Антиномия времени |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-08-14 19:00 Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Вопрос о том, как устроено время, есть ли у него начало и конец или оно простирается бесконечно долго в прошлое и будущее, волнует людей с древнейших времён. Попытки ответить на этот вопрос мы видим уже у учёных античности и в древних религиозных книгах. Пытаемся на него ответить мы и сегодня, в том числе и при помощи методов естественной науки. В научном мировоззрении этот вопрос сегодня как правило ассоциируют с событием под названием «Большой Взрыв». Космология полагает, что рождение нашей Вселенной в том виде, в каком мы её знаем, произошло в результате сверхбыстрого расширения материи из пространственно-временной сингулярности. Однако надо понимать, что это мнение нельзя считать фактом - знание об этом событием нами не может быть подтверждено никакими непосредственными наблюдениями, мы доказываем его косвенно, при помощи гипотетико-дедуктивного метода. С другой стороны, даже если такое событие имело место, то в действительности ли мы можем быть уверены, что это и есть начало времени? Господствующая в академическом мире интерпретация утверждает положительно, говоря о том, что нет даже никакого смысла говорить не только о существовании нашей Вселенной до этого момента, но нет смысла говорить и о существовании времени до него. Но подобная позиция доминирует в первую очередь потому, что она способствует большей простоте теоретической модели. Модели, указывающие противоположное также могут быть построены и по этой причине рядом исследователей предлагались и другие интерпретации. Например о том, что Вселенная циклически расширяется и сжимается и Взрыв, таким образом, лишь граница очередного цикла. Иные учёные полагают, что Вселенная имела ранее другую пространственно-временную ориентацию. То есть в целом современные возможные решения проблемы о начале времён не особо отличаются от тех, что высказывались тысячелетия назад: конечность, бесконечность, циклы. Иммануил Кант полагал, что эта проблема неразрешима принципиально и это следует из свойств человеческого сознания. Он писал, что человеческому разуму присущи неудалимые противоречия особенно в том, что касается суждений об универсальных свойствах мира. Такие противоречия он называл «антиномиями чистого разума». В своём главном труде «Критика Чистого Разума» он приводит примеры таких антиномий, одна из которых как раз касается вопроса о начале времён. Если мы предположим, что Вселенная началась в какой-то момент, как предполагает основная современная космологическая интерпретация, то означает, что либо неподвижное бытие в какой-то момент начало двигаться, либо небытие в какой-то момент самопроизвольно перешло в бытие. Это, по Канту, нарушает очевидный нам закон причинности: у всякого события должна быть причина. Если же у начала времени есть причина, то именно эту причину следует считать настоящим началом. В этом случае, однако, новое начало будет обладать таким же изъяном и нам не останется ничего кроме как указать, что всегда имеется бесконечная цепь предшествующих событий. Это противоречит исходной гипотезе, следовательно, она не верна. Казалось бы это должно значить, что мы исключительно логически можем доказать бесконечность времени в прошлом, но и здесь Кант даёт отрицательный ответ. Проведём следующий мысленный эксперимент: в бесконечно удалённый от нас в прошлом момент появляется бессмертное существо-наблюдатель. В силу того, что он бессмертен, он также застанет наши с вами рождения, жизни и, вероятно, смерти. Для этого ему нужно «всего лишь» прождать бесконечность. И тут мы опять наткнулись на противоречие: бесконечное время по определению - такое время которое не может кончиться, не может пройти. Подобное нарушает один из основных законов логики - закон противоречия. Для любого утверждения либо оно само либо его отрицание должно являться истинным. С точки зрения критической философии Канта подобное положение связано с тем, что время вообще - субъективный продукт нашей психики. Время не существует для мира объективно (во всяком случае в том виде, в каком мы его понимаем), а является лишь способом нашего сознания к упорядочиванию нашего опыта. В таком случае возможно абсурдно говорить не только о времени «до Большого Взрыва», но также и о времени до появления сознания, подобного человеческому. Иначе о нём невозможно рассуждать непротиворечиво. Комментарии: |
|