Неминуемые издержки цифровизации |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-08-09 23:04 Статья Павла Расинского о происходящем внедрении цифровой образовательной среды вновь заставила меня задуматься, до какой же степени будет делаться упор на цифровизацию в жизни каждого жителя мира. Я все еще нередко слышу от различных людей о всеспасительности технологий, об их бурном развитии, так же, как и слышу упование на чуть ли не мессианскую роль этих самых цифровых технологий. Всегда еще так ненавязчиво говорится, что, дескать, технологии дадут массу возможностей для людей в любом уголке земного шара. Это, с одной стороны, безусловно, так, а с другой — уж совсем не так. Подобные люди зачастую забывают, что технологии — это в первую очередь средство, а не вещь самодостаточная. И многое зависит от того, как эти технологии использовать. Допустим, на примере тех же школ: если же использовать некие наглядные пособия для демонстрации на экране — в этом ничего плохого нет, а вот когда при помощи цифровых презентаций и видеоуроков заменяется учитель — это уже серьезная проблема. Ведь совершенно очевидно, что ни один учебник, самоучитель или видеоурок не заменят полноценный образовательный процесс с учителем. И само собой, на фоне ковидной истерии возникает ощущение, что курс на цифровизацию так или иначе будет приводить к отказу от полноценного очного обучения с переходом на дистанционное. А что? Это же сколько денег можно сэкономить на педагогах, помещениях, ремонтах и так далее! Есть один учитель, который будет вещать в режиме онлайн на многотысячную аудиторию, а с остальным пусть уже родители учащихся разбираются. Ну или пусть обучающие ролики посмотрят. К слову о роликах. Сейчас, в принципе, доступны миллионы образовательных и познавательных роликов в сети интернет, которыми так или иначе пользуются и взрослые люди. И даже среди моих знакомых есть люди, которые активно таким образом занимаются самообразованием. Можно ли сказать, что от просмотра роликов у людей выработались необходимые навыки и образовался целый пласт знаний в определенной сфере? Увы, зачастую, такого не наблюдается. Ведь доступность пособия на расстоянии одного клика явным образом повышает соблазн не брать эти знания в голову всерьез и надолго. А зачем? Ведь всегда можно открыть поисковик и найти что-либо на заданную тему. Но вернемся к дистанционному образованию. Оно, опять же, лишит детей необходимой социализации, ведь ученики будут прикованы к экранам у себя дома, у них не будет даже простейшего неформального общения на переменах. Впрочем, опять же, судя по ковидной истерии, дистанционное образование можно рассматривать как пролог к дистанционной работе. Ведь уже есть опыт, когда месяц, а то и более, наши сограждане работали в удаленном режиме. Не скрою, часть сограждан этому даже обрадовалась, и можно понять, почему. Отсутствуют затраты на обеды, не тратится время на дорогу домой, а кому-то, может быть, и просто стало хорошо от того, что не нужно соблюдать некий дресс-код и постоянно улыбаться. Учитывая, что в современном мире трудовые коллективы зачастую напоминают клубок змей, и интриганство в этих коллективах — не редкость, то в каком-то смысле часть людей и почувствовала себя освобожденной от ненужных контактов с коллегами. Да и при тренде на глобализацию крупные корпорации и так уже начинают стремительно «федерализовываться» — сотрудники одного отдела могут находиться в разных точках нашей необъятной страны и как-то вместе работать. В таком случае и не важно, сидит ли сотрудник в офисе или дома — все равно с коллегами не пересекается вообще. С другой стороны, уход почти любого человеческого общения в виртуальный мир для самих людей несет огромные издержки под маской удобства и комфорта. Даже в самых банальных вещах оно наложит свой отпечаток. Люди перестанут быть, по большому счету, людьми. Они друг для друга станут лишь учетной записью в информационной сети. И если при живом и тесном общении разорвать человеческие связи непросто, как и непросто их нарастить, то при виртуальном… Ну удалил человека из списка контактов, и вот он и пропал, может, даже и навсегда. Это не может не повлиять просто-напросто на саму психологию общения. Поэтому совершенно непонятно, почему некоторые считают технологии, в частности, цифровые, некоей панацеей, которая человечество спасет. Может быть, это осталось с советских времен, от некоей веры в научно-технический прогресс, который освободит людей от лишнего трудового и бытового морока и предоставит им творческие возможности. Но сам тренд же очевиднейшим образом с этим никак не согласуется! Тренд идет, наоборот, — к привязыванию людей к виртуальной сети и исключению их из активной общественной и культурной жизни. Без которой тот самый творческий процесс невозможен в принципе. Собственно, это и подводит к вопросу о технологиях как средстве. Безусловно, если основная цель человечества — восходить и при помощи технологий освобождаться от рутины и порабощения, то технологии служат во благо. Но точно так же технологии можно использовать и для порабощения, тотального контроля, усиления деградации среди людей. И мы видим, как цифровизацию используют в том числе и для этих целей. Поэтому вопрос о цифровизации и технологиях нельзя рассматривать отдельно от вопроса о том, куда же движется человечество и какие силы его туда двигают. Хотя именно этот вопрос всегда остается за кадром, в тени. Но так или иначе желающие сдвинуть человечество в сторону порабощения иногда в своих хвалебных одах цифровизации всё же проговариваются. Вот такие случаи и надо внимательно рассматривать и фиксировать. Иначе, действительно, под маской комфорта, удобства и прогресса человечеству впарят цифровой концлагерь. Источник: rossaprimavera.ru Комментарии: |
|