидуальная форма) гадания совершались во время зимних Святок: Рождество, Новый год по старому стилю, Крещение. Этот период наиболее насыщен такого рода действиями самой различной тематической направленности при доминировании женильной. Гадали также на Масленицу, во время Великого поста (на «Средохрестье», 40 святых, т. е. на середине, переломе поста); на Пасху, Троицу, Ивана Купалу. Зимние святочные гадания совершались ночью, в идеале в полночь. Часть из них начиналась ночью, в полночь, а завершалась (получение результата) утром. Гадания, связанные с последующими годовыми праздниками, за исключением отдельных, сиденье, например, на Ивана Купалу в полночь в конопле, приходились на первую половину дня, полдень. В другом корпусе гаданий регулятором выступал биологический возраст («биологическое время»): первый день в жизни ребёнка, год, 7-8 лет (развязывание пуповины, например). А также социальный возраст («социальное время») и связанные с ним события: рождение – свадьба – проводы на службу – похороны. Особую группу составляют окказиональные гадания. По случаю: болезнь, пропажа чего-либо, кого-либо, отсутствие вестей, затруднения при принятии ответственного решения. Они в меньшей степени регламентировались временным фактором. Хотя в некоторых из них, связанных, например, с болезнями, пропажей / кражей, временной код использовался. Могли учитывать лунарное время (молодой месяц или на ущербе), недельное время (день недели), суточное время. Пространственный код. Пространство, по традиционным представлениям, как и время, неоднородно, и не каждая его часть пригодна для того или иного гадания. В процессе гадания, через перемещение используемых символов, участников действа, раскрываются или преодолеваются «границы» и связываются различные части пространства. Гадание могло проводиться в жилище, внутреннее пространство которого также неоднородно. Для этих целей использовали место для сна (кровать, под кроватное пространство, печь). В связи с обязательными условиями в некоторых гаданиях использования нового для сна места («ложусь на новом месте, приснись жених невесте»), оно могло временно перемещаться (кровать – печь, кровать – лавка). Многие гадания проводились на столе, что, конечно же, не случайно. Стол – один из наиболее значимых элементов интерьера. Он ассоциируется с центром (стол = престол), изобилием (пища), устойчивостью. Центральное положение и приподнятость над полом, регулярное собирание членов семьи, «своих» и «чужих» (гостей) за столом превращают его в место пересечения, соприкосновения различных пространств. 66. За стол садились три девушки. Перед собой они ставили блюдца (три). В одно клали деньги, в другое – «намисто», в третье – крестик (нательный). Блюдца накрывали полотенцем. Одной из участниц завязывали глаза. Водили по хате и подводили к столу. Она выбирала одно блюдце. Если в нём был крестик, то это означало, что ей всю жизнь предстоит «нести крест» (т. е. предвещалась тяжёлая доля). Если «намисто» – муж будет гулять. Деньги предвещали богатого мужа (84). Редко, но задействуется и такая сакральная часть пространства, как святой угол, причём как внутренняя, так и внешняя его стороны. 67. Весь день перед гаданием девушка не ела (чтобы жених хороший попался). Перед ужином она брала специально приготовленный для этого калач, выходила на улицу к святому углу и слушала, откуда какой звук донесётся (лай, человеческий голос), «там твоя судьба» (85). 68. Девушка зажигала в святом углу свечу. На листиках писала имена парней, с которыми дружит. Листы скатывала в трубочку и складывала в стакан, в котором было немного воды. Стакан с записками оставляла в святом углу и ложилась спать. Утром она вставала раньше всех и молча, перекрестясь, левой рукой доставала одну из записок. Так узнавали имя жениха. Многие гадания проводились у печи, на печи и в печи. Наоборот, немногие, в церкви: закатывание волос ребёнка в воск и бросание в купель во время крещения (будет жить – не будет жить), наступание молодых на полотенце и некоторые другие. Ещё более интенсивно использовались нежилые, «нечеловеческие» части пространства: двор, хозяйственные локусы и находящиеся в них постройки (дровник, сеновал, сарай, свининец, колодец, огород, сад). Третий круг включает в себя такие части пространства, как улица, перекрёсток, чужой двор, река. Одну из ключевых ролей в гаданиях играют различного рода «границы»: плетень / изгородь, окна (чужие), калитка, ворота, крыша дома, труба, перекрёсток. 69. Девушка ночью выходит на перекрёсток, и, если первый встречный будет мужчина, то это предвещает замужество в наступающем (наступившем) году (86). В пространственном коде гаданий чётко прослеживается несколько оппозиций, выполняющих важную моделирующую функцию: внутреннее – внешнее, своё – чужое, человеческое – нечеловеческое, сакральное – профанное пространства. 