Образ будущего без будущего: о проблемах российского образования в свете картезианской теории познания |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-08-06 09:30 Стремление заглянуть в будущее, спрогнозировать и осознать его преследует человека на протяжении всей истории развития общества. От воззрений ранней философии на мировую механику, в которую особым образом «вписан» человек, через религиозные представления о «мире ином», ожидающем после смерти, с развитием науки и производства сегодня мы подошли к созданию образа будущего с помощью математических моделей, стартап-инноваций и современных технологий – во всяком случае, именно об этом мы то и дело слышим от правительства и экспертов, читаем в докладах ведущих ВУЗов страны. Ключевым моментом в таком проектировании является образование – как сфера, в которой «настает эпоха радикальных изменений». [1] Анонсируется разное. Доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ «выявляет возможности и предлагает конкретные решения для радикального усиления вклада сферы образования в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную устойчивость и глобальную позицию России. Все это должно в конечном счете привести к росту качества жизни каждого гражданина России». [2] Претендующий на наибольшую системность доклад исследовательской группы из СколТех разворачивает новую парадигму архитектуры современного образования, которая включает в себя, помимо собственно образовательных концепций и принципов, новую модель науки и образ будущего в стратегии-2030. [1] Национальный проект «Образование» с триллионным бюджетом обещает обеспечить «глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» а также «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». [3] Картина, которая получается в результате таких прогнозов, несомненно, вселяет оптимизм и гордость. Однако если обратиться к наличному состоянию российского образования и вдумчиво рассмотреть господствующие в нем тенденции, поводы для оптимизма начинают стремительно таять. Проблемы, которые существуют сегодня в сфере образования в нашей стране не являются уникальными, хотя и не лишены определенных национальных особенностей. По мнению А.В. Иванова «современное состояние нашего образования очень точно выражает слово «катастрофа». Если начать перечислять его проблемы, то даже неполный их список займет несколько листов». [4] Обсуждать их можно долго и плодотворно – проблема итоговых аттестаций (вкупе с другими особенностями присоединения к Болонскому процессу) и связанное с ними падение уровня подготовки; психологические проблемы обучающих и обучающихся; бюрократические издержки и препоны; условия работы педагогов; мнимая ставка на технологии, цифровизацию и инновации, оборачивающаяся фразой; перевод системы образования на платную основу, превращение образования в «услугу», сегрегация в образовании; замена воспитания «человека-творца» формированием «грамотного потребителя»; смещение фокуса с человека-личности как конечной цели образовательного процесса на «знания, умения и навыки, позволяющие получать доход» [2] и многое другое. Разделять проблемы образования на «внутренние» и «внешние», на наш взгляд, было бы не совсем уместно, так как общество – это конкретная целостность, где проблемы экономики, политики, положения социальных классов напрямую связаны с проблемами, будто бы парящими на разреженных высотах абстракции: вопросами методологии, «философии» образования и другими идеологически-надстроечными аспектами. Однако внимание следовало бы обратить на методологические моменты построения современного образовательного процесса, которые вполне исходят из идей картезианской гносеологии – и от этого образование, увы, не выигрывает. Существует позиция, абсолютизирующая позитивную сторону советского образования и критикующая образование современное. Фактические аргументы, которые приводит такая критика, сильны, и во многом с ней приходится согласиться. Однако методологические проблемы, о которых пойдет речь, были вполне свойственны и советской школе – и в этом отношении она так же уязвима, как и нынешняя - с той лишь разницей, что под аккомпанемент дифирамбов латинизированным терминам, которые претендуют на роль спасителя, школа нынешняя стремительно утрачивает и тот прочный фундамент, который советской школе был присущ. В книге Э.В. Ильенкова, которая увидела свет более полувека назад, помещена известная формула: «Школа должна учить мыслить». Мыслить – и тем самым существовать, сказали бы мы, опираясь на принцип Cogito – фундаментальное положение картезианской теории познания. Существовать как мыслящее тело, как человек, - необходимо добавить, принимая во внимание позицию Спинозы. Однако при более подробном рассмотрении вопроса о воспитании мышления возникают трудности: «Что значит «мыслить» и что такое «мышление»? Вопрос далеко не простой и в некотором смысле — каверзный. Стоит копнуть чуть поглубже, как это обнаруживается. Очень часто, и, пожалуй, гораздо чаще, чем кажется, мы путаем здесь две очень разные вещи. Особенно на практике. Развитие способности мыслить и процесс формального усвоения знаний, предусмотренных программами. Эти два процесса отнюдь не совпадают автоматически, хотя один без другого и невозможен. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две с лишним тысячи лет назад Гераклитом Эфесским, не устарели и поныне». [5, с. 153] «Сначала усваиваем знания о предмете, а затем учимся применять их на практике» - дуализм этой ситуации, с которой сплошь и рядом сталкиваются ученики и по сей день, по Ильенкову абсурден. Ведь усвоение знаний и воспитание ума (как способности умно применять знания на практике) – это не две различные задачи, а одна и та же; поэтому невозможна не только их механическая сумма, но и рассмотрение их в качестве рядоположенных, обособленных. Между тем, именно такое положение «сочетания теории и практики» является до сих пор одним из основополагающих, само собой разумеющимся и в массовом образовании ([1]; [2]; [3]), и в элитном. «Осознанный подход учащегося к собственному развитию, баланс между качественными академическими знаниями и навыком их практического применения (курсив наш), понимание реалий современного глобального общества, эмоциональное и физическое благополучие учащегося — концепции, на которых построено обучение в международных школах Brookes». [6] Проблема дуалистического подхода – в разрыве целостности, в рассмотрении моментов единого процесса как отдельных субстанций, несводимых друг к другу. В нашем случае – это отрыв теории от практики, «усвоения знаний» от их «реального применения». Гносеологически эта ситуация совершенно аналогична психофизиологической проблеме, как ее ставит наука со времен Декарта и до сегодняшнего дня. И там, и тут требуется «свести несводимое», преодолеть этот разрыв путем сочетания двух внешних друг другу вещей (например, с помощью шишковидной железы, господа бога, или тонко выдержанного баланса между ужом и ежом). В другой своей статье Ильенков проводит мысль, что проблема любого дуализма – это, прежде всего, логическая проблема: «Чтобы покончить с дуализмом биосоциального объяснения личности и психики вообще, нужно прежде всего распрощаться с этой устаревшей логикой, с ее пониманием отношения «сущности» к индивидуальному «существованию» (к «экзистенции») и принять прямо обратную логику мышления. Ту самую, которую разрабатывал и которой пользовался К. Маркс». [7] Логика целостности, спинозистский подход, который выделяет мышление как атрибут субстанции, дает ключ и к пониманию «разорванности» образовательного процесса: «И когда говорят (а так говорят частенько), что человек-де знанием обладает, а вот «применить» это знание к делу не умеет, то произносят в сущности довольно нелепую фразу, одна половина которой начисто зачеркивает другую. Знать предмет — и не уметь соотнести это знание (знание предмета!) с предметом?! Эта парадоксальная ситуация на самом-то деле возникает там, где предмета в действительности не знают, а знают нечто иное. Что? Фразы о нем. Слова, термины, формулы, знаки, символы и их устойчивые, отложившиеся в науке сочетания, усвоенные (заученные) вместо знания предмета, — как особый, над действительностью и вне действительности существующий предмет, как особый объект, как особый мир идеальных, абстрактных, призрачных «предметов»... Тут-то и возникает иллюзия знания, а вслед за тем — и неразрешимая задача соотнесения этого иллюзорного знания с действительностью, с жизнью, о которых не знают ничего, кроме того, что уже выражено в бессмысленно заученных словах, формулах и «правилах», в «знаковых конструктах». И когда такое иллюзорное, чисто формально усвоенное «знание» стараются связать с жизнью, с реальностью, то ничего хорошего ни для знания, ни для жизни получиться, собственно, не может». [8] Понимание образовательного процесса как процесса формирования личности позволяет обеспечить тотальность этого процесса в противовес мозаичной фрагментарности «приобретения знаний, умений и установок, позволяющих человеку создавать доход и другие полезные эффекты, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты, для себя, работодателя и для общества в целом». [2] Трудность обретения такого понимания определяется специфическим устройством современного общества и находит отражение не только в объективном противоречии между устремлениями господствующей части этого общества и таким пониманием, но и в том факте, что современная наука до сих пор не вышла, по большому счету, из картезианской парадигмы и в плане психофизиологической проблемы, и в плане продолжающегося господства формальной логики с подразумеваемым по умолчанию обскурантизмом логики диалектической. Другой важный элемент гносеологической позиции Декарта - прямое усмотрение истины через критерий «очевидности и ясности» и врожденный характер ума и идей – имеет в массовом сознании повсеместное распространение и сегодня. Результатом некритического принятия этих положений на методологическом уровне является действие, которое они производят на уровне массово-педагогическом: следование концепциям, которые сутью своей далеки от действительных проблем образования как природы и становления человеческой личности неизбежно вызывает отказ от формирования целостной картины мира в пользу способности функционировать в разрозненных актах восприятия и обработки огромного массива информации, которая с необходимостью ведет к фрагментарности индивида и его сознания. Будучи преломленным сквозь призму реалий дня сегодняшнего, первое положение (очевидность и ясность того, что истинно) отражается в доминировании так называемого «здравого смысла», который считающая себя мыслящей «интеллектуальная элита» поднимает на щит и к которому она любит апеллировать (например, в вопросе целесообразности тушения сибирских пожаров или «оптимизации» региональных школ и больниц), а второе (мнение, что ум дан от «бога», от «природы», «закодирован в генах», etc.) преображается в фетишизм нервной ткани и нейродинамических мозговых процессов, который с необходимостью дополняется трансцендентально-мистическим представлением о «душе». Такое положение обусловлено общим кризисом рациональности, о котором подробно пишет в своей книге М. Л. Бурик: «Образование превращается в производство восприятия и способности переработки поданной порциями информации, которая должна быть забыта практически сразу же после того, как потреблена, обработана и произвела определенное качество фрагментарного индивида, выразившееся в его действии. В этом кроется причина деструкции достижений Модерна в области сознания». [9] Феномен науковерия совмещается с религиозным представлением о мире на уровне явлений, а в гносеологическом плане совпадает с ним. Это связано с фрагментарностью сознания современного человека, которая производится как посредством господствующего способа производства, так и непосредственно современной индустрией человека: «Клиповое мышление предполагает разобщенность и несвязность взглядов на мир. Индивид верит в самого примитивно представляемого бога (по религиозным праздникам) и в науку одновременно, разделяя единицы информации, относящиеся к науке и к религии, но не связывая их между собой». [9] Г. В. Лобастов связывает это с тем, что «поныне господствующая форма педагогического сознания ассимилирует именно те представления о человеке, которые, увы, питаются плоско-философскими теориями. Этот круг неминуем до тех пор, пока сознание не разорвет его и пока концы его не будут обнаружены в реальных земных основаниях». [10] Понятно, что всякая педагогическая теория, осознанно или нет, исходит из определенных философских предпосылок, однако насколько эти предпосылки истинны, педагогика сегодня предпочитает не обсуждать – как правило, они принимаются на уровне здравого смысла, вне зависимости от того, какие дежурные фразы написаны в «методологическом обосновании». Это значит, в свою очередь, что сам метод педагогической науки не осмысливается в своем основании, а потому и теория, и практика остается от настоящей научной философии очень далекой. «Пока в образовании господствуют накатанные схемы, приобретшие форму здравого смысла, никто эту проблему даже не чувствует потребности поставить. Ибо будто бы она решается сама собой. Потому как действительность якобы требует индивидов-профессионалов, производящих деньги, а не то, что ничего не стоит. А потому и за производство этой самой сложной в мире «вещи», личности, платить тоже смысла нет. Тут капитал абсолютно прав: производство личности невозможно исчислить никакой бухгалтерией». [10] Можно, таким образом, говорить о ряде существенных методологических проблем, которые связаны с непреодоленными положениями картезианской теории познания. Проблем, которые успешно преодолевает теория познания современного практического материализма. Другое дело, что проблемы «внутренние», внутринаучные, являются отражением проблем «внешних» и полностью ими определены. Решение их, следовательно, возможно только с позиций, выходящих за пределы самого вопроса об образовании, при рассмотрении общества в его объективном движении к своей границе, взятое со стороны перехода в свое-иное. Список литературы
2. Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики // [Электронный ресурс] Москва, Апрель 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения 12.09.2019). 3. Информационные материалы по национальному проекту «Образование» // [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0wjiGzY30hs.pdf (дата обращения 13.09.2019). 4. Иванов А. В. ЕГЭ или образование — третьего не дано // [Электронный ресурс] URL: http://netreforme.org/news/ege-ili-obrazovanie-tretego-ne-dano/ (дата обращения 17.09.2019) 5. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. Москва: Политиздат, 1968. 6. Образованию нужен гибкий подход к ученикам // [Электронный ресурс] Экономика образования: электронный журнал. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5d68ebdb9a79473726107eb8 (дата обращения 13.09.2019). 7. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // «С чего начинается личность». М: 1984, с. 319-358. 8. Ильенков Э. В. Знание и мышление // Учительская газета. - 1973. - 04 декабря. 9. Бурик М. Л. Человек и экономика в виртуализованном мире. «Аграр Медиа Груп», 2016. 10. Лобастов Г. В. Идеальное. Образ. Знак. «Русская панорама», 2017. 232 с. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|