Под улыбкой Грефа. Цифровизация превратит школу в конвейер дураков |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-08-12 09:00 Не ради ли вот этой штучки вся цифровая революция в образовании и затевается? Человек, который не может владеть собой, по сути, станет рабом, которым будут управлять другие. До пандемии коронавируса проблема цифровизации образования особо не тревожила российских родителей. Однако после двух месяцев на самоизоляции люди, вкусившие «радости» дистанционного образования, пришли от него в ужас. Беспокойство усугублялось победными реляциями и похвалами в адрес онлайн-обучения со стороны власти. Люди почуяли, чем грозит внедрение дистанционки, они поняли, что этот колокол звонит по традиционной школе. И чтобы успокоить граждан, опасающихся за судьбу школы, власть, как из рога изобилия посыпала на них обещания не заменять традиционное образование, а лишь дополнить его цифровым. Я не знаю, задумывается ли кто-нибудь из вершителей наших судеб над вопросом: а нужно ли школьникам цифровое дополнение и к чему оно приведет? А ведь уже с 1 сентября над частью российских детей власть начнет производить цифровой образовательный эксперимент, уверяя всех в том, что онлайн-уроки выведут обучение на новый качественный уровень. На чем зиждется эта вера не объясняется, хотя понимание вреда цифровизации имеет вполне научные объяснения, которые, что особенно важно, исходят из стана цифровизаторов. Есть довольно интересное выступление врача-психотерапевта Андрея Курпатова, которое состоялось на форуме в Давосе в январе 2020 года во время делового завтрака Сбербанка. Когда я впервые смотрела это выступление, у меня случился настоящий когнитивный диссонанс, ведь именно глава Сбербанка является одним из ярых сторонников онлайн-обучения. Герман Греф даже поставил перед собой задачу «убить экзамены». И вот на завтраке главного цифровизатора всея Руси эксперт со ссылками на всевозможные научные исследования обоснованно доказывает, какой вред наносит эта самая цифровизация психике взрослых и детей. Помимо выступления Курпатова, которое я подробно рассмотрю в этой статье, меня очень поразило сияющее выражение лица руководителя Сбербанка. Казалось бы, Греф, цифровизирующий школу, должен скрывать то, чем его затея чревата для людей. Но нет, напротив, лицо Грефа и его жесты выражали непринужденную искреннюю радость от услышанного в докладе. Возможно, Греф предался мечтам о будущем нашей страны, подобно васюкинским шахматистам из известного произведения, внимавшим россказням Остапа Бендера о радужных перспективах их будущего. Греф тоже улыбался, вероятно, предаваясь каким-то неизвестным мечтам, но насколько они радужны и какое будущее они сулят? Это важный вопрос. Тем более, что Греф занимается строительством нашего с вами будущего. И тем более, что Курпатов в своем докладе раскрыл вовсе не радужные перспективы развития, а совсем другое. Немного о докладчике. Андрей Курпатов, как я уже сказала, по профессии врач-психотерапевт. В 2000-х он был известен, как ведущий психологических ток-шоу на ТВ. Сейчас он является президентом Высшей школы методологии и основателем интеллектуального кластера «Игры разума». Для Грефа он не посторонний человек, Курпатов с 2019 года занимает в Сбербанке должность научного руководителя лаборатории нейронаук и поведения человека. Итак, в январе этого года в Давосе Курпатов рассказал о том, чем чревата цифровизация для человека. «Когда мы говорим о цифровизации, мы говорим обычно о цифровизации бизнес-процессов государственного управления, образования. Дьявол в деталях, и я бы хотел говорить о том, как изменились человеческая психология, его психика, и как меняется наш мозг в данной ситуации, когда мы цифровизуем, по сути дела, уже человека», — такими словами начал свое выступление психотерапевт. Затем он для понимания цифровизации провел аналогию с известным выражением: «Мы то, что мы едим». По его словам, «то же самое абсолютно идентично и для ментальной сферы: мы то, какую информацию мы потребляем». После чего Курпатов рассказал представителям элиты, что энергосберегающее устройство человеческого мозга толкает человека на потребление более простого контента. Этот тезис, на мой взгляд, только подтверждает заявления цифровизаторов о том, что «цифра» уничтожит книги. Уже сейчас родители отмечают, что дети предпочитают торчать в смартфонах, нежели напрягать свой ум чтением литературы. И действительно, Курпатов далее развивает эту мысль: «Мы сейчас, по сути дела, переживаем фундаментальную трансформацию. Мы переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текста, системного мышления, мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного». По сути, символом традиционного образования является книга. Помните нашивку на рукаве курток советских школьников? То была открытая книга на фоне солнца. Книга — это главный враг цифровизаторов образования, их символ — гаджет. И все их заверения, что онлайн-обучение поднимет школу на новый уровень, кажутся просто кощунством. Что это за новый уровень без системного и аналитического мышления? Это новый уровень дна? Таким образом, эксперт подтвердил опасения родителей, что цифровое обучение лишит детей мыслительной способности. Далее он раскрывает то, как этот процесс происходит. Объясняя, что сделает цифровизация и упрощение контента с человеком, он со ссылками на исследование американского невролога из Вашингтонского университета Маркуса Рейчела, показал, что наш мозг работает в трех режимах. В одном режиме происходит потребление информации, за это отвечает центральная исполнительская сеть. В другом режиме происходит ориентация в ситуации, иначе говоря, включается сеть выявления значимости. В третьем режиме происходит мыслительная деятельность, исследователи именуют его дефолт-системой. На этом последнем режиме Курпатов заострил внимание. «На самом деле, это самый важный режим работы мозга, потому что в этот момент ваш мозг просчитывает разные аспекты ситуации. Он учитывает системные аспекты. Именно в этих состояниях вам приходит самое интересное решение, инсайты. Именно в этот момент вы вскрикиваете: „Эврика!“» Затем выступающий немного отступил от рассмотрения темы режимов работы мозга, рассказав о том, что первые 25 лет своей жизни человек занимается формированием своего мыслительного аппарата. «В течение первых двадцати пяти лет жизни наши нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах мозга, прорастают нейронные связи и образуют те самые нейронные сети, которые будут отвечать за три базовых режима работы… По сути дела, мы занимаемся тем, что создаем программный сервер, который будет отвечать за процесс мышления в вашем взрослом возрасте». Здесь Курпатов особо подчеркнул важность для ребенка правильного формирования этого аппарата, так как он необходим «для того, чтобы мы научились концентрировать внимание, для того чтобы научились ориентироваться в ситуации, для того чтобы мы научились думать». По его словам, образовательный процесс — это не просто получение ребенком знаний о мире. Во время обучения молодой человек по большей части «программирует свой мозг». После описания значимости для человека формирования мыслительного аппарата в детском возрасте, эксперт поставил вопрос ребром: «В какой ситуации оказались нынешние молодые люди, которые занимаются программированием своего мозга, в ситуации, когда мы имеем гипер-информационную среду? И как это сказывается на их мышлении? Первая вещь, самая неприятная, которая связана с подавлением работы дефолт-системы мозга». Ссылаясь на выводы исследователя из Стэнфордского университета Эшли Чен, Курпатов пояснил, что обозначенные выше три режима работы мозга являются в отношении друг к другу антагонистами. Если активизирована одна из систем, другие подавляются. «То есть в тот момент, когда вы активизируете сеть выявления значимости и центральную исполнительскую сеть, дефолт-система, ответственная за мышление, подавляется», — пояснил эксперт. И далее он раскрыл этот пример еще шире: «В ситуации, когда вы потребляйте контент постоянно, у вас активна центральная исполнительская сеть. Это значит, что энергия в ваши зоны мозга, отвечающие за мышление, не поступает. То есть, по сути дела, ваш мозг впадает в спячку». Курпатов, без лишнего стеснения, рассказал участникам «делового завтрака», некоторые из которых в это время умудрялись жевать, погрузившись в свои смартфоны, «что люди, которые не вылезают из „твиттера“ и „инстаграмм“, редко включают голову. Мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Это мы говорим про взрослых людей». При этом, сам Греф во время доклада не отвлекался ни на телефон, ни на угощения на столе. Он очень внимательно и даже с восхищением внимал повествованию своего сотрудника. От взрослых Курпатов перешел к детям, описав катастрофические масштабы их онлайн-погруженности. 40% современных детей в возрасте до 10 лет «постоянно находятся онлайн, то есть практически постоянно потребляют информацию». К 14-18 годам практически все подростки 60–70% своего времени проводит онлайн. «То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку, или он у них просто не формируется», — такой ужасающий вывод делает выступающий врач-психотерапевт. Я знаю, что многие родители пытаются бороться с этой проблемой. Кто-то ограничивает время использования гаджетов, а кто-то их вовсе не покупает детям. Представьте, как сложно станет родителям приучать детей к цифровой гигиене, когда сама школа потребует постоянного использования онлайн-платформ, внедряя их в образовательный процесс. Но на этом Курпатов не останавливается. Следующее исследование, на которое он сослался, было сделано профессором кафедры информатики в Калифорнийском университете Глорией Марк. Согласно ее данным, рассмотренный выше третий режим работы мозга, то есть непосредственная мыслительная деятельность человека, требует определенного времени. Докладчик уточнил, что для этого процесса необходимо 23 минуты. Уже в 2016 году, по его словам, у среднестатистического человека не хватало времени на задействование своей мыслительной активности. А теперь давайте представим, увеличится ли время для мыслительного процесса у детей, если, как обещают нам власти, дистанционка станет дополнением к традиционной школе? Вместо осмысления знаний, полученных на уроках в рамках традиционного обучения, в голову ребенка будут напихивать массу визуальных образов через образовательные цифровые платформы, которые будут внедряться в качестве дополнения. Таким образом, необходимое время для мыслительной деятельности будет отнято на потребление дополнительной информации. Немаловажной проблемой при подавлении дефолт-системы, то есть третьего режима работы мозга, при котором происходит осмысление, является нарушение способности выстраивать социальные отношения с другими людьми. По словам Курпатова, дефолт-система формировалась в процессе эволюции с целью создания социальных контактов, то есть связей людей друг с другом. Выходит, что нарушенная внедрением цифровизации функция мозга, отвечающая за мыслительную деятельность, ведет к разрушению социальных связей в обществе. Люди обособляются, предпочитая гаджет прямому общению с человеком. Такое состояние общества, по словам выступающего психотерапевта, является эпидемией «цифрового аутизма». «Цифровой аутизм, — говорит Курпатов, — это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди для них, по сути дела, стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон, нежели общение с человеком, с которым они на это свидание пришли». Также Курпатов рассказал о развитии суицидальных наклонностей и депрессивных мыслей при использовании смартфонов. По его словам, гаджеты, давая иллюзию, что помогают человеку решить его психологические проблемы, на самом деле только усугубляют его состояние. Эксперт твердо уверен, что «для большинства присутствие в телефоне вызывает ощущение собственной неполноценности, отчужденности, социального напряжения и т. д.». Он привел в пример израильские исследования, которые показали, что в результате использования смартфона у человека возникает «социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и конформность, то есть соглашательство». На мой взгляд, самая важная проблема, обозначенная Курпатовым, это так называемый «феномен дистального видения». «Наши мотивации, — говорит эксперт, — наши цели, объясняются тем, насколько наш мозг способен конструировать образ будущего. Насколько мы можем заглядывать вперед, думать о нашем будущем. Если дефолт-система не работает, то дистальное видение, то есть возможность заглядывать вперед, у человека утрачивается. То есть, по сути дела, он не может ставить перед собой цели». Не ради ли этой вот штучки вся цифровая революция в образовании и затевается? Человек, который не может владеть собой, по сути, станет рабом, которым будут управлять другие. Кроме того, «оцифрованные» дети, став взрослыми, никогда не смогут даже задуматься об ином, более свободном и гуманном мире. Никто из людей уже не сможет двигать колесо Истории и стремиться выйти из царства необходимости в царство свободы. Эту версию вполне подтверждают слова Грефа, сказанные им еще в 2012 году на Петербуржском международном экономическом форуме. «Как только все люди поймут основу своего „Я“, самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания… Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации? Все имеют возможность судить напрямую, получать напрямую не препарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы, средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации всё равно заняты построением, сохранением страт? Как в таком обществе жить?!» В конце доклада Курпатов привел результаты исследования американских ученых Эдриана Уорда и Мартена Боса, которые в 2017 году доказали, что «просто физическое местоположение телефона влияет на объем оперативной памяти и на подвижный интеллект». Проще говоря, даже лежащий на столе смартфон делает человека более тупым, так как пользователь подсознательно делегирует гаджету часть своих мыслительных способностей. Мне это напомнило собак Павлова, у которых при зажигающейся лампочке, выделялся желудочный сок. Так у пользователей смартфонов начинается отупение, если рядом лежит их гаджет-мозгозаменитель. «Вы глупеете, когда с вами есть телефон», — подтвердил докладчик. Выводы Курпатова также не утешительны. «Действительные изменения в потреблении информации приводят к тому, что мы переживаем, по сути дела, разделение мира не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых… Переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем навыки и возможности (биологически) к обучению и хуже учимся… Изменение в коммуникациях приводят к цифровому аутизму, к снижению эмоционального интеллекта, к увеличению цифровой зависимости». Выходит, что при введении в школы цифровизации образования, сбудется давняя мечта всех толстосумов, чтобы все богачи всегда были умны, а беднякам отводился бы незавидный удел жалких и глупых. Ведь мы все прекрасно видим и понимаем, что для своих отпрысков элита никогда не заменит живого учителя компьютерной программой. Цифра отводится простолюдинам, чтобы ими было проще манипулировать. Напоследок Курпатов призвал внедрять цифровую гигиену, чтобы избежать деградации мозга. По его словам, людям нужно включать осознанность, улучшать социальные связи и увеличивать количество социальных коммуникаций. Все то, чего хотят лишить наших с вами детей через внедрение цифрового дистанционного образования. Вдумайтесь, цифровизаторы, убийцы традиционного образования, хотят лишить наших детей возможности правильно сформировать свой мыслительный аппарат, который, по сути, определяет человека разумного. Посягательство на такой эксперимент в масштабах всей страны, на мой взгляд, является не меньшим, а то и большим преступлением, чем самые жуткие эксперименты на детях в концлагерях нацистов. Под томные многозначительные улыбки Грефа цифровизация образования сделает из наших детей тупых социопатов, рабов, не способных вершить свое будущее. Пришло время просыпаться и вставать на защиту наших детей, нашей страны и нашего будущего! Сопротивление здесь жизненно необходимо! Вставайте! Источник: rossaprimavera.ru Комментарии: |
|