70. На Пасху на столе ставили лишнюю миску с кутьёй. Затем с нею выходили во двор и раздавали взрослым и детям. Потом ложки черенками втыкали в кутью и ждали: чья ложка упадёт, тот скоро умрёт (87). 71. Девушка весь день перед гаданьем ничего не ела. Вечером она пекла пирожки и с ними шла к воротам. Ждала, когда пройдёт мужчина, и спрашивала его имя (так будут звать и жениха) (88). 72. После ужина (под Новый год) брали хлеб и выходили на улицу. Где собака залает, в ту сторону замуж пойдёт (89). 73. Девушка, набрав из реки воды, ни с кем не разговаривая, молча шла домой. На этой воде замешивала пышку. Приготовив, прятала её под подушку и ложилась спать. Кто во сне придёт и попросит хлеба, тот и жених (90). К сожалению, в ходе полевых исследований не фиксировалась пространственная ориентация (относительно сторон света) тех символов, которые использовались во время гадания. Некоторые тексты позволяют высказать предположение, что свои закономерности в этом вопросе существовали. 74. По четырём сторонам раскладывают уголь (древесный), кирпич, соль, хлеб. В иголку вдевали длинную нитку, нанизывали на неё кусочек хлебушка, зажигали свечу. Держа за нитку, иголку опускали по центру и смотрели, в какую сторону («на что») она отклоняется. На соль, хлеб – муж будет хлебороб, на уголь – кузнец, на кирпич – к печали (91). Синтагматический аспект. Изложенный в статье материал далеко не полный по данной теме, тем не менее даёт возможность сделать некоторые предварительные выводы. В гаданиях используются разнообразные по форме проявления коды («языки»): предметный (реальный), акциональный, звуковой, вербальный (в т. ч. в графической форме), числовой, временной, пространственный, цветовой. Однако в отличие от других поликодовых семиотических текстов, обрядов, например, их использование в конкретных гаданиях имеет некоторые синтагматические особенности. Если в ритуале, обряде мы часто наблюдаем синхронно-параллельное (многолинейное) использование разных по форме «языков», одновременно передающих (дублирующих) одно и то же значение, но разными средствами*, то в гаданиях такая многослойность – явление редкое. Например, в некоторых текстах, направленных на вызывание образа, узнавание суженого, реальный символ (мужской пояс, вода, замок, ключ) может, но не всегда, одновременно усиливаться вербальным («Ложусь на новом место, приснись жених невесте»). Чаще же различные «по материалу» результативные символы во время организации их в текст (конкретное гадание), т. е. в процессе функционирования «выстраиваются в одну линию по принципу чередования, дополнения: акциональный символ ? предметный символ ? акциональный ? вербальный и т. д. = результат (получение информации). *Например, в ритуале хлестания вербой, где одновременно используется предметный символ (верба), акциональный (хлестание, битьё), вербальный («Вербохлёст, бей до слёз, не умирай, красного яичка дожидай!»; ср. Н.И. Толстой, Язык и народная культура (М., 1995), стр. 68-69. Хотя следует иметь в виду, что в гаданиях целевая установка определяется загадыванием, которое может озвучиваться как в виде формульных текстов или в свободной (импровизационной) речевой форме, так и не озвучиваться, а мыслиться или произноситься «про себя». Отдельные коды, взятые в отдельности (акциональный, пространственный, временной...), но в связи с данным блоком традиционной культуры, так же демонстрирует некоторые закономерности. Например, в зимний период гадания, не считая окказиональных, в основном проводятся в ночное время или даже в полночь. В весенне-летний период – в дневное, чаще всего в первой половине дня. Хотя и здесь есть исключения. Временной код связан и с двумя вариантами получения результата. В одних гаданиях цель достигается сразу: подслушивание под окнами, бросание обуви, счёт (чёт-нечет) кольев, пение петуха и т.п. В других результат узнают утром: записки, в какой-то степени сны, «считывание» информации с отпечатка на снегу, перевязанного столба и т. п. В связи с пространственным кодом в гаданиях можно выделить прежде всего две стратегии поведения и действия в пространстве участников гадания. В одном случае значимые действия, составляющие конкретное гадание, начинаются с передвижения участников, перемещения символов из внешнего пространства во внутреннее, где ритуал и завершается: набирание и перенос воды из реки, внесение петуха, курицы, дров в жилище и т. п. В другом движение, перемещение начинается из внутреннего пространства во внешнее, где и получают ответ на загаданный вопрос. Первая стратегия связана с переносом, переводом из внешнего пространства чего-либо неокультуренного, нечеловеческого: вода из реки, животные, земля. Вторая, наоборот, с переводом во внешнее пространство окультуренного*: кутья, хлеб, дежа, лента и т. п. Во внешнем пространстве, судя по всему, чаще чем во внутреннем, соблюдается запрет на человеческую речь, то есть соблюдается молчание. *Разработкой этой проблемы успешно занимался А.К. Байбурин (92). Именно из внешнего пространства (другого мира) и поступает, приходит информация, составляющая цель гадания. В некоторых текстах, несмотря на использование символов, это выглядит предельно «реалистично». Например, гадание о жизни – смерти, одном из конкретных проявлений судьбы, когда перед сном в один сапог кладут хлеб, а в другой «пичину» (или древесный уголь), а утром не глядя берут один сапог и определяют, что ждёт в наступившем году. В связи с пространственным кодом очень интересен такой символ, как «Святая гора», с которой временно может ассоциироваться крыльцо, святой угол: девушка с кутьёй выходила на «Святую гору» и слушала, в каком краю запоёт петух. Святая, мировая гора, как центр, связующий все стороны света, верх и низ в сочетании с такими символами, как петух, кутья, сами по себе образуют, судя по всему, сложный и архаичный семиотический текст, древо жизни. Пространственный и акциональный коды играют важную роль в определении (узнавании) судьбы в её конкретизированных содержаниях (в т. ч. замужество, женитьба, бедность, богатство и т. п.). В связи с этим обращают на себя внимание различные варианты реализации акционального кода. Прежде всего это такие действия-символы, как выбирание (не глядя, не видя), вытаскивание (из чего-то закрытого, невидимого), по сути, жребия. Это может быть свёрнутая записка, крест, кольцо, столб, животное или действие (выйдет – не выйдет, «выедет – не выедет» в ворота) и т. д. Показательно другое. Один корпус гаданий предполагает, что соответствующие символы должны быть скрыты, укрыты от глаз гадающего. Как правило, эти гадания осуществляются во внутреннем пространстве, в жилище. В других гаданиях скрывание, скрытость, закрытость достигаются завязыванием, закрыванием (дежой, макитрой) глаз гадающего. Иногда в этом даже нет необходимости, так как действие осуществляется в полной темноте (отлавливание овцы, например, в сарае). Важно то, что и в том и в другом случае значимое для гадающего, как возможность прояснения судьбы, «слепо», погружено во тьму. Тьма (мрак), неведение, как и ряд других признаков, характерны для хаоса, несотворённого, неустановленного. В связи с этим появляется искушение, вслед за В.Н. Топоровым, в подобных сюжетах усматривать следы «перворитуала» в той его части, которая связана с сотворением человека и наделением его судьбой (93). Это предположение, на наш взгляд, подкрепляет и такое устойчивое выражение, как «судьба слепа», но не в буквальном смысле. Слепа не судьба, а вероятнее всего, «незряч», не обладает обычным человеческим зрением тот, кто наделяет судьбой каждого человека. В процессе гадания невидимое становится видимым, а неведомое – ведомым. В целом эта тема, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения. Парадигматический аспект. В связи с парадигматикой гаданий в данном случае ограничимся следующими замечаниями. Во-первых, существует значительный корпус отдельных символов самой разной природы (числовые, реальные, акциональные), имеющих сходное или даже тождественное значение. Во-вторых, существует достаточно большое количество гаданий (текстов) на одну и ту же тему (образ суженого; качества жениха, невесты, их родственников; брак – безбрачие, жизнь – смерть и т. д.). Например, для определения, прояснения судьбы могли использоваться свыше десяти только реальных символов: крест (нательный), монисто, огонь (направление языка огня), уголёк, вода, хлеб, «пичина», кукушка, домовой, курица (куриная кость), монета и др. Они, как правило, выступали в сочетании с другими символами. Поэтому, формально, перед участником гадания стояла проблема «селекции символов по вертикали», то есть проблема отбора конкретных символов, максимально соответствующих цели гадания, и даже проблема выбора того или иного способа гадания, готового текста. Механизм парадигматической селекции, безусловно, подчинён определённым законам. В данном случае мы только обозначим эту проблему. Отметим лишь, что на этой стадии создания гадания, то есть на стадии отбора символов, соответствующих цели гадания, впрочем, как и на синтагматическом уровне, учитывалась их функциональная неоднородность. По крайней мере участник гадания должен был различать два класса символов: символы-условия и символы-трансляторы сообщения, или результативные символы. Например, в гаданиях с закрыванием, завязыванием глаз и выходом во внешнее пространство (через ворота, калитку) используются разнообразные символы. Завязывание, закрывание – акциональные символы. Дежа, кочерга, ворота – реальные, и, наконец, собственно движение («выезд») через ворота. Каждый из этих символов имеет важное значение для достижения цели. Однако одни из них (завязывание, дежа и т. д.) могут рассматриваться лишь как необходимое условие, и только движение-выход является результативным, отвечающим (положительно или отрицательно) на загаданный, задуманный вопрос. Примечания
Источник: m.vk.com Комментарии: |
|