Эдгар Дега и зеркальные нейроны.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-08-31 20:06

работа мозга

Я уже жаловался, что новый цикл детских лекции про импрессионистов дался мне нелегко. Но это был полезный опыт: многое в своих взглядах на импрессионистов я пересмотрел; научился замечать то, на что раньше не обращала внимания.

Возьмем, например картины Эдгара Дега, изображающие скачки. И не просто возьмем, а сравним их с живописью англичанина Джорджа Стаббса, классика лошадиного портрета. Да, именно портрета: состоятельные заказчики Стаббса желали, чтобы он в буквальном смысле портретировал их любимых скакунов. Как видно по его картине, анатомию лошади Стаббс знал до мелочей (он, кстати, об этой самой анатомии даже книгу написал). Но заметьте: лошадь его, изображенная в прыжке, вовсе не производит впечатления летящий. Вы смотрите на нее – и не чувствуете движения. Она больше похожа на лошадиное чучело, подвешенное к потолку на невидимой веревке.

А вот лошади Дега - совсем другое дело. Пусть не так детально выписанные, они зато и вправду словно летят вперед. Как Дега это удается?

Насколько я понимаю, во многом это связано с деятельностью зеркальных нейронов, открытых в середине 20 века. Научно доказано: линия, проведенная по холсту, активирует в мозгу те же нейроны, которые отвечают за движение, схоже с движением, породившим эту линию. Заковыристое предложение получилось? На самом деле все просто: проведите линию по холсту быстро, резко, размашисто - и в мозгу зрителя активируются нейроны, отвечающие за быстрые и размашистые движения. Проведите линию плавно, не торопясь, и в мозгу зрителя активируются нейроны «ленивые».

Поэтому то, что порывистые, стремительные, резкие мазки Дега передают стремительное движение лошади – не бездоказательные разглагольствования искусствоведов, а вполне объективное научное утверждение. А лично мне всегда становится вдвойне интересно, когда искусствоведение и естественные науки находят точку соприкосновения.

Впрочем, для того, чтобы оценить мастерство Дега, знать о работе зеркальных нейронов вовсе не обязательно)

Комментарии: