Цифровой и оккультный маджонг

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В первой главе книги «Суфени-тян наносит ответный удар» упоминались два основных подхода к игре в маджонг: цифровой и оккультный. Эти два термина родом из Японии и в русском риичи-сообществе начали использоваться интуитивно, без чётких определений. В этом материале я поясню их смысл для тех, кто сталкивается с ними впервые, а также развею расхожий миф об оккультном маджонге. Наконец, мы разберёмся какой же и из этих двух подходов использует Суфени-тян.

Начнём с простого: цифровой маджонг предполагает, что выгоду от любого решения можно посчитать. Для рянмена 34 ман есть 8 полезных тайлов (по четыре штуки 2 ман и 5 ман), для канчана 24 ман — только 4 полезных тайла (четыре 3 ман), — значит рянмен лучше канчана. До тех пор пока можно провести все необходимые вычисления, цифровой поход даёт абсолютно точный правильный ответ. Однако сложность таких вычислений резко возрастает, когда за столом четыре игрока и надо оценивать руки троих только по открытым сетам и дискардам, учитывая текущее распределение очков. В реальном времени ни один человек провести такой объём расчётов не может, и это не говоря о том, что информация о каждой руке на самом деле неявным образом зависит от информации о других. В таком случае на помощь приходит статистика — можно проанализировать огромное количество сдач с похожими ситуациями, сравнить результаты разных решений и заявить какое из них лучше. Но это будет всего лишь ответ «в вакууме», никак не учитывающий особенности конкретной ситуации, — он будет правильным «в среднем», но ни о какой абсолютной точности тут речи уже не идёт.

Статистические выкладки Бомбардировщика из книги «Стратегия ИИ для маджонга»

Дальше пошёл герой прошлого перевода — ИИ Бомбардировщик с помощью моделирования получает свежую статистику для каждой конкретной ситуации. Вообще, разработка механизма для его расчётов должна была встретиться с огромными трудностями, но достижение ботом 9 дана говорит о том, что автор смог справиться с большей их частью. Тем не менее, вероятность темпая в чужих руках Бомбардировщик определяет только по открытым сетам и дискарду — без учёта остальной ситуации за столом, то есть не особо точно. Итого, цифровой маджонг — это путь к идеальной игре, по которому никогда не получится пройти до конца, по крайней мере человеку.

Теперь о маджонге оккультном. Под влиянием художественных произведений многие считают его областью исследования сверхъестественных сил, приёмов чтения «потока» и побед за счёт силы воли. Всё это действительно относится к оккультному маджонгу, но скорее его развлекательной части: в комментариях к играм профессионалов нередко можно услышать что-то вроде «все ждут на 6 со, сегодня это будет ключевой тайл» или «Маэхара-про — мастер вытаскивать иппацу цумо в дыру». При рассуждениях на подобные темы японцы нарочито говорят насколько это «интересно», а не «полезно». Хотя есть и игроки вроде Цучиды Косё, которые специально делают вычурные супер «оккультные» ходы частью своего образа.

Но на самом деле оккультный маджонг — это вполне реальный подход к игре, который основан на «опыте». Просто сыграв много ханчанов можно заметить закономерности, не прибегая к расчётам из области цифрового маджонга. Причём эти закономерности может быть крайне трудно узнать с помощью цифрового подхода, но на практике они будут работать. Также важно, что большое внимание уделяется психологии — стороне, которую цифровой маджонг полностью игнорирует. Например, zeRo в видео на своём youtube-канале приводил пример «потока» в футболе:

«Счёт 1:0 гораздо проще удержать, чем 2:0. При 1:0 нет права на ошибку, поэтому концентрация игроков максимальная, однако при 2:0 игроки расслабляются, а потом раскисают из-за пропущенного мяча, в то время как забившая команда воодушевлённо бежит сравнивать счёт при 2:1».

https://youtu.be/xBs0nz7YGDg?t=301

Видео zeRo «Почему в JPML многие верят в поток» (просмотр по ссылке выше)

Таким образом, оккультный маджонг в состоянии дать гораздо больше ответов, чем цифровой. Но есть, разумеется, и недостатки: во-первых, установленная за счёт практики закономерность может оказаться неверной — просто так сложились обстоятельства, подобное случается на любом реальном для человека количестве игр; во-вторых, часто невозможно установить чёткие критерии — человек подсознательно учитывает гораздо больше факторов, чем может сформулировать. Поэтому оккультные игроки с опытом игры по 30-40 лет очень сильны, однако в полной мере передать кому-то эти умения не представляется возможным.

Цифровой маджонг — это чёткая и красивая теория, которая не может ответить на все вопросы в условиях реальной игры. Оккультный маджонг — это метод проб и ошибок, предоставляющий много информации, но не дающий чётких ответов. Поэтому любой игрок использует оба этих подхода: просчитывает точные ответы в пределах своих возможностей, а когда достигает предела — обращается к своему опыту. Это сочетание вполне естественно и продуктивно: чем пытаться бросить вызов маджонгу одними сложными вычислениями, эффективнее выделить закономерности на практике, а потом доказать их справедливость цифровыми методами — в прошедших по этому пути игровых приёмах сомневаться уже не приходится.

В первой главе «Суфени-тян наносит ответный удар» автор писал, что Суфени-тян, как сильнейший искусственный интеллект, должна быть вершиной цифрового маджонга, но её игра явно отличается от предлагаемой актуальным цифровым подходом. Это можно объяснить тем, что Суфени-тян просто считает лучше всех людей и роботов, которые этим занимались ранее. Если смотреть на её результаты с цифровой точки зрения это очевидно: чем точнее расчёты, тем лучше должен быть результат, и наоборот. Однако пришла ли к своим достижениям Суфени-тян именно за счёт повышения точности вычислений — большой вопрос.

https://yandex.ru/lab/calc

Посмотрите на «рукописный калькулятор» от яндекса. Это простая иллюстрация как работают нейронные сети: калькулятор не понимает, что ему дают числа, он просто прошёл обучение на большом количестве примеров — накопил опыт — и выдаёт на картинку с арифметическим выражением картинку с его результатом (при этом иногда ошибается). Прямой путь от входных данных к ответу, без промежуточных вычислений и без ошибок в них. Ошибки в результатах есть, но связаны они либо с неправильным опытом, либо с отсутствием подходящего опыта. Узнаёте оккультный подход?

В основе Суфени-тян лежит именно нейронная сеть (возможно не одна, и подробности реализации не публиковались). В пресс-релизе разработчики выделили три ключевых фактора: огромное пространство состояний — это позволяет в реальном времени воспринимать ситуацию за столом в целом, а не какие-то отдельные параметры; построение предположений о руках противников — это снижает объём «неизвестной» информации и позволяет предугадывать развитие событий; игра на максимальный результат в ханчане, а не в одной сдаче — Суфени-тян умеет и специально набросить, когда это выгодно. Никакими «расчётами супер укеире 80-го уровня» или другими «цифровыми» достижениями они не хвастались — вероятно, что в них просто не было необходимости. Возможно, в Microsoft Research Asia разработали сильнейший в мире оккультный искусственный интеллект для игры в маджонг.

Впрочем, цифровой и оккультный подход враждуют только в головах ярых поклонников одного из них. Чем выше уровень игры, тем меньше между ними должна становиться разница, разве что в оккультном останется оценка психологических факторов в виде дополнения. Забавно, что накапливая опыт игры с реальными игроками, Суфени-тян наверняка легко освоит и эту область, да и чтение мифического «потока», если он вдруг существует. Жаль только, что мы об этом не узнаем.


Источник: m.vk.com

Комментарии: