Как мы осознаем и воспринимаем цвета

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Как изучать цвет

Еще в университете цвет казался мне удивительно интересным объектом исследования. Ведь все, что окружает человека, все, что попадает в его поле зрения, для него окрашено. Миссия проекта ColorLab заключается в разработке научных основ антропогенной цветовой среды, ориентированной на человека и комфортной для людей с разными социальными характеристиками.

В прошлом году при поддержке Фонда президентских грантов мы разработали специальную цветовую палитру и создали проекты цветового оформления предназначенных для пожилых людей помещений, по которым в Смоленске перекрасили корпус для лежачих больных геронтологического центра «Вишенки». В ближайшей перспективе мы планируем сделать акцент на психологических исследованиях и с помощью шлемов виртуальной реальности внедрить программы, позволяющие улучшать зрение, справляться с фобией или снимать стресс.

Цвет можно рассматривать как своеобразный отпечаток общества, информационный след цвета и его анализ имеют прикладной потенциал.

С одной стороны, мы можем делать выводы о состоянии общества и его культуры. С другой — использовать полученные результаты для разработки управленческих решений и создания цветовой среды, комфортной для людей с разными социальными характеристиками.

Все исследования, которые проводятся в Лаборатории цвета, можно условно разделить на два типа. Первый тип помогает нам понять, как именно используют цвет представители разных социальных групп, гендера, профессий. В фокусе нашего научного интереса находятся осознаваемые и неосознаваемые физиологические и психические реакции людей, а также значения и смыслы, которые приобретают в определенной социальной группе конкретные цветовые символы. Мы изучаем цветовые ассоциации, эмоциональные реакции на цвет, абстрактные и связанные с объектами цветовые предпочтения. В первом случае речь идет о предпочтении цветных образцов, во втором цвет рассматривается как часть какого-то объекта: архитектурного фасада, предмета интерьера, одежды. Чаще всего мы показываем людям определенный набор цветовых образцов и просим заполнить анкету.

Изучить неосознаваемые реакции гораздо сложнее. Для этого используются разного рода аппаратные методы, которые мы только начинаем осваивать, например метод регистрации движения глаз или комплекс методов для регистрации двигательной активности. Эти методы помогают нам улавливать реакции на цвет, о которых сам человек не подозревает.

Второй тип исследований принципиально другой. Здесь нас интересует не процесс, а результат цветовой коммуникации. В случае с городской колористикой в этом типе исследований мы анализируем особые рисунки, которые складываются в определенный период времени в цветовом пространстве любого города и которые можно рассматривать как отпечаток социального состояния городского общества. Нас интересует цветовая структура такого рисунка — его фон и доминанты, или «цветовые созвездия».

Городская колористика

Городская колористика — это сложное по своей структуре явление. На первый взгляд, она складывается из огромного количества действующих лиц и объектов и кажется совершенно не поддающейся системному анализу: это общественные и жилые здания, хозяйственные и технические постройки, «зеленая» архитектура и многое другое.

Однако в этой сложной структуре все же можно увидеть порядок, если найти правильную концептуальную призму. Лично для меня такой призмой стала синергетика — теория самоорганизации и развития сложных систем любой природы — и ее понятийный аппарат, наполненный естественно-научными терминами, такими как нелинейность, неопределенность, бифуркация, фрактальность.

Я убеждена, что городская колористика обладает явно выраженной фрактальностью. Главным содержанием идеи фрактала является бесконечное повторение, каждый раз в новом масштабе, одного и того же смысла. По этому принципу построены практически все природные объекты: фрактальны снежинки, деревья, облака, цветы. Аналогично бесконечным можно считать количество различных масштабов городской колористики и число городских цветоносителей.

Цвет города включает бесконечный ряд уровней, каждый из которых отличается от других яркой и уникальной спецификой. Каждый уровень цветных объектов состоит из более мелких единиц, которые вместе образуют другой, новый смысловой ряд. Его можно подвергнуть более детальному анализу, в ходе которого появятся новые уровни, и их можно делить дальше, добавляя все новые детали практически до бесконечности.

Похожий принцип намеренно использует в своих крупноформатных портретах известный американский художник и фотограф Чак Клоуз. Вблизи его картины похожи на яркую абстрактную мозаику разных сочных цветов. Как только зритель увеличивает дистанцию между ним и изображением, масштаб рисунка увеличивается и изображение полностью меняется: появляются новые фигуры, и намечаются границы тональных переходов. Изменения изображения происходят до тех пор, пока дистанция между рисунком и зрителем не увеличится настолько, что отчетливо проявится задуманный художником образ. Каждое изменение масштаба показывает новые качества образа. При этом с какого бы расстояния зритель ни рассматривал изображение, оно всегда будет представлять собой определенную, хотя и подвижную, композицию.

Фрагменты автопортрета Ч. Клоуза (2000) в разном масштабе

Как происходит цветовая коммуникация

В основе изучения цветовой коммуникации лежит представление современной социологии о том, что все люди — актеры. В обществе каждый из нас играет целый ряд различных социальных ролей. Каждая из них требует определенного перевоплощения — как внутреннего, так и внешнего. Для каждой роли обязательно нужны какие-то цветные декорации и костюмы. Мы намеренно используем их, чтобы вызвать ожидаемые социальные реакции.

Несмотря на, казалось бы, полную свободу выбора цвета из огромного количества всевозможных оттенков, любое цветовое решение нельзя назвать случайным. Выбирая, какого цвета надеть платье или галстук, купить машину или в какой цвет покрасить дом, мы прежде всего думаем о том, что о нас подумают, как этот цвет будет «смотреться».

Часто цвет используется для того, чтобы формировать ложное представление о себе, своем статусе или образе жизни и манипулировать мнением окружающих, управлять их впечатлением.

Интересным направлением исследований в области социологии цвета является сознательный отказ от цвета, характерный, например, для ряда современных социальных групп, к числу которых относятся служащие банков, государственных учреждений и администраций, а также страх перед цветом, цветовые табу и цветовые девиации, свойственные молодежным субкультурам. Изучая цветовую коммуникацию, мы делаем главный акцент на том, что, как и естественный язык (тот, на котором мы говорим: русский, английский или какой-то другой), язык цвета имеет горизонтальное и вертикальное членение. У него существуют своего рода диалекты по территориальному принципу и специфические особенности у людей с различными социальными характеристиками (возраст, пол, уровень дохода, образ жизни), членов субкультур.

Исследование цветовой коммуникации имеет огромное значение для решения прикладных социальных проблем. Оно помогает установить причинно-следственные связи между заданной цветовой стимуляцией и ее воздействием на людей, открывая перспективы управления этими связями во имя улучшения качества их жизни.

Где изучать цвет

Поскольку в социологии цвета объектом исследования являются не индивидуальные, а коллективные реакции представителей различных социальных групп, мы чаще всего используем традиционные методы социальной психологии и когнитивной науки, такие как поведенческий эксперимент, психолингвистический эксперимент и компьютерное моделирование. В изучении городской колористики используются методы наблюдения, количественного и качественного анализа документов, визуальной антропологии.

Колористика является одним из наиболее перспективных направлений. Стремительное развитие производства синтетических пигментов и красителей привело к тому, что наша повседневная жизнь наполнилась огромным количеством цветных объектов с необозримым разнообразием оттенков и хроматических нюансов, развитие которых мы пока не научились контролировать в достаточной степени.

Мы только учимся управлять цветом и создавать комфортную цветовую среду, наши исследования направлены на то, чтобы перевести этот процесс из разряда интуитивных в разряд научно обоснованных.

Главный совет тем, кто хочет изучать цвет, — научиться критически воспринимать связанную с цветом информацию, всегда обращать внимание на ее источник и думать о том, насколько стоит ему доверять. Ведь интернет и средства массовой информации буквально переполнены разного рода стереотипными представлениями о цвете, которые тиражируются популярной психологией и, несмотря на свою ошибочность и часто даже наивность, настолько сильно закрепляются в культуре, что переносятся в научные источники.

Специализированных изданий, посвященных цвету, в мире на сегодняшний день немного, но они есть. Наиболее известные — американский научный журнал Color Research and Application, журнал Международной ассоциации цвета AIC — Journal of the International Color Association. Они публикуют самые современные достоверные и научно обоснованные результаты.

Несмотря на то что интерес к изучению цвета во всем мире с каждым годом растет, качественные публикации на русском языке в этом большом общем потоке по-прежнему остаются редкостью.

Чтобы восполнить этот пробел и создать площадку для общения профессионалов, чья деятельность связана с цветом, осенью прошлого года мы организовали в Смоленском государственном университете Первый всероссийский конгресс по цвету. В мероприятии приняли участие более 300 человек из двадцати различных стран и девятнадцати регионов Российской Федерации. В последний день конференции собравшиеся на конгрессе делегаты приняли важное решение о создании Российского общества цвета и ежегодном проведении в России конференций, посвященных изучению цвета. Мы учредили и начали регулярный выпуск журнала «Ученые записки Российского общества цвета».


Источник: m.vk.com

Комментарии: