Системы видеонаблюдения призваны повысить безопасность детей, но не только: с их помощью можно будет вести учет рабочего времени персонала школы, а также отслеживать посещаемость уроков. Камеры предполагается разместить в коридорах школы, залах, а также на лестницах и снаружи.
Эксперты из сферы образования и родители рассказали «МК» о своих опасениях по поводу проекта.
Председатель комиссии по образованию Мосгордумы, заслуженный учитель России Евгений Бунимович:
– Мой опыт уполномоченного по правам ребёнка говорит о том, что от опасности никуда не деться. Да, безопасность в школах надо усиливать, но меня смущает, что, первое, это делается как всегда без конкурса, и насколько это будет реально воплощено, и сколько денег «уплывет», неизвестно. Это огромный заказ. Второе – хорошо, если будут следить только за тем, чтобы не было посторонних в школе, но я категорически против того, чтобы таким образом следили за рабочим временем учителей. А если педагог ходит по коридору и думает о своем уроке – это его рабочее время или нет? Также вызывает недоумение, зачем с помощью камер сообщать родителям, когда ребенок в школе, а когда нет, если уж сейчас на входе в школы существуют магнитные карточки, которые это фиксируют. Система должна обеспечивать только одну функцию – безопасность детей. Здесь надо понимать, что, условно говоря, в туалете камер быть не должно. Соотношение между безопасностью и свободой, между безопасностью и правами человека – это один из самых болезненных вопросов сегодня. И если это решить корректно, то я «за».
Сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель», учитель русского языка Всеволод Луховицкий:
– Во-первых, надо говорить о том, что камеры могут относиться только к общему пространству – коридорам, залам и так далее, потому что часто раздавались голоса о необходимости установить такие системы в классах – мы, разумеется, были бы резко против. Но самое главное, я не очень понимаю, каким образом это может помочь повысить безопасность. Предположим, в школе появляется хулиган со стороны и его лицо будет зафиксировано. Означает ли это, что какой-то человек должен постоянно, в течение всего рабочего дня отслеживать записи по всем камерам? Получается, система предназначена не для предотвращения преступления, а для поимки преступника, который уже совершил злодеяние. Для защиты от посторонних лиц достаточно уже существующей системы электронных пропусков. Здесь скорее речь идет не о безопасности, а о поддержании дисциплины. Многие считают, что если дети будут знать, что за ними постоянно следят, то они будут меньше нарушать дисциплину. Так ли это — неизвестно.
Другой вопрос: кто и в какой ситуации будет получать доступ к этой записи? Если охранник сидит, смотрит-любуется, как там детки на переменах носятся, толкаются – мало ли что может быть, платье у девочки задерется или еще что, то в этом ничего хорошего нет. Другое дело, если доступ к записи получает, скажем, директор школы в случае происшествия, тогда это вполне возможно. Поэтому вопрос, кто будет иметь доступ к этой информации и какое время она будет храниться, – самый важный.
Председатель Национального родительского комитета России, многодетная мама Ирина Волынец:
– С одной стороны, родители заинтересованы в безопасности детей, но, с другой стороны, всех смущает, что это биометрия, сканирование лица. Очень часто получается, что данные оказываются совсем не в тех руках. Такие решения должны приниматься в согласии с родителями. Кроме того, на запуск систем выделяются гигантские суммы, при этом несколько тысяч школ в отдаленных регионах, где нет элементарных удобств. У нас будут камеры в школах, а туалет на улице? Существует огромная заинтересованность структур, которые лоббируют закупку этого оборудования, обслуживание, замену. На эти деньги можно было бы привести в порядок значительную часть школ, за которые просто стыдно.