Агностицизм как свобода познания

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-08-31 12:00

Философия ИИ

Агностицизм – весьма оригинальная философская концепция, которая позволяет объяснить все, что угодно, не объясняя, по сути, ничего. Согласно этой концепции, окружающую действительность невозможно познать полностью в принципе, потому что на пути к объективности всегда будет стоять человеческий фактор – субъективное восприятие исследователя.

Субъективность – это данность, предопределенная физическими возможностями исследователя и доступными ему средствами ведения исследований, которые также не могут быть совершенны, потому что тоже сделаны человеком.

С этих позиций никакая концепция, касающаяся устройства внешнего мира, не может быть полностью достоверной, и ни одну из них нельзя проверить настолько, чтобы установить окончательную истину. В то же время, ни одну концепцию внешнего мироустройства нельзя опровергнуть, потому что установить истину невозможно, а значит, потенциально истинным может оказаться любое утверждение.

Данный концептуальный подход в теории познания существует давно, однако сам термин «агностицизм» был предложен только в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли. Различают философский, религиозный и научный агностицизм. Рассмотрим каждое из направлений.

Религиозный агностицизм

Наиболее яркое применение данной концепции мы видим в теологии. Агностик считает невозможным установить факт существования бога, равно как и опровергнуть факт его существования. Поэтому мыслящий человек может верить в бога только в рамках допущения возможности его существования, но никак не в качестве приверженца какой-либо религии со всеми ее догмами и ритуалами.

Догматизм любой религии противоречит убеждениям агностика о непознаваемости окружающего мира, поэтому любые приписываемые божествам сверхспособности не могут быть взяты на веру, равно как и не могут быть опровергнуты. Соответственно, требование соблюдения религиозных ритуалов тоже ничем не обосновано, и уж точно не может быть объяснено, почему они должны быть такими, а не какими-то другими.

Сам факт попыток навязать некие догматы недопустим с точки зрения агностицизма, потому что любые приводимые доказательства существования или отсутствия бога не могут быть достаточными и убедительными ввиду субъективности самого процесса познания. Более того, нужно считать недопустимым и аморальным само требование принимать что-либо на веру, не требуя логических доказательств. Другими словами, само по себе познание агностицизм не отрицает, однако указывает на его субъективность.

Такой подход позволил философам прошлого противопоставить агностиков и верующим, и атеистам, потому что и верующие, и атеисты высказывались однозначно либо «за», либо «против» факта существования бога, однако никто не готов допустить, что не может знать, так ли это. Заметим, что сторонников агностицизма среди философов достаточно много.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма,  эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант  считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого ? (альфа), что значит «без», и ?????? (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.


Источник: 4brain.ru

Комментарии: